Из кругосветки – в родную гавань!
«Адмирал Владимирский» вышел из Кронштадта 3 декабря 2019 года. Исследовательское судно посетило Лиссабон, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, пришло к станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде 28 января, в 200-летнюю годовщину открытия шестого континента российскими военными моряками, исследовало Западную Антарктику, центральную часть Индийского океана, посетило Сейшельские острова, обогнуло южную оконечность Африки. Завершил свой кругосветный маршрут «Адмирал Владимирский» 1 июня, преодолев пролив Большой Бельт, пройденный в декабре 2019 года на старте экспедиции.
«Поздравляю замечательный экипаж судна «Адмирал Владимирский», преодолевший этот очень непростой маршрут к берегам Антарктиды по следам первооткрывателей, которые два века назад так же отправлялись в своё путешествие от берегов Кронштадта. Я рад, что экспедиция прошла успешно, проведены исследования Мирового океана, получены ценные научные данные. Жители Кронштадта очень горды тем, что их родной город уже много лет становится отправной точкой славных морских походов и экспедиций. Город морской славы Кронштадт всегда
с теплотой провожает моряков в плавание и с большим радушием встречает вернувшиеся из морских походов экипажи. Вот и сегодня Кронштадт вновь рад приветствовать участников кругосветной экспедиции на своей земле».
Глава Кронштадтского района Олег Довганюк
«Владимирским» было пройдено более 45 000 миль. Экспедиция работала в тесном сотрудничестве
с Российским географическим обществом
«Адмирал Владимирский» 3 декабря 2019 года отправился из Кронштадта для участия в кругосветной океанографической экспедиции ВМФ России, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды и 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна.
8 июня океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» вернулось в Кронштадт. Это была необычная встреча.
В условиях пандемии, когда большое скопление людей запрещено, на Усть-Рогатку были допущены лишь официальные лица и журналисты. Родственникам пришлось ждать по ту сторону КПП.
Как радостно обычно встречали моряков и гражданских участников экспедиции! Не было нынче ни флагов, ни ярких шаров, ни цветов и самодельных плакатов. Но традиция вручения на берегу жареного поросёнка всё же не была нарушена.
Три месяца экипаж не сходил на берег, был частично изменён маршрут – вместо захода в средиземноморские порты судно двигалось вдоль западного берега Африки.
И вот родной Кронштадт. И волнение – посадят на карантин или нет? Волнуются моряки, переживают родные. А пока сверкает медь оркестра. Начальник экспедиции Олег Осипов докладывает о прибытии и выполнении задач. За время экспедиции судно побывало в трёх океанах, пересекло экватор и 28 января, в день открытия Антарктиды, прибыло к российской станции «Беллинсгаузен». Маршрут экспедиции был построен так, чтобы «Владимирский» следовал по пути шлюпок «Мирный» и «Восток», вышел на траверс «Беллинсгаузена», где экипаж вместе с сотрудниками станции провёл торжественные мероприятия в честь выдающегося события.
Наименее исследованным, как показал анализ, является тихоокеанский сектор Антарктики. Это видно по снимкам со спутников – обнаружено несоответствие фактической и нанесённой на карту береговой черты, поэтому перед кругосветной экспедицией ВМФ стояла задача – провести исследования, которые позволили бы получить точные данные. По информации главкома ВМФ, адмирала Николая Евменова экспедиция уточнила координаты береговой черты острова Пётр I. Его реальное положение оказалось на три мили севернее, чем на карте 1994 года. Выяснилось, что очертания острова также не соответствуют нанесённым на карту.
Как рассказал в интервью, состоявшемся прямо на борту судна, Олег Дмитриевич Осипов, руководитель экспедиции, заместитель начальника управления навигации и океанографии Минобороны РФ, капитан 1 ранга, поход был сложным:
– Ветры до 31 метра в секунду, а волна до 7,5 метров. И ещё: исследования проводились в различных климатических зонах – от тропиков до Антарктики. В Антарктике мы видели серое свинцовое небо, большую часть пути была плохая видимость – туманы, встречались айсберги и ледовые поля. Но экипаж показал себя отлично! Работали с охотой, многие проявляли личную инициативу.
С нами были подготовленные руководители. Курсанты, в основном, были дублёрами, но допускались и к самостоятельному исполнению обязанностей, проводили исследования.
Магнитное поле Земли – ещё один объект изучения. Одно из самых изменчивых полей. С его воздействием сталкиваются и обычные люди – от него зависит самочувствие человека. А ещё – работа многих технических средств. Например, может зависать компьютер, исчезать мобильная связь. Как пояснил Олег Дмитриевич, важно изучать происходящие процессы в «самой точке», а не удалённо. Этим, в том числе, занимались и специалисты Антарктической экспедиции. Важная часть работы – комплексные океанографические исследования. Они включают промер, данные гидрологических станций, метеорологические параметры, исследования полей – магнитного и гравитационного. Осипов рассказал, что в море Беллинсгаузена был выполнен промер в масштабах карты. Результатом работы станет переиздание навигационной морской карты. Антарктика – международный континент. И за безопасность мореплавания отвечает международное сообщество, так что карты поделены между странами. А результатом станет точная карта одной из территорий Антарктиды.
Плавание далось нелегко не только людям, но и судну. Входивший
в гавань Кронштадта «Адмирал Владимирский» выглядел уставшим, как устаёт человек после нелёгкой дороги или тяжёлого труда. Но он выдержал испытание. К кругосветке его готовили на Кронштадтском морском заводе. Швартовные испытания прошли с середины августа 2019 года в соответствии с утверждённой программой. Была подтверждена работоспособность механизмов системы жизнеобеспечения судна, двигателей, электрооборудования, средств связи и электроники. В процессе ходовых испытаний проверили системы управления и движения, навигации, главную энергетическую установку и современное гидрографическое оборудование. Впереди у моряков-исследователей – новые маршруты.
Галина Маркина
Фото Надежды Капрановой
Написать комментарий: