Кронштадтский управдом

Собрались, поговорили… разошлись

Сегодня одна из «фишек» вечно актуальной темы ЖКХ – вопрос о плате за капитальный ремонт многоквартирного дома. Народ переживает. Недавно слышала разговор на лавочке у подъезда. Пожилая соседка недоумевала: «Наш дом пока в капремонте вроде не нуждается, да и я, скорее всего, не доживу до него, а платить – будьте любезны! Да ещё неизвестно кому, в какой-то фонд! А там кто-то будет делить и решать, кому и когда делать ремонт. Так мы уж точно его не дождёмся. А денежки отдай сегодня!»

Позвольте спросить
Недавно я нашла листовку-призыв не платить за капремонт на предлагаемых государством условиях даже на своей «стене» в «Одноклассниках». Пришлось засесть за изучение собственной платёжки за услуги ЖКХ. Да, нагрузка на карман моей семьи несколько возросла, но совсем некритично – на 90 рублей. Куда сильнее волнует графа «отопление» – аж 1500 рублей! Зима была мягкая, откуда такие цифры? Вопросов много, поэтому, когда в моём почтовом ящике оказалось приглашение на собрание собственников нашего дома, я решила проявить сознательность и пойти.

Сразу скажу: такими сознательными оказались ещё восемь жителей нашего 188-квартирного дома! Каков кворум! Но собрание всё же состоялось, хотя носило, по-видимому, чисто ознакомительный характер, поскольку ни о какой легитимности решений речи быть не могло. Поговорили «за жизнь», что называется. Узнали, что на нашем доме висит задолженность 800 000 рублей. Сказано было с укоризной, хотя, я полагаю, что тем, кто пришёл, краснеть точно не за что – мы чисты перед родным ЖКС. А бороться с неплательщиками должна управляющая организация, обращаясь в суд.

В трудном положении
Жители задавали вопросы. Меня, к примеру, волновали проблемы оплаты за электроэнергию. Нас в этом году передали в компанию «Петросбыт», и пенсионеры, которые любят платить в срок и даже заранее, оказались в трудном положении. «Петросбыт» никак не мог решить, через кого он будет проводить оплату услуг. В результате проблемы оказались у самых сознательных граждан, которые оплатили в срок, да не туда. А на почте при оплате с меня взяли приличные проценты. Причём наше отделение связи долго платежи принимать отказывалось. В общем – сперва семь раз отрезали, а потом отмерили.

Поговорили в целом душевно, но без особой пользы. Я хотя бы посмотрела на лица наших домоуправов. Лица вполне симпатичные, приветливые. На мой вопрос о капремонте пояснили, что это – к «Фонду – региональный оператор». Так что ищем информацию в интернете.

Кому пойдут деньги
Некоммерческая организация «Фонд – региональный оператор капитального ремонта» аккумулирует средства, поступающие от собственников жилья, и в дальнейшем будет подбирать подрядчиков для проведения капитального ремонта. В план будет включён каждый многоквартирный дом в субъекте Российской Федерации. Составляют такие списки органы местного самоуправления. Реестры будут находиться в общем доступе, и каждый гражданин сможет следить за продвижением очереди на ремонт. Во всех регионах для жильцов установлен свой размер платы, но при этом федеральный и региональный бюджеты будут софинансировать капремонты.

Продвинутые граждане уверены, что такой вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу и Конституции России, ведь собственник несёт бремя содержания своего имущества, но не чужого. Чиновники же разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утверждённому графику. Остаётся только догадываться, каким образом будет сформирована очередь, и кому первому выделят помощь, а чей дом отремонтируют через 10 лет.

Есть альтернатива
Жильцы многоквартирного дома могут создать ТСЖ. Товарищество вправе открыть собственный специальный счёт, на который собственники будут перечислять взносы на капитальный ремонт для формирования фонда капитального ремонта. При этом средства с такого счета могут быть использованы только для капитального ремонта и ни для чего другого.

Здесь меня посетили грустные мысли. О каком ТСЖ можно говорить, если народ элементарно невозможно собрать? А при такой задолженности сколько лет мы будем копить только на ремонт, к примеру, крыши? И добавит ли нам денежек государство, вот вопрос?

Что думает власть?
Председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская считает, что в перспективе специальный счёт должен стать главным способом формирования накоплений на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов.

Важно сделать так, чтобы была уверенность – деньги не пропадут! Как физические лица мы (вернее, наши банковские вклады) застрахованы на 1 млн. 400 000 рублей, а здесь такой уверенности нет. Специалисты должны подсказать, каким путём лучше пойти.

Вторая проблема. Дом, к примеру, нужно ремонтировать через три-четыре года. Но за такой срок нужную сумму даже при тарифе 15 рублей с квадратного метра собрать
не удастся. Кооперативы по десять лет копили на капремонт. Кстати, кооперативы имеют по этой части большой опыт, и они не хотят вкладывать деньги в общие котлы. Но они привыкли сами за дом отвечать, они так давно живут, к тому же там 100 % собственников. Можно собрать какую-то сумму и обратиться в банк за льготным кредитом на длительный срок.

То есть надёжность, сохранность денег на счёте и возможность получить льготный кредит – это две проблемы, которые нужно решить, если жильцы хотят сами распорядиться деньгами на капремонт дома.

Кто за что отвечает
Необходим ли дому капремонт – на этот вопрос могут ответить только специалисты. Они должны провести обследование и сказать, в каком дом состоянии: крыша, перекрытия, коммуникации. А решение о необходимости ремонта принимает межведомственная комиссия. В неё входят технические и строительные эксперты, представители пожарного надзора, те, кто отвечает за гигиену дома – серьёзная команда. Они же признают дом аварийным, непригодным для проживания. Жильцы сами не могут определить, какой ремонт нужен их дому. Это должны делать специалисты. Субъект федерации принимает закон, он определяет размер взноса, затем принимается программа, каждому дому определяется свой год капремонта. Если случилось что-то экстренное, то надо проинформировать жилищную инспекцию.

Вопросов больше, чем ответов
По мнению Галины Хованской, социально незащищённые граждане должны получать помощь государства в виде субсидий. И это будет серьёзная нагрузка на бюджет, потому что у нас много бедных людей. И просчитать количество будущих претендентов на субсидии сложно. Ведь в кризис вчерашний благополучный человек может внезапно потерять работу
и пополнить ряды нуждающихся в поддержке государства.

Председатель комитета Госдумы по ЖКХ признаётся, что пока неясно, как быть с людьми, которые являются социальными нанимателями жилья. А ведь за капремонт платит собственник. Кто в этом случае собственник? Это либо муниципалитет, либо субъект федерации. Были прецеденты, когда такие расходы они пытались переложить на социального нанимателя, а это незаконно. И люди должны знать об этом.

Итак, в перспективе мы не должны уклоняться от ответственности, нужно учиться самоорганизации, учиться быть настоящими собственниками. Но до этого, как я поняла, побывав на собрании по проблемам ЖКХ нашего почти двухсотквартирного дома, нам как до Луны. Остаётся верить в лучшее и надеяться на то, что нашему дому до капремонта ещё три года (он должен производиться раз в 25 лет). А там жизнь покажет.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: