Открытый, но не открывшийся Кронштадт

инфографикаБезимени-1Участники магистерской программы «Дизайн городских структур» Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИ У ИТМО ) с 30 сентября по 4 октября изучали характерные черты кронштадтской жизни. Сорок человек каждое утро высаживались из микроавтобусов 405-го маршрута и, разделившись на четыре группы, в различных направлениях исследовали ткань нашего города. И это только начало. Работа рассчитана на 4 месяца, в течение которых должны сформировать 4 сценария развития города на ближайшие 30 лет. Проект направлен на анализ и поиск потенциала Кронштадта в контексте стратегического развития С С анкт-Петербурга, его куратором является известный голландский архитектор и урбанист Маркус Аппенцеллер. Что увидели и что поняли про Кронштадт магистры ИТМО , узнала Надежда Рыбакова, побывав 7 октября на мероприятии под названием «Kronshtadt Vision 2040», где обсуждались первые результаты урбанистического исследования.

Что увидели студенты

Магистры увидели аутентичный (в переводе с гр. – подлинный, соответствующий первоисточнику) город с дружелюбной, приятной для человека средой. За 45 минут они обошли город пешком, перетекая из одного благоприятного пространства в другое. 81 км береговой линии, правда, в большинстве своём дикой или скрытой от глаз военными объектами. Небольшие магазины класса «С». Пункты питания невысокого качества, расположенные практически на одной улице. Исследователи посчитали, что самый высокий уровень еды и обслуживания – в «Евразии» и «СУШИ WOK». Обнаружили всего две небольшие гостиницы, из которых одна – ведомственная и принимает гостей по остаточному принципу. Бизнес-активность отсутствует. Бизнес-центр – только в 19-м квартале, и то работает он на Комплекс защитных сооружений.
Общественное пространство – мемориальное. Якорная площадь – транзитная. Есть единое доброжелательное сообщество людей, в котором любят детей и животных. Кронштадт сохранил «комьюнити» (сообщество) советского типа. Здесь высокий уровень безопасности, поэтому комфортно растить детей. Из 43 тысяч жителей 6 тысяч работают в Кронштадте, 6 тысяч имеют отношение к огородам, 6-8 тысяч выезжают каждый день в Санкт-Петербург. Много спортивных сооружений и площадок, но спортом занимаются недостаточно. Мимо Кронштадта по КАД каждый день проносятся порядка 50 тысяч автомобилей. Чего/кого здесь опасаются? Мигрантов, маргиналов, питерцев и 19-го квартала. При этом, по мнению студентов, самые дорогие квартиры на рынке недвижимости – именно в 19-м квартале. В целом же Кронштадт – однородный город крепкого эконом-класса. Отметили такие «изюминки»: белый деревянный маяк – доминанта пространства города и место притяжения для туристов; тарзанки, площадки для выгула собак и кладбище домашних животных. Нашли очень дорогую квартиру на улице Аммермана – 137 тыс. руб. за кв. м площадью 169 кв. м.

Что поправили эксперты

Вячеслав Семененко, секретарь совета по градостроительной деятельности Санкт-Петербурга:
– 20 лет рынок недвижимости замкнут сам на себя. Его можно рассматривать, как закрытую систему. В этом смысле Кронштадт, открывшись, так и не открылся. Не входит в линейку туризма Санкт-Петербурга, необходимо развивать внутренний и внешний туризм.
Что естественным образом связано с Кронштадтом? Военно-морская история, морские виды и активность на воде: катера, паруса, яхты. Здесь должны происходить культурные события.
Развитие Кронштадта не представляется простым, так как бизнес не является здесь особо привлекательным.
Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО «Феникс»:
– Поменялась эпоха и модель экономической жизни. Колыбель ВМФ утратила своё значение. Старая активность ушла, а новая не пришла. Здесь тотальное отсутствие туристической инфраструктуры. Для мира – это неизвестный Санкт-Петербург, так как продаются только известные бренды: Эрмитаж, Петергоф. С чем столкнулся Ломоносов, недавно отметивший своё 300-летие? Всё отремонтировали, а туристы не приехали. То же наблюдаем с Морским собором. Потенциал для развития Кронштадта – строящийся порт «Бронка». От «Бронки» до Морского собора – 19 минут езды на автомобиле. Порт является потенциалом для развития современной индустрии и на территории Кронштадта.
Михаил Голубев, генеральный директор ЗАО АО «Северо-Западная строительная корпорация»:
– Урбанисты могут направить деньги инвесторов в нужное место. Застройщики любят береговые линии и виды. Какие ограничения здесь существуют? Необходимо увязывать исследования с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга и законодательством в сфере градостроения. Важно понимать связь жителей с пространством – какие у них могут быть реакции на изменения? Кронштадт – маленький Петербург с элементами города-сада, бриллиант без огранки. Самая большая возможность для развития Кронштадта – его история.
Андрей Карпов, председатель совета директоров ООО «Дорн»:
– Кронштадт и Ломоносов – парные города разового посещения. Приехать в Кронштадт пообедать – это интересно, значит надо развивать ресторанный бизнес. Девственная западная часть острова, неиспорченная историческая застройка центральной части. Кронштадт не приспособлен для крупного машиностроения и судостроения. Идея с верфями была неудачной по той причине, что здесь нет, и не может быть железной дороги. В припортовой зоне возможно организовать сборочные производства. Много пробелов в вопросах транспорта, которые надо решать с северного берега. Например, легкорельсовый скоростной трамвай до метро в районе Горской. А что? Разве кто-нибудь посчитал?
Терентий Мещеряков, глава администрации Кронштадтского района:
– На протяжении 310 лет было чёткое видение развития Кронштадта – защита морских рубежей столицы. Меня спрашивают, почему теперь не используются форты по назначению? Потому что построили суперфорт под названием «Дамба» длиной 25 километров… Сегодня важно найти правильное применение историческим объектам. Мы предложили кронштадтцам пять стратегий развития, и 80 процентов из них поддержали все пять вариантов. И, наверное, это очень правильно – из-за нехватки рабочих мест в нашем городе. Сегодня развитие Кронштадта видится, как развитие исторического и культурного центра. Необходимо сохранить памятники и повысить стоимость коммерческой недвижимости, открыть и благоустроить набережные. Акты на передачу восьми военных городков уже подписаны. Всего же 572 военных объекта готовится к передаче в собственность Санкт-Петербурга.
Строительства жилья в Кронштадте не будет, чтобы не понижать его стоимость и не увеличивать конкуренцию за рабочие места. Мы больше верим в транспортное сообщение по морю, чем в железную дорогу по дамбе, поэтому «Метеор» вернём для туристов и горожан. В таком городе, как Кронштадт, где городской глава Михаил Бритнев построил первый пароход, надеюсь увидеть воплощение хороших проектов в реальную жизнь.

А дальше что?

Следующий этап – формирование четырех сценариев развития города. В ноябре исследование представят на научно-практической конференции «PostCity», которая, возможно, состоится в Кронштадте. В итоге будет сформирован vision book (атлас) – новый для России градостроительно-исследовательский тип документа, который широко распространен в западных странах. В феврале 2014 года vision book – с картами четырёх сценариев – представят в бумажном виде. Далее – забота властей и бизнеса, как они распорядятся информацией. Сами урбанисты предполагают масштабировать ряд методологических решений для Кронштадта на другие районы и города.

Надежда РЫБАКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора

Имя:

Эл.почта: