Подплаву Кронштадта 100 лет. Слово – ветерану-подводнику
28 ноября 2018 года старейшему в Военно-морском флоте России Кронштадтскому соединению подводных лодок исполнилось 100 лет. Накануне круглой даты корреспондент «КВ» встретилась с капитаном 1 ранга запаса Борисом Блинковым, вся жизнь и судьба которого связаны с Кронштадтом и подводным флотом.
Подводник, капитан 1 ранга в запасе Борис Блинков
сейчас воспитывает любовь к морю у мальчишек в КМКВК
Ещё курсантом Борис Блинков познал все стороны морской службы: проходил практику в полку морской пехоты, на катерах и кораблях Балтийского флота, на атомных подводных лодках Северного флота, участвовал в дальних походах, пересекал экватор. Окончив Ленинградское НВМУ, получил назначение в Кронштадтскую бригаду подводных лодок.
– Мне нравилось служить на подводной лодке. Я бы и снова с удовольствием выбрал это место службы. Почему? Много причин. Представьте: наверху ветер, шторм, качка, а под водой тишина, спокойствие, но это не главное. Экипаж меньше, чем на большом надводном корабле. Всех знаешь, возникает ощущение братства, общей ответственности. Служба интересная. Кстати, на подводных лодках оружие было самое современное. Это и привлекало.
В 1980-х годах подводные лодки соединения отрабатывали задачи боевой подготовки, участвовали в учениях на полигонах ЛенВМБ и Балтийского флота.
В 1983 году Борис Блинков был назначен старшим помощником командира ПЛ «БС-69» 611 проекта. В 1986 году эта лодка участвовала в надводном переходе на Тихоокеанский флот, чтобы войти в состав нового соединения. Шли Северным морским путём.
– Это была экспедиция особого назначения. Путь по Северу был короче, чем через Суэцкий канал и вокруг Африки. Лодка шла в караване, были там буксиры и ледоколы – «Ленин» и «Арктика», – вспоминает Борис Николаевич. – Я чувствовал себя неуютно в начале пути: много льда, большая часть его под водой. И если не успевали уклониться – получали удар по корпусу. А когда ты внутри лодки, и это происходит внезапно, то приятного мало. Потом привыкли. Попадались белые медведи, которые кромсали на льдинах какую-то живность: морды окровавленные – жутковато. Была ситуация, когда пришлось идти, имея под килем недопустимо малую глубину в нарушение всех норм и правил, так как иначе был риск зазимовать. Из-за тяжёлой ледовой обстановки в проливе Лаперуза шли вдоль Курильских островов, через Сангарский пролив – в Приморье, бухту Конюшкова. Поставленная задача была успешно выполнена.
Окончив командный факультет высших специальных офицерских курсов, Борис Блинков получил назначение на Тихоокеанский флот – командиром дизельной ПЛ 641 проекта. В 1994 году, в трудное время для подводного флота, Борис Николаевич вернулся в Кронштадт и до 2001 года служил командиром 8-го дивизиона ремонтирующихся подводных лодок в составе Кронштадтской бригады.
Память возвращала офицеров-подводников к напряжённой жизни, к общему славному прошлому.
В составе Кронштадтского морского собрания была создана организация ветеранов-подводников, в которой сегодня около полусотни офицеров, мичманов и матросов в запасе. Во главе организации – Борис Николаевич Блинков. Держит руку на пульсе того, что происходит на подводном флоте.
– В составе соединения в Кронштадте сегодня находятся две подводные лодки. «Дмитров» входит в состав дивизиона и обеспечивает выполнение кораблями Балтийского флота и авиацией учебно-боевых задач. А лодку «Выборг» планируется включить в состав музейной экспозиции парка «Патриот» в Кронштадте.
– Есть ли будущее у Кронштадтского дивизиона подводных лодок?
– Лодка «Санкт-Петербург» сейчас находится на Северном флоте, войдёт ли она после испытаний в состав нашего дивизиона, пока неизвестно, – пояснил Борис Блинков. – Что касается лодки «Кронштадт», тоже пока нет информации, останется ли она на Балтике. Конечно, хотелось бы: эта подлодка усовершенствована по сравнению с «Санкт-Петербургом». А если вообще говорить о будущем подводного флота, думаю, он ещё долго будет востребован. Ведь само наличие подводных лодок на театре военных действий создаёт значительные ограничения для противника при использовании судов и транспортов для перевозки людей, доставки грузов, при выполнении задач боевыми кораблям.
Борис Николаевич Блинков награждён орденом «За военные заслуги» и медалями. Сегодня он работает старшим воспитателем в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе Министерства обороны России.
– Мои товарищи по организации ветеранов приходят к нам, встречаются с кадетами. Надеюсь, мы растим будущих морских офицеров, в том числе и подводников.
Галина Маркина
Вехи истории
Кронштадтское соединение подводных лодок – правопреемник подводных сил Балтийского моря Императорского флота России.
Сформировано в Кронштадте 31 мая 1918 года.
Первый командир – Константин Введенский.
В первый состав вошли 12 подводных лодок, совершивших весной 1918 года ледовый переход из Ревеля, и 7 подводных лодок, проходивших ремонт в Петрограде и находившихся на тот момент ещё в достройке. Они образовали дивизию из двух дивизионов.
Первый разведывательный боевой поход: 27 ноября 1918 года в Ревельскую бухту вышла подлодка «Тур», а 28 ноября – вернулась. Поэтому именно эту дату принято считать Днём создания Кронштадтского соединения подводных лодок.
Первая победа в бою – торпедирование английского эсминца «Виттория» 31 августа 1919. Командир лодки «Пантера» Александр Бахтин открыл боевой счёт подводников советского флота.
Соединение стало кузницей кадров и испытательной базой для новых советских подводных лодок.
В годы Великой Отечественной войны за мужество и героизм шесть командиров подводных лодок удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Само соединение было награждено орденом Красного Знамени, и одиннадцать кораблей стали гвардейскими.
В 1966-м году соединение было переформировано в 25-ю бригаду подводных лодок.
В 1975 году соединение награждено вторым орденом Боевого Красного Знамени.
В 1990-м звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно Александру Маринеско (командиру лодки «С-13»).
В 1995 году Героем Российской Федерации был назван – посмертно – Алексей Матиясевич (командир лодки «Лембит»).
Подводные лодки как составная часть Военно-Морского флота выполняют ряд важных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.
Написать комментарий: