Почему выросли аппетиты «розовой квитанции»?
Первый в новом году счёт за оплату жилищно-коммунальных услуг неприятно удивил многих жителей Кронштадта. Аппетиты «розовой квитанции» существенно выросли. О причинах роста платы «КВ» поговорил с Сергеем Потехиным, сотрудником Жилищного агентства Кронштадтского района – государственной организации, контролирующей начисления жителям города за коммунальные услуги.
– Сергей, наши читатели спрашивают: почему так выросла сумма счёта по сравнению с декабрьской квитанцией?
– Вы правы, рост заметный, около 16 % по отношению к декабрю. Средний размер январского счёта – около 5,5 тысяч рублей. Самая «тяжёлая» услуга – оплата за отопление. Её размер рассчитывается исходя из площади, поэтому собственники квартир большой площади всегда платят больше владельцев небольших 1–2-комнатных квартир. Конкретно в январской квитанции рост обусловлен снижением средней температуры воздуха – с плюс 3,8 градуса в ноябре до минус 3,4 градусов в декабре. Перепад составил больше шести градусов. Простая арифметика: чем холоднее на улице, тем больше тепла необходимо для обогрева дома, тем больше потреблённого тепла зафиксирует общедомовой прибор учёта, и тем больше сумма в графе «отопление».
– В январе мы оплачиваем декабрьское тепло наших батарей?
– И не только тепло, но и другие коммунальные услуги, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию). Подчеркну, мы оплачиваем только фактически потреблённые ресурсы, согласно показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учёта. Практически в каждом доме установлены общедомовые приборы учёта теплоносителя и водопроводной воды. Плата за отопление начисляется в соответствии с показаниями: объём потреблённой тепловой энергии делится на общую площадь дома (жилые и нежилые помещения) и умножается на площадь квартиры и на тариф на тепловую энергию. Данные о расходе тепловой энергии предоставляет в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» управляющая компания – «ЖКС Кронштадского района». Особенностью оплаты по приборам учёта является то, что в счёте текущего месяца вы платите за ресурс, потреблённый в предыдущем. Если произошла авария на сетях, и отопление временно было отключено, или температура теплоносителя была ниже положенной, прибор учёта покажет реально потреблённый объем, и плата за тепло, соответственно, будет ниже.
Если дом не оборудован общедомовым прибором учёта, плата за отопление рассчитывается на основе трёх факторов: норматива на отопление, тарифа и площади квартиры. Норматив умножается на тариф и на площадь квартиры. Норматив зависит от категории дома, поэтому плата за отопление в квартирах одинаковой площади, но в разных домах, может различаться. В Кронштадте около 20 домов, где общедомовые приборы учёта не установлены. Это связано с техническими особенностями инженерных сетей.. Определить, оборудован ваш дом прибором учёта тепла или нет, просто: в нижней строке «розовой квитанции» – строчка с показаниями ОДПУ, общедомового прибора учёта.
– А кто снимает показания с общедомовых приборов учёта?
– Снятие показаний осуществляется управляющей организацией ежемесячно, 23-го числа каждого месяца, дистанционно, с помощью цифровых передатчиков, установленных на узлах учёта. Сотрудники управляющей компании проверяют корректность полученных отчётов и 25-го числа вводят данные в базу расчётного центра ГУП ВЦКП, который и выставляет нам «розовую квитанцию». Распределение объёма тепла на отдельно взятую квартиру осуществляется автоматически. Затем управляющая организация совместно с РЖА проверяет эти результаты: сверяет расходы с предыдущим месяцем, выявляет максимальные и минимальные показатели. По результатам готовится окончательный реестр начислений. В период с 5-го по 10-е числа каждого месяца Жилищным комитетом Санкт-Петербурга совместно с Кронштадтским РЖА осуществляется мониторинг размера платы за жилищно-коммунальные услуги, детальному рассмотрению подлежат лицевые счета с ростом платы свыше 15% относительно предыдущего месяца.
Если вы не подаёте данные до 25-го числа, компьютерная программа заводит данные по нормативу, и вам могут выставить счёт за услуги больше, чем вы реально потребили. Придётся потом писать заявление на перерасчёт услуг.
– Возросла не только плата за отопление, но и другие строчки в квитанции. С чем это связано?
– С 1 января 2019 года в связи с изменениями в федеральном законодательстве размер тарифов на жилищные и коммунальные услуги был увеличен с учётом роста ставки НДС, на 1,7 процента. Это тарифы за горячее и холодное водоснабжение, радио, антенны, взносы на капитальный ремонт и другое. Это повлияло на общую сумму в квитанции. Но самой весомой долей платежей остаётся отопление, поэтому так важно экономить тепловую энергию.
– А как жители могут экономить тепло, если счётчик на дом общий?
– Общедомовой прибор учёта считает потреблённую энергию по разнице температуры теплоносителя на входе и выходе из дома. Теплоноситель – это горячая вода, которая идёт по батареям. Сегодня у многих установлены клапаны-регуляторы на батареях и перемычки-байпасы, которые позволяют пропускать теплоноситель мимо радиатора, если в квартире тепло. В этом случае теплоноситель быстрее проходит через систему, меньше остывает, и прибор учёта считает меньше калорий. Кроме того, сотрудники управляющей компании осуществляют так называемое «погодное регулирование» – увеличивают или уменьшают подачу теплоносителя в дом в зависимости от фактического температурного режима. Мы это видим по изменению температуры радиаторов. Когда на улице оттепель, батареи греют меньше. Если этого нет, необходимо обращаться в диспетчерскую службу и требовать провести регулирование. Кстати говоря, в домах, где проводится плановый капремонт системы теплоснабжения, с согласия собственников устанавливается автоматическая система погодного регулирования. Это нововведение уже успели оценить жители нескольких домов 19-го квартала, где в позапрошлом и прошлом годах проходил капремонт отопительных систем. Они уже экономят на оплате за тепло.
– Что ещё обычный житель может сделать для экономии своего «коммунального бюджета»?
– Вовремя оплачивать «розовую квитанцию». Если задерживать платежи, управляющая компания обязана выставлять пени. Согласно Жилищному Кодексу, пеня выставляется на 3-е число каждого месяца после просрочки платежа, за каждый день просрочки. Если не гасить пени, через три месяца размер ежедневной пени возрастает. Это требования закона.
– А что делать жителям, если они не согласны с размером выставленного счёта?
– По решению главы администрации Олега Анатольевича Довганюка в Кронштадте создана специальная консультационная группа нашего районного жилищного агентства по работе с жителями. Группа работает в помещении Жилкомсервиса по адресу: Посадская улица, дом 33, каб.13 (3 этаж). Режим работы: каждые вторник и четверг, с 18 до 19 часов, суббота – с 11 до 13 часов. В случае разногласий с управляющей компанией по выставленным счетам собственнику или нанимателю жилого помещения необходимо в указанное время прийти к специалистам группы со своими платёжками. Специалисты проверят правильность начисления платежей, дадут необходимые консультации, при необходимости назначат перерасчёт.
В консультационную группу также имеет смысл обратиться, если собственник по сложившимся жизненным обстоятельствам не может оплачивать счета. В этом случае ему подскажут, как оформить государственную субсидию на коммунальные услуги, помогут составить индивидуальный график расчётов.
Беседовал
Константин Андреев
Написать комментарий: