Становление личности подростка: проблемы, мотивация, успех
Учащиеся подростки – это категория людей, большинство из которых стремятся быть открытыми всему встречному (новому), не осознавая, какой результат они могут получить, поскольку часто переоценивают собственные возможности.
– Я провела эксперимент, чтобы понять, кто
из подростков готов создавать «правильного себя» для продуктивной жизни
Молодые люди зачастую опасаются признать, что им нужна помощь, с недоверием относятся к помощи взрослых, поскольку считают себя взрослыми.
В этой связи основной задачей Государственного бюджетного учреждения «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодёжи» «Контакт» является профилактика асоциальных явлений в поведении подростков. Решение этой задачи во многом зависит от работы педагогов-психологов центра.
К сожалению, большинство состоящих на социальном сопровождении подростков не интересует развивающая и просвещающая информация. Их внимание привлекает то, что имеет разрушающий характер и/или несёт в себе заряд негативных эмоций.
Я провела эксперимент, который заключался в том, чтобы понять, кто из подростков готов меняться, создавать «правильного себя» для продуктивной жизни. Итог эксперимента заставляет серьёзно задуматься. К теме самоанализа и самооценки подростки от 14 до 18 лет интереса не проявили, что говорит о нехватке положительных примеров и «стадном чувстве», которое противоречит формированию индивидуальности. Изначально отсутствие интереса к указанной теме проявил один подросток, желающий выделиться, большинство подхватило, а те несколько подростков, которым была интересна тема, решили «быть как все».
Как показывает практика, ребятам свойственно проявлять индивидуальность только с негативной стороны. То есть многие современные дети живут следующим принципом: хочешь выделиться, показать свою индивидуальность – покажи плохой пример. Не можешь продемонстрировать ничего негативного (а значит и интересного) – не выделяйся.
Кем станут эти подростки? Чего добьются? Чем будут руководствоваться в жизни? На эти вопросы напрашиваются печальные ответы.
Также из распространённых проблем, связанных с личностным позиционированием подростков, могу выделить следующие: обесценивание труда, враждебность, потеря авторитета взрослыми, притупление инстинкта самосохранения. На мой взгляд, данные проблемы берут начало в семье, когда ребёнку либо не объясняют данные ценности, либо сами родители ведут деструктивный образ жизни и, как следствие, являются негативным примером для своих детей. Это порождает трудности с учёбой
и развитием личности подростка, так как ребёнок отказывается воспринимать существующие правила, нормы и рекомендации педагогов, не понимая в чём их полезность. В связи с этим работа педагога-психолога направлена на нравственное становление подростков, мотивирование несовершеннолетних к сознательному времяпрепровождению, построению ценностной системы взглядов на окружающий мир, место в нём, вырабатыванию полезных идей и позиционирования себя как части этого общества.
За непродолжительный период в своей работе могу отметить и положительные тенденции. Успехи заключаются в формировании у младших и средних подростков желания «раскрываться» при индивидуальном консультировании и активно участвовать в тренингах, нацеленных на формирование успешного будущего. Хочется пожелать, чтобы родители и педагоги осознавали ценность выполняемой работы и оказывали содействие в мотивировании подростков.
Юлия Санькова,
педагог-психолог
ГБУ ГЦСП «Контакт»
Написать комментарий: