Дорога жизни – будет жить!

8 июля 2003. На недостроенном
водопропускном сооружении № 6.
Через несколько минут пойдёт
первый бетон возобновлённой стройки

Сегодня в «КВ» – премьера рубрики: «Кронштадт 2003 – 2017. Время перемен». Мы расскажем о тех позитивных переменах, которые произошли в нашем городе-острове за эти годы. Ведь к хорошему привыкаешь быстро, и многие кронштадтцы уже с трудом вспоминают, каким оно было в Кронштадте – начало XXI века. Новое поколение, пожалуй, и вовсе этого не знает. Долго думали: с чего начать, какой год выбрать для точки отсчёта, какое событие назвать ключевым. Остановились на 2003-м. Дата – 8 июля. В этот день произошло событие исторического масштаба – были возобновлены строительные работы на КЗС.

Заместитель председателя Госстроя РФ Анатолий Петраков:
«Мы бы не преодолели всех трудностей, если бы не существенная помощь Президента Российской Федерации…»

Перерезана красная ленточка. Дороге жизни быть! Слева направо: глава Территориального управления
Кронштадтского района Виктор Суриков, будущий губернатор Санкт-Петербурга, а тогда полпред Валентина Матвиенко, генеральный директор Балтийской строительной компании Игорь Найвальт

Сентябрь 2003 года. В центре
города. Гостиный двор. Без хозяина

Дамба

В Кронштадте Комплекс защитных сооружений Ленинграда от наводнений сразу назвали коротко и просто – дамба. Комсомольской стройке мы обязаны появлением нового микрорайона с первыми в нашем городе высотными многоэтажками – 19-го квартала. Сегодня его уже никто не называет «Простоквашино» – 19-й квартал вырос, похорошел, обзавёлся собственной инфраструктурой. В 2003-м всё здесь было по-другому: многочисленные проблемы и туманное будущее. Но главной печалью жителей нового микрорайона были даже не бытовые трудности, а остановка строительства дамбы и соответственно – потеря рабочих мест, ведь большинство из них – строители КЗС, приехавшие сюда из разных уголков страны. Впрочем, строили дамбу не только комсомольцы-добровольцы, многие кронштадтцы принимали в «стройке века» самое деятельное участие.
Дамба встала всерьёз и надолго. Этой стройке выпала трудная судьба. Сколько было споров на стадии проекта: строить или не строить, нанесёт КЗС вред экологии Финского залива или нет, защитит Ленинград от наводнений или не защитит, но проект отстояли и в 1980-м году начали строить. Семь лет шло строительство, а в 1987-м тема экологического вреда и непоправимых для Балтики последствий зазвучала вновь, причём, получила политическую окраску: на волне борьбы с дамбой проходили в депутаты и делали карьеру. Была создана специальная международная комиссия, которая работала три года и только в 1990-м году дала заключение: КЗС не наносит вреда ни экологии Невы, ни экологии Финского залива, и стройку необходимо завершить. Но наступили лихие 90-е…
И стране стало не до ленинградской дамбы. Пауза затянулась в общей сложности на 16 лет. Что такое незавершённая стройка? Это огромный материальный ущерб. За годы простоя происходило физическое и моральное старение построенных объектов, их постепенное разрушение и расхищение; миллионы рублей, затраченные на строительство, уходили в никуда, в песок.
На стройке царили хаос, разруха и запустение, в Кронштадте никто уже и не верил, что она может когда-нибудь завершиться.
Кронштадтцы грустно шутили, что всё было затеяно только для того, чтобы мы получили автомобильную связь с большой землёй, с парома пересели на автобус.
Но пришли иные времена. Дискуссии закончились. И Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным было принято окончательное решение о завершении стройки, определены источники финансирования и установлены сроки. Для кронштадтцев это историческое решение означало, что Дорога жизни (а в Кронштадте в то время дамбу называли именно так) будет жить!
В программе «Время» на канале ОРТ накануне торжественной церемонии возобновления стройки Владимир Владимирович Путин так определил важнейшие вопросы Санкт-Петербурга: метро, программа «Ветхое жильё», кольцевая дорога и КЗС.
8 июля 2003 года, в 11.00, на недостроенном водопропускном сооружении № 6, открывая торжественный митинг по поводу долгожданного события – возобновления работ на Комплексе защитных сооружений – заместитель председателя Госстроя России Анатолий Петраков сказал:
– Проблема возобновления строительства, особенно в отношении финансирования, была сложнейшей. Мы бы не преодолели всех трудностей, если бы не существенная помощь Президента Российской Федерации, Премьер-министра, полномочного представителя Президента по Северо-Западному округу…
С этого самого момента строительство КЗС и кольцевой автодороги стало объектом пристального контроля со стороны Президента России. Это была одна из самых крупных федеральных строек в стране, которая финансировалась из средств федерального бюджета и за счёт внешних заимствований. Для завершения работ на КЗС на тот момент нужно было 18 млрд. рублей. Первый тендер на производство работ выиграла Балтийская строительная компания, руководитель – Игорь Найвальт.
– Сегодня для нашего города – историческое событие, – сказал на митинге глава Территориального управления Виктор Суриков. – Кронштадт первым принимает на себя все удары стихии. КЗС для нас – это дорога жизни, благодаря которой остров Котлин связан с большой землёй…
... Для нас это строительство очень важно, это новые рабочие места для кронштадтцев, это огромный импульс для развития города, и я думаю, что наш город внесёт большой вклад в окончание строительства Комплекса защитных сооружений.
Ключевой момент митинга – подписание соглашения между Госстроем и БСК. Затем – под звуки оркестра перерезали красную ленточку, и первый бетон пошёл…

Гостиный двор

Про этот разрушавшийся памятник архитектуры первой половины 19-го века федерального значения, бельмом на глазу долгие годы «красовавшийся» в самом центре города, читатели «КВ» однажды сочинили печальные частушки в стиле чёрного юмора:
«К нам приехали японцы
Как-то в эту зиму
И заплакали в Гостином,
Вспомнив Хиросиму».

2003 год, с которого мы начинаем рассказ о позитивных переменах в жизни нашего города, для Гостинки также стал решающим.
Потенциальных инвесторов, желавших вложить деньги в ремонт здания, находилось много, но вся загвоздка была в КУГИ, который давал добро только на краткосрочную аренду. Кто же будет вкладываться, если есть риск через 15 лет не получить возможности воспользоваться результатом?
В сентябре 2003 года ситуация разрешилась. Изменился закон, и Гостиный двор сдали в долгосрочную аренду сроком на 49 лет Холдинговой компании «ГУРВИТ». И вскоре там начался капитальный ремонт…

Анна Макарова, фото автора

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: