Как «Аврора» дошла до Кронштадта

копияIMG_0102копияIMG_0442IMG_0454В воскресенье, 21 сентября, Петербург наблюдал историческое событие – прохождение по Неве корабля № 1 российского флота бронепалубного крейсера «Аврора». Легендарный корабль был снят с места «вечной стоянки» у Нахимовского военно-морского училища для прохождения ремонта на Кронштадтском Морском заводе. С помощью четырёх буксиров благополучно прошёл под разведёнными мостами, уверенно преодолел акваторию Невской губы и грациозно развернулся в Лесной гавани Кронштадта. Город воинской славы встретил корабль-легенду распахнутыми объятиями самого большого сухого дока своего главного – судоремонтного предприятия. За день до прихода в Кронштадт «Авроры» в док имени П. И. Велещинского, а именно там будут ремонтировать крейсер, был введён ещё один знаменитый корабль – ледокол-музей «Красин». Около 45 суток они будут стоять там вместе. Только не бок о бок, а нос – к корме.

Как буксировали корабль-легенду

Буксировочная операция корабля началась, как и было запланировано, в 10.00. За четыре часа «Аврора», лишённая самостоятельного хода (винторулевые механизмы на крейсере давно отсутствуют) и ведомая на буксире, преодолела расстояние длиною в 40 километров. Средняя скорость движения составила 6 узлов. Ровно в 14.00 знаменитые три трубы и две мачты с развевающимся над ними Андреевским флагом появились над растительностью, скрывающей гранитные стенки кронштадтских гаваней. Публика, собравшаяся на Графской пристани Петровского парка, ликовала.
Экипаж «Авроры» под командованием капитана 3 ранга Артёма Знаменщикова замер в парадном строю. На борту также находился бывший командир корабля Алексей Юдин (командовал «Авророй» в годы ремонта 1984-1987), председатель клуба ветеранов ВМФ Игорь Курдин, представители завода и офицеры, входящие в штаб буксировки. По-штатски и по-военному прибывшие приветствовали кронштадтцев. Чувствовалось, что все, участвующие в исторической операции, от рабочих Морского завода и до командира ЛенВМБ капитана 1 ранга Олега Журавлёва, понимают значимость происходящих событий.
Всего из Петербурга до Кронштадта «Аврору» сопровождали 11 вспомогательных судов, буксиров и катеров Ленинградской военно-морской базы. В прошедшей операции участвовали более 150 военнослужащих и гражданских служащих ЛенВМБ. Командовал «парадом» заместитель командира ЛенВМБ капитан 1 ранга Алексей Апанович.
Последовал разворот в гавани – грозный крейсер молчаливо направил свои пушки в сторону фарватера и кормой медленно стал приближаться к доку им. П. И. Велещинского. В 14.40 вслед за заводящим буксиром корма «Авроры» вошла в док. Солнце играло на её золотых буквах. А в небе – чистом и голубом – над крейсером уверенно кружили маленькие самолёты, пристально наблюдающие за ходом работ. Ровно в 15.00 крейсер полностью разместился в доке. Но швартовые работы продолжались ещё час. Вот мощный портовый кран поднял тяжёлый трап и подвёл к борту. Три капитана 1 ранга дружно ухватились за тросы. Трап закреплён. «Аврора» снова в Кронштадте!

Ремонт типовой, корабль – исторический

Плановый срок ремонта – 45 суток. За это время нужно привести корпус в порядок. Это значит, что первым делом нужно осмотреть дно, убедиться, нет ли там вмятин, пробоин, трещин, других повреждений. Дальнейший ремонт – по итогам произведённой дефектации.
Среди запланированных работ также очистка подводной части корабля (2800 кв. м) от ржавчины и покраска её с сохранением исторического цвета. Предстоит ещё ремонт кингстонов. Будут отремонтированы цистерны. По условиям контракта завод даёт гарантию на корпус и краску более чем на 10 лет.
– По техническим составляющим ремонт «Авроры» для нас – ремонт типовой, – объяснил первый заместитель директора Кронштадтского Морского завода Сергей Крестников. – К тому же этот корабль уже здесь доковали. Неоднократно. Конечно, к историческому крейсеру внимание будет повышенным. Точный объём работ будет известен после осмотра корабля в доке. Приблизительно мы оцениваем его в 32 миллиона рублей.
В первый день «Аврору» лишь подключили к водоснабжению и электропитанию. Никаких работ в воскресенье проводить не планировали. Пока корабль стоит в доке, экипаж крейсера будет обеспечивать безопасность проведения работ. В первый же день, сразу по прибытии в Кронштадт, командир корабля капитан 3 ранга Артём Знаменщиков провёл на борту торжественный митинг. Поблагодарил за работу свою команду. И дружное «Служим Российской Федерации!» – разнеслось над территорией Морского завода…
Хочется верить, что заказы, подобные «Красину» и «Авроре» (о наличии которых рассказали и местные, и федеральные СМИ) покажут стране и миру то, что Морской завод в Кронштадте работает и вновь на хорошем счету.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото Олега ЗЫРЯНОВА

IMG_0147IMG_0201Самый сложный этап

Как сообщили в пресс-службе ЛенВМБ, накануне операции, 20 сентября, в акватории Невы и Финского залива, по предполагаемому маршруту следования «Авроры» было проведено учение с участием представителей лоцманской службы и капитанов буксиров. На большом гидрографическом катере участники учения прошли весь маршрут, ещё раз уточнив расположение навигационных буёв и береговых ориентиров, прорепетировав порядок выполнения всех действий операции.
Сильное течение Невы по маршруту перехода крейсера усложнило операцию. На некоторых этапах маршрута буксирам приходилось не тянуть, а удерживать корпус «Авроры», разгоняемый течением реки. Но самым сложным этапом буксировки стал проход корабля под Дворцовым мостом, где «Авроре» нужно было с ювелирной точностью пройти по самой середине фарватера шириной всего 30 метров. При этом от труб крейсера до крыльев моста оставалось меньше 10 метров.

Операция «Аврора»

Крейсер «Аврора» показался на Неве. Три его огромных трубы хорошо были видны между разведёнными крыльями Дворцового моста. Как необычно было наблюдать разведённые мосты над Невой солнечным осенним днём! Сто тридцать метров броневой стали, мачты, трубы, Андреевский флаг – всё это смотрелось на фоне Зимнего дворца волнующе и фантастично. Казалось, что не пройдёт этот мощный «старичок», где-нибудь вильнёт и застрянет. Но нет, крейсер уверенно и ходко двигался вниз по Неве, как по струнке. Мёртвый корабль, без топлива и пресной воды, о чём свидетельствовала его ватерлиния. Но в том-то вся и мистика, что он, как Летучий Голландец, как призрак, как наваждение реально был перед тысячами восхищённых петербуржцев, заполнивших набережные Большой Невы. Он шёл уверенно и целеустремлённо. А вокруг него, как свита у короля, плыло множество маломореходных судов и катеров. Они казались мелкими рыбёшками на фоне гиганта-кита.
А ещё от этой брони явственно исходил дух того далёкого времени, когда матросы служили на флоте по двадцать пять лет, а офицеры стрелялись у себя в каюте, если так постановила кают-компания. Тогда же рождалось: «Русские не сдаются». А в морской устав было внесено положение, что славный Андреевский флаг никогда, ни при каких обстоятельствах не может быть спущен перед врагом.
Этот дух казался связующим звеном между Цусимой и Петербургом осени 2014 года. И мне вдруг пришла мысль о том, что нет, этот корабль не умер, он все эти годы как бы находился в клинической смерти, он просто был в коме, подобно автогонщику, пострадавшему в тяжёлой аварии. И теперь появился шанс, что он оживёт и откроет глаза-иллюминаторы. Врачи-судостроители сделают невозможное, и в его чреве заговорят машины, и он ещё, Бог даст, послужит своему Отечеству, которое так сегодня нуждается в его броне, а главное – в духе! И он, как человек, казалось, принял решение и, выйдя в залив, взял курс на Кронштадт.
Вот крейсер прошёл Благовещенский мост, прошёл траверз подворья Оптиной пустыни. Там, в Церкви, как раз шла праздничная Божественная литургия. И казалось, что в своё Рождество Матерь Божия благословила проходящий мимо неё легендарный корабль.

Пётр Кузнецов ,
капитан 2 ранга в запасе

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: