А не потеряем ли мы музей А. С. Попова?

Военные просят
не беспокоиться…

В этом году День радио в Кронштадте отмечался на особой ноте – на ноте всеобщей тревоги. Тревога эта была вызвана намерением военных на время ремонта здания, в котором располагается кабинет-музей Александра Степановича Попова, перебазировать мемориал со всеми его бесценными экспонатами в филиал Военно-морского музея города Санкт-Петербурга.
То, что военные, наконец, решились всерьёз взяться за ремонт Минного класса – колыбели изобретения мирового значения – радует. Стоит сегодня вспомнить, сколько было терзаний, мук, скандалов, лукавых беспочвенных обещаний и признаний в собственной беспомощности некоторых безответственных ответственных лиц, которые десятилетиями сопровождали борения патриотов и активистов Кронштадта за приведение здания Музея в идеальный порядок и его сохранения для потомков и человечества в целом. И вот теперь новая опасность: а не исчезнет ли в итоге ремонта музей с экспонатами из Кронштадта вообще? А если «на время» переселят, то на какое? И что может случиться за это самое время с реликвиями? Не попадут ли они в запасники, из которых благополучно «растворятся»? Бывали, бывали такие случаи. А уж сейчас в наше воровское время, ненадёжное, безо всяких гарантий в смысле сроков исполнения задуманного, обещанного…
Поэтому не случайно забили во все колокола. Общественный ответ при главе администрации Кронштадта под руководством Надежды Фёдоровны Шелгуновой, Муниципальный совет с его главой Натальей Фёдоровной Чашиной, многие неравнодушные горожане. А состоявшийся 7 мая в сквере Попова традиционный митинг, посвящённый 121-й годовщине изобретения Александром Степановичем радио, стал, по сути, напоминанием властям, и военным, и гражданским всех уровней, что вопрос о временном перемещении и вообще о дальнейшем полноценном функционировании кабинета-музея взят под особый контроль!

Перед гостями – неудобно

На День радио в любимый сквер Попова приходят и приезжают самые верные, самые преданные. Впрочем, создаётся впечатление, что любим сквер далеко не всеми представителями городских структур. Об этой вечной нелюбви говорят разрушенные дорожки, необрезанные полумёртвые старые деревья, нестриженные кусты – запущенность крайняя (и крайних ведь, коснись, не найдёшь!). Стыдно напоминать, но бюст великого учёного хотя бы к празднику помыть не мешало. Кронштадтцы уже почти смирились, а вот перед гостями – неудобно. Подмести – подмели и всё.
О гостях. Из Санкт-Петербурга прибыл целый отряд петербургских и областных радиолюбителей, сотрудники Мемориального музея А. С. Попова при Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ), внучатая племянница Петра Николаевича Рыбкина (коллеги А. С. Попова)Евгения Юрьевна Рыбкина. Приехали дети из Уфы – учащиеся 11-й Аксаковской гимназии.

Нельзя успокаиваться!

Выступая на митинге, глава муниципалитета Наталья Фёдоровна Чашина, пытаясь скрыть слёзы горечи, говорила о многолетнем угнетённом состоянии кабинета-музея, о том, как муниципалы и члены общественного совета при главе администрации, получая тревожные сигналы от кронштадтцев, пишут, звонят, дабы предотвратить любые попытки отнять у Кронштадта его великое достояние. В итоге Наталья Фёдоровна выразила уверенность в приходе той минуты, когда мы будем получать радиосигналы с других планет именно здесь, в родном Кронштадте!
Краевед, историк, экскурсовод Дмитрий Борисович Сергеев рассказал собравшимся о  великом открытии Александра Степановича Попова, о его мировом значении, а также об истории создания музея – по крупицам…
Лариса Игоревна Золотинкина – директор Санкт-Петербургского Мемориального музея А. С. Попова при ЛЭТИ, кондидат технических наук, заслуженный работник культуры
и почётный радист России – ещё раз напомнила, что активность всех в подтверждение приоритета Александра Степановича Попова в изобретении радио на международной научной
и общественной аренах не должна сегодня ослабевать. Нельзя успокаивается!
Учёный секретарь этого же института капитан I ранга в отставке Михаил Анатольевич Партала акцентировал внимание на том, как открытие Попова отразилось на оборонной промышленности, говорил о военно-прикладном  аспекте деятельности учёного. Ведь именно Попов стоял у истоков создания радиоразведки страны.
От радиолюбителей Санкт-Петербурга выступил Антон Николаевич Думанский.
– Все радиолюбители, – сказал он, – поддерживают и будут поддерживать кронштадтцев в стремлении сохранить кабинет-музей именно на территории исторического здания Минного класса.
Собственно, этими словами завершались выступления всех ораторов: «Музей должен остаться».
Виталий Михайлович Пирогов, научный сотрудник музея «Кронштадтская крепость», филиала Центрального Военно-морского музея, заверил участников митинга: военные не хотят и не могут оторвать Музей от Кронштадта! Здание будет отремонтировано, и временно, на период ремонта, перемещённый кабинет полностью вернётся на прежнее место и останется здесь навсегда. Хотелось бы поверить флотскому военному, который познал на деле, «что связь – это всё!»
Всё прошло прекрасно, только жаль, что не услышали мы, как и в прошлые годы, ни представителя воинской части, отвечающей за здание, в котором находится музей, ни представителя администрации Кронштадтского района – никто не пришёл…
Да, гордиться причастностью  Кронштадта, а значит, и своей собственной, к великому Попову и его открытию – одно, а вот поучаствовать по-настоящему в миссии сохранения памяти – совсем другое дело, прямо скажем, хлопотное.

Министр обороны дал «добро»

Из источников, близких к официальным, автору публикающии стало известно, что Кронштадт недавно посетил Главнокомандующий Западным военным округом генерал Андрей Валериевич Картаполов. После осмотра кабинет-музея А. С. Попова военачальник представил министру обороны предложение о сохранении мемориала на прежнем месте (после ремонта). Министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу дал «добро».
За подтверждением данных фактов автор публикации обратилась к пресс-секретарю Центрального Военно-морского музея МО Руслану Шахнутдиновичу Нехаю, который сообщил следующее.
1. Мемориальный кабинет-музей А. С. Попова принадлежит Министерству обороны и никогда никому передан не будет.
2. Кабинет-музей сегодня входит в состав одной из войсковых частей Кронштадтского гарнизона. И это неправильно. Слишком велико значение как открытия ученого, так и самой личности Александра Степановича. Поэтому руководство Минобороны решило преобразовать Мемориальный кабинет А. С. Попова в филиал Центрального Военно-морского музея. При этом кабинет-музей останется в Кронштадте.
3. Ни один экспонат, ни один предмет кабинета никуда перемещаться в отрыве от других экспонатов не будет. Более того, сегодня, к сожалению, экспонаты не имеют инвентаризационных номеров. Как только всё будет приведено в соответствующий порядок, каждый экспонат будет внесён в Государственную инвентаризационную книгу Министерства культуры России. Никто, таким образом, не сможет даже подумать о том, чтобы покуситься на святое без тяжких для себя последствий.
4. Решением командования МО после постановки на капитальный ремонт комплекса зданий, в одном из которых сегодня располагается кабинет, он временно будет переведён в здание Итальянского дворца. После окончания ремонта кабинет возвратится на прежнее место. Разумеется, без купюр. Военные намерены реставрировать и знаменитый домик-лабораторию в садике, откуда были посланы первые сигналы.
5. Планируется дать кабинету-музею новое концептуальное развитие, закупить оборудование, дабы получить возможность по-новому с технической точки зрения демонстрировать уникальные экспонаты.
6. Музей А. С. Попова в Санкт-Петербурге и кабинет-музей в Кронштадте располагают мощнейшим творческим потенциалом, специалистами, хранителями, способными по-новому атрибутировать, исследовать каждый предмет и в итоге представить его в новом, усовершенствованном виде.
Руслан  Шансутдинович заверил кронштадтцев в том, что ни один экспонат, ни одна булавка из мемориала не пропадёт, и всё вернётся в отремонтированные помещения на свои места. Для временного же пребывания экспонатов на период ремонта Минного класса в здании Итальянского дворца тщательно готовится специальное помещение.
Замечательно, что кабинет-музей, кроме Министерства обороны приобрёл ещё одного хозяина – Министерство культуры. Что называется, под двумя крылами.
И ещё. Пресс-секретарь Военно-морского музея сделал официальное заявление: вся иная информация, тревожащая, баламутящая людей, появилась отнюдь не случайно. Значит, кому-то она выгодна. И попросил при возникающих вопросах обращаться в Центральный музей напрямую. Все телефоны
в редакции имеются.

Лидия Куликова

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: