WOODBLOCK: деревянный квартал в Кронштадте

Проект «Natural modularity». Территория поделена на две части.
Для «континентальной» характерна привычная застройка,
на «островной» расположены многоэтажные жилые модули, свободно вписанные в ландшафт. Дома: на сваях, таунхаузы и 5-7-этажные строения, соединённые пешеходными настилами
из дерева. Предусмотрено несколько вариантов отделки фасадов

Проект «Organism» предполагает осушение болот,
а в основу его схемы положено «древо каналов». Вдоль набережных рядами пришвартованы лодки. А зимой по каналам можно будет кататься на коньках, как
в Амстердаме

В начале марта в Петербурге прошёл международный проектный семинар для молодых архитекторов – воркшоп WOODBLOCK. Перед его участниками стояла непростая задача – спроектировать современный деревянный квартал в Кронштадте. На участке, именуемом «Северный парус».

Желающих участвовать в семинаре, организованном журналом «Проект Балтия» при поддержке генерального консульства Финляндии, Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, а также Института Финляндии в Санкт-Петербурге, оказалось немало. Отбор участников осуществлялся на конкурсной основе. Оценив присланные портфолио, члены жюри выбрали десять человек. Пять участников из Петербурга и Москвы – Александра Бородина (СПбГАИЖСА имени И. Е. Репина), Анастасия Иванова (СПбГАСУ), Мария Ляшко (СПбГАИЖСА имени И. Е. Репина), Иннокентий Белых (МАРХИ), Фрида Абраамян (СПбГАСУ). Другая пятёрка – студенты из Финляндии: Михаэль Адриан Щерепа (Технологический университет Тампере), Йована Лукич (Университет Оулу), Ромен Филипп Фассотт (Технологический университет Тампере), Ээту Илмари Хювёнен (Технологический университет Тампере), Ребекка Лис Нельсон Вульф (Университет Оулу). Куратором воркшопа WOODBLOCK выступил известный финский архитектор Пекка Хелин (Pekka Helin), имеющий большой опыт в деревянном строительстве. В частности, он спроектировал новое здание Парламента в Хельсинки (2004), наружная и внутренняя отделка которого выполнена из древесины.

Почему дерево?

2017 год в России объявлен Годом экологии, а древесина, с точки зрения экологии, материал идеальный. Сегодня, благодаря новым технологиям, появилась возможность строить деревянные многоэтажки. Самый высокий жилой дом из дерева – четырнадцатиэтажный Treet Bergen – находится в норвежском Бергене. Пониже – девятиэтажный Stadthaus – в Лондоне: его несущие стены, лестницы и даже лифты сделаны из древесины. Ещё два восьмиэтажных деревянных дома на 134 квартиры построены в шведском городе Векшё (Växjö).

Почему Кронштадт?

Кронштадт – город уникальный, с богатой историей, а территория, именуемая «Северным парусом», – экологический парадокс, фантом. Если бы не дамба, этого частично заболоченного и поросшего камышом участка не было бы вовсе. Но есть дамба, и есть «Парус». Граница города, пустая земля. По мнению главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова, для воркшопа это более чем удачная площадка.
– Потенциал Кронштадта как жилого пространства не использовался в полной мере в силу исторических обстоятельств, – говорит Владимир. – И сейчас есть определённая инерция – сложное психологическое отношение к городу, который долгое время был закрыт для посещений. Но современный деревянный квартал воспринимается как высоко комфортный. Он выводит город на новый уровень. Не стоит также забывать о том, что Кронштадту всегда был свойственен дух экспериментаторства, а деревянный квартал – это ли не эксперимент?

Погружение

Чтобы лучше рассмотреть предложенный для проекта участок, понять исторический контекст, и, наконец, ощутить на себе свежее дыхание балтийского ветра, участники воркшопа приехали в Кронштадт. В ходе экскурсии они убедились: кронштадтские здания хранят память о нескольких эпохах. Морской собор, Петровский док, губернские дома, старые казармы, памятники конструктивизма и единственный пример жилищного строительства за последние десять лет –  ЖК «Амазонка». Гости заметили, что окна многих кронштадтских зданий забиты листами железа. Грустные декорации. На закономерный вопрос, почему исторические постройки пустуют и разрушаются, последовал «дежурный» рассказ о переписке с Министерством обороны, снятии с баланса и принятии на баланс, отсутствии арендаторов и, наконец, дефиците бюджета. Впрочем, архитекторам из Финляндии, где берегут лодочные сараи, амбары и даже садовые парники, а в бывшей и, казалось бы, никому ненужной скотобойне устраивают ресторанный комплекс (Teurastamo
в Хельсинки), данное объяснение не показалось убедительным.
Одним из пунктов экскурсии стало посещение завода «Здравушка», занимающего исторические здания Центральной хлебопекарни для морских команд. Они были построены в 1904 году. Когда-то из этих стен грузили хлебный паёк на борт крейсера 1-го ранга «Аврора». В советское время здесь располагался молокозавод, а в 1990-е всё пришло в запустение. Шеф «Здравушки» Евгений Жмаев рассказал, что привести это пространство в порядок было не просто. Семья Жмаевых всерьёз интересуется историей Кронштадта. В одной из комнат офиса оборудован собственный музей кирпича. Этот пример нормального, человеческого отношения к старине произвёл на гостей сильное впечатление.

Итоги

Две интернациональные команды работали над проектами десять дней, результаты показывали в Институте Финляндии (Большая Конюшенная, 8). На суд жюри представили два проекта – «Natural modularity» и «Organism», кардинально отличающиеся друг от друга.
Первая команда разбила территорию «Северного паруса» на две части – «континентальную» и «островную». Для «континентальной» характерна застройка в виде привычных кварталов, а вторая развивается по модернистскому принципу: многоэтажные жилые модули свободно расположены в природном ландшафте. При этом «острова» возвышаются в естественном заболоченном рельефе.
Проект «Organism» предполагает устройство каналов и осушение болот. То есть, градостроительный подход этой творческой группы более традиционен.
В основу схемы положено «древо каналов», чья вода циркулирует вокруг городских кварталов различной плотности заселения. Две башни-доминанты и сплошное остекление первых этажей: витрины формируют общественное пространство. А вдоль набережных рядами пришвартованы лодки.
– Всю зиму жители «Северного паруса» будут кататься на коньках, как в Амстердаме! – весело объявили авторы проекта.
Оба проекта предполагают использование разнообразных конструктивных технологий, обеспечивающих функциональную гибкость и высокую скорость строительства из древесины. В отделке встречаются экзотические решения, вроде деревянных кирпичей.
«Natural modularity» получил диплом «За оригинальную идею развития территории», а «Organism» – «За качественное средовое и образное решение».
Председатель жюри, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев подчеркнул актуальность темы дерева, выбранной для воркшопа.
– В правительстве города рассматривается вопрос развития деревянного домостроения, и не только индивидуального, но и общественного типа. Понятно, что потребуется менять некоторые градостроительные нормы, но задача такая перед нами поставлена.
Консул генерального консульства Финляндии Сусанна Нииниваара (Susanna Niinivaara) отметила, что без качественных дискуссий и возможности учиться, в том числе друг у друга, участники не смогли бы достичь столь быстрых и высоких результатов. Архитектор Сату Хуухка (Satu Huuhka) из Технологического университета Тампере намерена показать итоги воркшопа на выставке в Финляндии. Скоро о «Северном парусе» узнает весь мир!

Нина Филюта,
Анна Рыбалка

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: