Летний сад и Музей А. С. Попова – сохранить на века

Информация о внеочередном заседании Общественного совета, возглавляемого Надеждой Фёдоровной Шелгуновой, данная в № 21 от 4 июня 2015 года требует уточнения по двум основным вопросам: о реставрации Летнего сада и о сохранении мемориального музея-лаборатории радио имени А. С. Попова.

Сад для связи с историей, с природой и для отдыха

Как рассказал один из докладчиков вышеназванного заседания Совета Евгений Юлианович Кобчиков, заместитель директора по науке Музея истории Кронштадта, позиция музея в отношении Летнего сада — сохранить исторический объект для будущих поколений. Изначально сад обустраивался как общественный и, по мнению сотрудников музея, он должен быть устроен так, чтобы в нём проходили выставочные, просветительские и рекреационные мероприятия, ориентированные на разные целевые аудитории. Что предлагают восстановить сотрудники музея? Комплекс «Домик Петра I», оранжереи, летнюю эстраду или летний театр, смотровую площадку на Бассейн Петровского парка, грот и «Храм Славы», беседки – всё это в соответствии с историческим обликом общественного сада. На предложения кронштадтских историков Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) ответил письмом, которое музей не устроило, и он подготовил новые аргументы в пользу своей позиции, которые и были озвучены на внеочередном заседании Общественного совета. На нём присутствовали два представителя КГИОП и представитель Комитета по благоустройству Администрации Санкт-Петербурга. Вопрос о реставрации Летнего сада рассмотрели ещё раз, несмотря на то, что проект Комитетом уже подготовлен, и даже проведены конкурсные процедуры.
– В любой проект можно внести изменения, если они обоснованы, – считает председатель Общественного совета Надежда Фёдоровна Шелгунова, – именно поэтому Совет инициировал ещё одно обсуждение в присутствии представителей КГИОпа и Комитета по благоустройству. На мой взгляд, Евгений Кобчиков привёл аргументированные возражения, с которыми нельзя не согласиться.
Что же это за возражения? Сотрудники КГКИиОП при воссоздании «Летнего сада» отдают приоритет утраченным парковым сооружениям (беседкам). При этом совершенно не рассматривают вопрос о комплексе построек «Домик Петра I» (дом, мастерские и оранжереи), давшего начало всему Летнему саду. Не рассматривается вопрос воссоздания Летнего помещения Морского собрания (1869 год), долгие годы бывшего одним из центров культурной жизни.
Письмо КГКИиОП также оставило в стороне вопрос восстановления исторической ограды Летнего сада и самой площади сада. Восточная его сторона, прилегающая к бассейну ВМФ, до сих пор носит название «Ичхонский сквер», где установлен памятный камень с доской. При этом в перечне территорий зелёных насаждений общего пользования Санкт-Петербурга (ФЗ «О зелёных насаждениях» от 30. 06. 2010) такого сквера нет.
В музее категорически не согласны с тем, что Летний сад никогда не использовался как парк культуры и отдыха или как парк для проведения масштабных мероприятий. В ХIХ веке здесь устраивали встречи с экипажами иностранных кораблей, приходивших с официальными визитами в Санкт-Петербург и в Кронштадт. И в летнем помещении Морского собрания в специально разворачиваемых палатках устраивались официальные обеды. Многочисленные же публикации «Кронштадтского вестника» того периода говорят и о народных гуляниях в Летнем саду с театрализованными представлениями, народными забавами, фейерверками, торговлей сладостями и прохладительными напитками. При советской власти в Летнем саду существовала летняя эстрада, качели-карусели, а также парашютная вышка.
С пожеланиями КГКИиОП о проведении в Летнем саду мероприятий исключительно камерного характера наши историки соглашаются лишь частично. Тем более, что в исторической части Кронштадта, кроме Петровского парка, территорий для проведения увеселительных мероприятий на постоянной основе попросту нет.
В письме КГКИиОП приводится цитата Флорентийской хартии по охране исторических садов (1981 год): «По своей природе и назначению исторический сад – это спокойное место, которое благоприятствует контактам, тишине, связи с природой. Такой подход должен контрастировать с исключительным использованием исторического сада как места проведения праздников. Следует определить условия посещения исторических садов таким образом, чтобы праздник смог сам по себе продемонстрировать сад, а не способствовать его деградации и искажению».
Сотрудники музея такую ссылку на положения Флорентийской хартии сочли некорректной. Во-первых, потому что они носят рекомендательный характер, а во-вторых, Летний сад в Кронштадте даже в первой четверти ХIХ века из-за ограниченности территорий для проведения культурно-массовых мероприятий всегда использовался комплексно. И наконец, в-третьих, на эту цитату кронштадтские историки также ответили цитатой из положений Флорентийской хартии: «В то время как в нашей повседневной жизни сады могут быть пригодны для тихих игр, отдельные пространства, пригодные для активных, живых игр и спорта, также могут быть распланированы по соседству с историческим садом – так, чтобы потребности населения в этом отношении могли быть удовлетворены без ущерба для сохранения садов и ландшафтов».
В качестве предложения историки указывают на две площадки в Летнем саду – на месте Домика Петра I и возле дуба адмирала Макарова. Эти площадки не заняты ни кустарником, ни деревьями – именно здесь в разное время размещались качели-карусели для удовлетворения потребности населения в развлечениях такого рода.
В Летнем саду, но немного в стороне – в соответствии со статьёй 20 Флорентийской хартии.
Историки понимают, что не всё можно восстановить, но традиционно ценное восстановить необходимо. На Совете приняли решение окончательный проект реконструкции Летнего сада вынести на общественное обсуждение.

Музей Попова не растворится

Как рассказал Евгений Григорьевич Гришко, директор СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта, в настоящее время здание бывшего Минного офицерского класса и Минной школы (постройки первой половины 19-го века), где находится мемориальный Музей-лаборатория, пребывает в аварийном состоянии. Крыша его протекает, а несущие конструкции изношены. Экспозиции музея, а в неё входят уникальные приборы и предметы, принадлежащие А. С. Попову и его сподвижникам, угрожает реальная опасность быть утраченными навсегда. Капитального ремонта в этом здании не проводилось более полувека. В этой связи глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга Василий Пониделко обратился с письмом к командованию ВМФ России, а именно – военному ведомству, которому принадлежат здание и территория бывшего МОК и МШ, с просьбой на время капитального ремонта этих сооружений, временно разместить уникальные приборы и предметы Мемориального Музея-лаборатории А. С. Попова в запасниках Музея истории Кронштадта. Это даст возможность сохранить фонды учреждения, рассказывающего о приоритете россиян в изобретении нового вида связи. После завершения капитального ремонта в здании бывшего Минного офицерского класса и Минной школы произойдет возвращение экспозиции, связанной с жизнью и деятельностью А. С. Попова, на её историческое место, туда, где наш великий соотечественник проводил свои первые в мире опыты с радиосвязью. Следует также сказать, что глава администрации района обратился к командованию флота с просьбой изменить статус Мемориального музея-лаборатории с сугубо ведомственного учреждения, коим сейчас оно является, на общедоступный для всех жителей и гостей Кронштадта.
К сказанному директором Музея истории добавлю, что наши военные никогда не хотели передавать экспозицию в Центральный военно-морской музей, как это кажется логичным с точки зрения ведомственной принадлежности. Они понимали и понимают уникальность мемориального места, того самого, где работал Александр Попов и его коллеги, того самого, где совершалось открытие века. Таким образом, ни переехать, ни раствориться, ни пропасть экспозиции музея-лаборатории имени А. С. Попова общественность Кронштадта не позволит. А в нашем Музее истории Кронштадта экспонаты разместятся только временно и после ремонта вернутся на своё историческое место.

Надежда РЫБАКОВА

 

Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора