«Эта история тронула наши сердца»
30 апреля в новом здании Эрмитажа, где находятся реставрационные мастерские – в районе Старой Деревни – состоялась передача отреставрированного водолазного шлема участника Великой Отечественной войны Никиты Мышляевского представителям Кронштадтского Морского музея.
Руководитель музея Владимир Шатров поблагодарил сотрудников Эрмитажа за бескорыстную помощь. Отреставрированный шлем был установлен в огромном холле. Значимость события подчёркивало внимание прессы: приехали журналисты большинства питерских телевизионных каналов и некоторых печатных изданий, в том числе и корреспондент «Кронштадтского вестника». Из Кронштадта прибыли также ветераны, которые получили возможность не только почтить память погибшего моряка, но и осмотреть экспозицию, размещённую в новом центре. По словам Владимира Шатрова, это редчайший случай, когда через десятки лет удалось не только поднять останки погибшего моряка, но и установить его личность, вернуть ещё одно имя в историю нашей Победы. 5 мая на мемориальном кладбище Кронштадта состоялось открытие первого в России памятника водолазам, а в Морском музее – экспозиции, посвящённой Никите Мышляевскому.
Вернёмся в июнь 2013 года. Финский залив. Российская НП «Ассоциация водолазов» обследует места гибели кораблей и судов Балтийского флота периода Первой
и Второй Мировых войн. Одно из таких мест – район Шепелёвского маяка. В тот день под водой находились дайверы Василий Фролов, Александр Миронов и Михаил Соломаха. Вот как это было (информация с сайта «Melkon»: «Офицер запаса, член НП «Ассоциации водолазов» Василий Фролов на глубине 32 метра обнаружил выход из придонного ила водолазного шланга длиной около 40 см. По такому шлангу подаётся воздух для дыхания водолаза, находящегося под водой. Фролов стал вынимать одну часть шланга и через 30 метров дошёл до обрыва шланга. Тогда дайвер стал продвигаться в другую сторону, и через 30 метров шланг привёл к водолазному шлему и остаткам гидрокостюма. Шлем был сильно помят, стёкол в круглых окошках не было. Медный шлем тускло поблескивал на дне, глядя вверх тёмными глазницами маленьких иллюминаторов. Василий нагнулся
к шлему и отпрянул. Он был там! Останки водолаза находились в скафандре».
Что же случилось тогда на Балтике, как погиб этот человек и кто он? Было известно, что в Финском заливе, в районе Шепелёвского маяка затонул килектор ККО-2 – вспомогательное судно с оборудованием для водолазных работ. Затонул почти со всем экипажем после атаки немецкой подводной лодки. Было предположение, что с ним погиб и водолазный катер ВРД-76. В ходе работ это предположение подтвердилось: суда были подбиты одной торпедой. Никита Мышляевский только успел остропить шумопеленгаторную станцию, как произошёл взрыв. На катере, атакованном подводной лодкой, погибли 23 человека. Водолаза просто не успели поднять. На одном из форумов, где обмениваются информацией те, кто занимается изучением войн на море, появилась такая запись:
«В сентябре 1944 года водолазный врач Владимир Тюрин лечил в Кронштадтском военном госпитале одного из выживших членов экипажа «ВРД-76» А. Д.Трухина. В своём дневнике Владимир Тюрин оставил следующую запись: «Трухин рассказал мне, что всё произошло внезапно. Водолаз Ника Мышляевский, который работал под водой, доложил, что остропил шумопеленгаторную станцию. Начали подъём. Дали команду: водолаза поднимать для декомпрессии. Вдруг почувствовал, что лечу вверх. Успел заметить, что килектора нет, и потерял сознание. Очнулся в воде, всплыл и ухватился за дверь, сорванную с борта водолазного бота, который медленно погружался в воду. Все, кто были на палубе, плавали, ухватившись за обломки, а Нику [Мышляевского] со дна мы поднять не успели…»
Металлический шлем от военного 12-болтового водолазного костюма – 18,5 килограммов меди –- и остатки костюма водолаза были переданы Кронштадтскому Морскому музею, а останки водолаза – в специальный поисковый батальон ЗВО ВС РФ для торжественного захоронения. Главного старшину Никиту Мышляевского похоронили в соответствии с воинскими ритуалами 15 октября 2013 года. В торжественно-траурной церемонии приняли участие представители командования Западного военного округа, органов государственной власти, офицеры, старшины и матросы Балтийского флота, курсанты военно-морских учебных заведений, члены молодёжных поисковых отрядов Санкт-Петербурга и области. Захоронение стало памятником всем погибшим членам экипажей судна-килектора и водолазного бота, торпедированных немецкой подводной лодкой. Рядом – памятник советским морякам и немецким подводникам. Памятник был воздвигнут в 1996 году. Надпись на нём – «Примирённые смертью взывают к миру».
Водолазный шлем погибшего главного старшины приняли на хранение сотрудники Кронштадтского Морского музея. Рассказывает руководитель музея Владимир Шатров:
– Мы вышли с письмом на директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского с просьбой посмотреть шлем и помочь его сохранить. До этого мы пытались что-то сделать сами, но поняли, что тут нужны специалисты. Через семь дней нам пришёл ответ: привозите. Шлем был в таком аварийном состоянии, что потребовалось много времени для его восстановления.
Алексей Иванович Бантиков, заведующий лабораторией научной реставрации предметов прикладного искусства Государственного Эрмитажа, рассказал:
– К нам часто обращаются музеи, так что эта просьба не была для нас неожиданной. Реставрация шла полтора года. Главная сложность в том, что шлем был сильно засолён. Наша задача была – вывести активные соли. Мы не планировали сделать шлем новеньким и блестящим. Мы оставили частички стёкол и резиновые прокладки. Видите: шлем даже развёрнут. Это память о силе динамического удара. Ситуация трагическая и при этом какая-то очень человеческая: столько лет прошло. Мы волнуемся: эта история задела каждого, кто к ней прикоснулся, тронула наши сердца. Это ведь связь времён, и все мы, кто причастен к этой работе, очень её ощущаем.
Галина Маркина
Фото автора
Написать комментарий: