Кричите на ребёнка? Травма как контузия

Все знают, что такое физическое насилие, но многие и не догадываются, что кричать на ребёнка, ругать или читать нотации означает насилие психологическое. Последствия которого не менее тяжелы. Об этом накануне Международного дня защиты детей «КВ» рассказала Татьяна Ткачёва, директор Психологического центра, работающего по адресу улица Восстания, дом 17.

Базовая психологическая защищенность — это одно из главных условий, при которых развиваются все человеческие ресурсы. Как только человек, даже взрослый, встречается с опасностью, эти ресурсы начинают обрастать оболочкой, словно скорлупой ореха, и закрываться. Поэтому до 18 лет, пока ребёнок ещё не стал взрослым, необходимо дать возможность раскрыться этим ресурсам. В противном случае мы останавливаем развитие, и в дальнейшем у ребёнка возникнут различные формы зависимого поведения.
Эта ситуация усугубляется тем, что мир изменился. СМИ, телевидение, интернет несут много подавляющей информации. Насилие, секс, грубость, мат – это психологическое подавление. Крик и брань ребёнок воспринимает как травму. Если раз в неделю кричать на ребёнка, журя его, то травма сравнима с контузией на войне.
Имеют значение не только слова, которые мы говорим, но и интонация.
Психологическое насилие — если всё время сравнивать одного ребёнка с другим, лучшим с нашей точки зрения.
Ещё большее давление на ребёнка оказывает игнорирование.
Ребёнок зовёт маму «мама, мама», а мама общается с приятельницей и не обращает на него внимание. Или мама говорит: «Ах, так? Я ухожу», — и уходит, как бы наказывая ребёнка, а он бежит сзади, не в силах догнать её.
Таким образом, ребёнок получает опыт, что его любят только, когда он хороший. Либо, что он неважен, либо неинтересен, и его всё равно не услышат.
Если мама поступает так, то через какой-то промежуток времени ребёнок будет подобным образом вести себя и по отношению к своим взрослым.
Есть ещё более тяжёлые вещи. Ребёнок что-то говорит, а его не слушают, продолжая заниматься своими делами. Это бывает и в семье, и в школе, и в магазине, и на улице.
В магазине – ребёнок спрашивает у продавца, а он не замечает и не отвечает – для ребёнка это очень тяжело.
Если подобные ситуации повторяется часто, то у детей начинаются психосоматические проблемы, проблемы со здоровьем. Либо они начинают искать любовь всеми способами в другом месте.

Мамам детей до года

В Кронштадте бытует мнение, что если ребёнок плачет и плачет, то надо оставить его в комнате одного и не подходить к нему, пока он весь не выплачется и не замолчит. Этого делать нельзя. Ребёнок, действительно, перестанет плакать, но ценой психотравмы. В результате – беспомощность во взрослой жизни, которая может выражаться в том, что люди не могут двигаться по жизни дальше, не могут перешагнуть через трудную ситуацию. Начинаешь разбираться, выясняется, что его ребёнком либо запирали одного дома, либо оставляли маленьким плакать в то время, когда ему особенно нужны были ласка и защита, тепло матери.

Не менее тяжело справляться с хроническими психотравмами. Когда, воспитывая, мы ругаем, кричим, читаем нотации, то толку от этого нет никакого. Ребёнок будет чувствовать себя отвратительно, может научиться не слышать нас в этот момент – но хорошего результата не дождётесь.
Воспитывая, необходимо всё время задавать детям вопросы, чтобы выяснить и понять мотив поступка, потому что у ребёнка может быть совсем другая логика.
Творческие способности раскрываются в безопасности. Мы становимся умнее и красивее, хотим созидать что-то для мира и для общества. Безопасность, школьная и семейная, являются доминирующими факторами в развитии ребёнка. От этого зависят успеваемость, здоровье и будущий успех.
Если же психологической безопасности нет, то ребёнок становится колючим, чтобы выжить. Повзрослев, может превратиться в неконтактного человека, который предпочитает говорить только «да» и «нет».

О каком обществе мы мечтаем?

Приведу пример из опыта работы одной частной клиники. Двухлетний ребёнок не мог говорить и не мог опорожнять кишечник без клизмы. Медсёстры купали его в тёплой воде каждый день, ласково разговаривая с ним и поддерживая в ванной. Через месяц у него стало получаться без помощи клизмы. Рядом стали ставить горшок, и ещё через месяц начало получаться опорожняться в горшок. На третий месяц ребёнок стал произносить слова и говорить. Вот что делает состояние безопасности.
Точно так же, если лягушку поместить в глиняный сосуд, и она вынуждена будет развиваться в темноте и тесноте, что получится? Её кости деформируются, и лягушка превратится в урода.
Какое мы хотим иметь общество? Общество уродов? Или гармонично развитых личностей?

Записала
Надежда РЫБАКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора

Имя:

Эл.почта: