Кронштадтская крепость – под ударом

Неприступная когда-то система укреплений Кронштадтской крепости, задуманная Петром I как грозный оборонительный комплекс столицы Российской Империи, сегодня нуждается в защите. Спустя столетия она всё так же продолжает отражать удары. У крепости серьёзные враги – время и вандализм потомков, ради жизни которых она когда-то строилась.

«Металлисты» начали бы с самого доступного, а доступные элементы из металла оказались «Металлисты» начали бы с самого доступного, а доступные элементы из металла оказались нетронутыми. Явно интересовали орудия. У коллекционеров такие орудия будут стоить гораздо дороже.

Двадцать одно укрепление, семнадцать из которых расположены в Финском заливе, некогда единой цепи оборонительных сооружений – принадлежат разным ведомствам и арендаторам. Набеги вандалов на незащищённые форты начались давно и продолжаются до сих пор. Все металлические элементы, которые можно было спилить и сдать, вывезены на лом. Мягкое наказание за вандализм и отсутствие охраны на многих укреплениях делает форты лёгкой добычей желающих поживиться тем, что «плохо лежит».

Ограбление 6-го Северного

Около месяца назад СМИ Петербурга всколыхнула новость о наглом разграблении 6-го Северного форта, который меньше года назад передан Минобороны в ведение АУИПИК – Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Почему-то без охранного обязательства, без сторожей. 6-й Северный хорошо сохранился, однако как только форт стал доступен для посещения, это «недоразумение» предприимчивые граждане решили исправить: разворотили великолепную ограду форта, выдрав «с мясом» чугунные орудия XIX века, бывшие декоративными элементами, приступили к распилу уникального крана, от которого бы тоже ничего не осталось, если бы яхтсмен Ларион Топчий случайно не обнаружил изменения в облике форта и не написал в «ВКонтакте» пост о случившемся.

Уничтожить за 10 дней

Сообщение Лариона было опубликовано 26 октября. Он лично посетил форт 25 октября. Разграбление происходило не в один день. Это понятно по фотографиям, которые делали на 6-м Северном туристы: 15 октября ограда из пушек была уже выломана, но ещё не вывезена, а 25 октября из восьми пушек на форте осталась одна. За этот промежуток был также частично разобран кран. Скорее всего, по мнению Лариона, орудия дёргали тросом, прицепленным к плавучему буксиру, затем подтаскивали к краю причала и грузили небольшим краном на палубу какой-то баржи.
К делу подключился депутат Законодательного собрания Алексей Ковалёв, известный своей деятельностью по сохранению исторического наследия, который направил жалобы в КГИОП и главное управление МВД. На объект выезжали представители прокураторы, следственных органов, КГИОП и АУИПИК.

Тайна пушек на дне залива

На «Фонтанке.ру» опубликован материал, в котором сообщается о том, что четыре из семи украденных орудий обнаружены водолазами на дне Финского залива. Новость хорошая, однако Ларион Топчий сомневается в этой информации.
– Пушки как-то очень быстро и просто нашлись под водой. Шум прошёл, и все выдохнули с облегчением. Сомневаюсь, что люди, которые приложили столько усилий на выламывание монументальных конструкций, в результате тупо скинули добычу прямо на форте. Целый месяц «работали» и так бездарно бросили. Есть ли там пушки на самом деле, проверить можно будет, но весной.
– Может быть, их оставили, просто потому что вывозили не всё сразу, ведь вес каждой около четырёх тонн? Решили частями?
– Это маловероятно. Скинув их на дно, люди дальнейший их вывоз сделали практически невозможным или в разы усложнённым.
Есть ли пушки на дне залива или нет – пока остаётся только гадать или верить на слово «Фонтанке».

Цель грабежа

Цель грабежа, конечно, всегда одна – продать краденое.. Обычно металл срезают, чтобы банально сдать его в пункт приёма.. Но тут ситуация иная. По мнению Романа Шапошника, историка, фортоведа, продажа на лом в данном случае под вопросом. Несмотря на то, что пушки весят 3,5–4 тонны, чугун специфический по составу, особой ценности не представляет. А вот для коллекционеров орудия представляют интерес.
– «Металлисты» начали бы с самого доступного, а доступные элементы из металла оказались нетронутыми. Явно интересовали орудия. У коллекционеров такие орудия будут стоить гораздо дороже. Вывоз за границу маловероятен, поскольку вывести столь тяжёлые орудия сложно. И потом, в той же Финляндии пушек больше, купить их там можно совершенно свободно и легально.
А если четыре пушки всё-таки на дне залива, где искать другие три?
– Где-то рядом, – предполагает Роман Шапошник. – Если четыре пушки на дне, вероятно, и остальные три недалеко. Возможно, на базе Горская. Скорее всего, орудия вывозили туда, потому что это самый короткий и простой путь. Возможно, они где-то на территории базы или под водой. Скорее всего, пушки будут найдены, если там всё прочесать. Видимо, когда всё всплыло, злоумышленники просто не успели переправить их.
– Какой возраст утраченной ограды?
– Строительство морских Северных батарей, в том числе и 6-й , велось в 1850–1860-х годах. Ограда – часть родного проекта укрепления. Есть даже фрагмент чертежа, опубликованный в книге «Кронштадтская крепость» Раздолгина и Скорикова. Такая же ограда была на 4-м Северном. Это два форта-близнеца. Воссоздание ограды, даже если найдутся все пушки, – процедура очень сложная. Понадобится специальная техника, и это, конечно, надо делать комплексно, при восстановлении всего объекта.

Пилить уже нечего

По мнению Романа Шапошника, восстановить все укрепления сегодня невозможно. Необходимо составить перечень наиболее интересных и сохранных с точки зрения истории объектов, которые следует реконструировать и развивать в первую очередь. Но консервировать необходимо весь комплекс, поскольку все укрепления – объекты ЮНЕСКО, считает Роман.
– На большей части памятников уже всё утрачено, речь идёт просто о физическом сохранении. Кирпич и бетон тоже изнашиваются. Идут процессы, которые через несколько десятилетий приведут к физическому разрушению казематов. Останутся только островки, которые также разрушаются. Ранее были волноломы, сейчас их не осталось почти нигде. Волны, ветер, ледоходы разрушают острова. Все противоаварийные работы очень дорогостоящие. Поэтому люди, которые берутся восстанавливать
и сохранять укрепления, по сути меценаты. Ошибочно думать, что форт, взятый в аренду, сулит прибыль, наоборот, – большие затраты.
К сожалению, на «Тотлебене» и «Обручеве» арендаторы никак себя не проявляют. Как итог, на «Тотлебене» даже сейчас ведётся разграбление – выкапывают кабель. Свежая траншея была в конце сентября.
– Роман, как по-вашему, возможно ли на общественных началах организовать патрулирование фортов, хотя бы летом, в туристический сезон? На свои средства поставить охрану или камеры, например? Представители водного туризма готовы участвовать в этом?
– Теоретически такое возможно. Но, к большому сожалению, опыт нашей инициативной группы показывает, что обычно инициатива натыкается на формальные сложности, поскольку есть официальный балансодержатель, который и должен всем этим заниматься. Никто по законодательству не имеет права ничего ставить на объекте. Может, только, если заключить договор с АУИПИК? Неравнодушные люди и так сигнализируют, как и в случае 6-го Северного произошло.
Поможет ли туризм?
На мой взгляд обывателя, туризм однозначно надо развивать. Во-первых – это привлечёт внимание к фортам, во-вторых – это лучше, чем забвение, ведь чем больше жизни на объектах, тем больше шансов выжить. Но пока интерес к фортам совсем не так велик, как это может показаться на первый взгляд.
Один из организаторов туристических экскурсий по фортам пояснил, что сегодня туристов интересуют только Южные укрепления:
– Люди хотят увидеть «форты» – с юга их много, и все они рядом. Такие форты как Александр, Пётр, Кроншлот на расстоянии нескольких сот метров друг от друга. На север нужно идти целенаправленно на какой-то конкретный форт, либо устраивать целый поход на день. Ну и они, северные, не такие видные, как южные (тот же Чумный). Чумный в своё время получил мощный пиар за счёт фортденсов и корпоративов. Многие целенаправленно хотят на Чумный. Другие форты таких людей не интересуют. Кстати, в Кронштадте совершенно негде ставить лодку, катер, теплоход. Потому-то питерские «корабельщики» и не спешат к нам. Нет пристаней. Только военные, с которыми очень сложно договориться.

Евгения Стелс

Кто в ответе за форты?

■ На сегодняшний день большая часть объектов оборонительного комплекса Кронштадтской крепости принадлежит АУИПИКу – 11 фортов, в том числе 6-й Северный. К сожалению, они не охраняются, за исключением тех из них, что сданы в аренду. Это «Константин», «Риф», «Милютин», «Тотлебен», «Обручев», 3-й Северный и 7-й Северный.

■ В ведении Минобороны остаются: «Кроншлот», «Чумный», «Пётр I», батарея «Князь Меншиков», комплекс береговых батарей. Эти укрепления относительно защищены.

■ Наиболее сохранные объекты на данный момент, по мнению Романа Шапошника – комплекс береговых батарей Кронштадтской крепости, форт «Риф», «Милютин», кое-что на «Тотлебене» и «Обручеве», а также 6-й Северный, который сохранил очень много подлинных элементов, поэтому представляет большой интерес. Кстати, после скандала АУИПИК всё-таки поставило охрану на 6-м Северном.

Нужен координационный совет!

Решение проблемы сохранения укреплений Кронштадтской крепости очень тормозит административная ситуация – то, что объекты принадлежат различным ведомствам.
На консервацию и реконструкцию нужны большие финансовые ресурсы. Даже по программе «Форт за 1 рубль» желающих немного. Одни противоаварийные работы встают в несколько десятков, а иногда и сотен млн. рублей. Чтобы как-то сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, необходимо привлекать серьёзных меценатов, в первую очередь, нефтегазовые компании, которые могли бы справиться с этой нагрузкой. Фактор личности также может сыграть большую роль. Так Андрей Валерьевич Картаполов внёс большой вклад в восстановление береговых батарей Кронштадтской крепости.
Роман Шапошник убеждён в необходимости создания Координационного совета «Кронштадтская крепость»:
– Нужен совещательный орган, который бы объединил людей (собственников, арендаторов, историков), заинтересованных в сохранении Кронштадтской крепости как единого комплекса. Должна быть налажена координация по использованию объектов. Только объединившись можно сохранить Кронштадтскую крепость как исторический комплекс.
Администрация Кронштадтского района поддерживает инициативную группу сохранения фортов, но проводить какие-то работы на объектах Кронштадтской крепости не может, так как крепостные сооружения не были в своё время переданы на баланс городу.
«Вопросы сохранения объектов Кронштадтской крепости, в том числе фортов, внесены мной в повестку работы межведомственного Проектного офиса по стратегическому развитию Кронштадтского района Санкт-Петербурга», – рассказал корреспонденту КВ глава районной администрации Олег Довганюк.
«Для бюджета Кронштадта, и даже Санкт-Петербурга, содержание фортов станет непосильной ношей. Реставрация Кронштадтской крепости возможна только в рамках долговременной федеральной целевой программы. Часть наших фортов уже обретает вторую жизнь в рамках Парка Патриот Западного военного округа, но для сохранения остальных объектов нужна кропотливая межведомственная работа, начало которой нами положено», – уверен глава администрации.

 

 

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: