Мастер Валерий Сартаков

1DSCN5259– Видите эту штуку, она называется «шаркунок». Сделана из бересты. Чудесный материал для детских игрушек – с противомикробными свойствами, не травмирует ребёнка, даже если он эту погремушку погрызёт, – Валерий Сартаков показывает предмет в виде креста.

Ручка самодельной погремушки из бересты удобно устраивается в ладони. Приятное ощущение живого дерева. Внутри – горох, так что звук негромкий, не испугает малыша.

– А это очелье, оно не только украшает и придерживает волосы, но и снимает головную боль.

Мастер любовно показывает свои работы из бересты. В старину как только её не использовали: ею покрывали крыши, делали лодки-берестянки, а главное – разнообразнейшие предметы домашнего обихода. Берестяная обувь была очень распространена. В этнографическом отделе Русского музея можно увидеть даже мужскую одежду, сделанную из этого уникального природного материала.

Валерий Михайлович Сартаков возглавляет Фонд поддержки творчества мастеров «Оберег».

– Творческие люди – народ хрупкий, им порой трудно встроиться в современный мир. Поэтому нужно объединяться, помогать друг другу, – говорит Сартаков.

1DSCN5542

В «Обереге» у мастеров есть условия для работы: четыре мастерские, уютная комната для отдыха, небольшая кухня. Художник, он ведь как ребёнок, за работой дня не замечает, а тут можно перекусить, отдохнуть. Валерий Михайлович показывает мастерские: здесь работает Сергей Шумахер, он занимается обувью и, естественно, не просто шьёт и чинит. Он делает дизайнерскую обувь. На фото дивного вида сапоги – мечта байкера. И женская обувь, которую в магазине не купишь. Рядом реставрационная студия «Дека» – здесь работает Андрей Фролов – по благословлению епископа Назария – звонарь. Он возрождает к жизни антикварную мебель.

Но креативным людям тесно в рамках ручной работы, им нужно общение, и не только в узком кругу. Нужен мир вокруг, который не отторгает, а притягивает, радует. Отсюда пошла акция «Чистый берег». Название её на слуху, но мастера придали ей несколько иное звучание. Это не просто «прийти и убрать мусор», это значит изменить отношение к природе в принципе. У Валерия есть гараж на берегу Финского залива. Уютное местечко! В гараже, украшенном изделиями ручной работы, можно общаться с друзьями, принимать гостей. Рядом – берег. К нему «причаливают» утки, здесь ловится рыбка, большая и маленькая. Гости здесь тоже необычные. Недавно приезжала из Питера группа «Близнецы», исполняющая современную музыку, жанр которой ещё предстоит определить. На костре готовили щучью уху, чай из шиповника (благо, он рядом растёт), пели и говорили – хорошо! Потом всё тщательно прибрали – вот вам и «Чистый берег» – не просто прийти и убраться, а как бы обжить место, перенести в него частичку души. Это могут делать те же школьники, которых привлекают к уборке. А ведь там, куда ты вложил душу, уже не плюнуть, не бросить мусор. Так – постепенно, но неуклонно – и нужно очищать и себя, и берег залива. Хорошая мысль.

«Оберег» пережил трудный период, когда после аварии был не у дел его руководитель Валерий Сартаков. Сейчас фонд возрождается. Удалось сохранить помещение – это очень важно. Приводятся в порядок документы.

1DSCN5247

Началом деятельности «Фонда Оберег» Сартаков считает 2002 год. В 2003 году в Москве проходила выставка к 300-летию Санкт-Петербурга «Санкт-Петербург. 300 лет духовной культуры», где были представлены работы художников, фотографов и мастеров Кронштадта. Стенд Валерия с изделиями из бересты имел успех, мастер был отмечен дипломом организаторов. А научила его работать с этим материалом Мария Ильинична Шилова. Она жила в деревне Белячиха Бокситогорского района Ленинградской области. С берестой в деревне работали не только из любви к искусству – это было жизненной необходимостью. В молодости Мария Ильинична и сама хаживала в лаптях, а в быту пользовалась берестяными предметами. Она раскрыла Валерию секреты заготовки бересты: после того как отойдёт берёзовый сок, в конце мая, июне и даже в начале июля береста легко отстаёт от ствола, но снимать надо бережно, стараясь не повредить камбий.

Валерий начал работать с берестой ещё в 1992 году. Сегодня в его мастерской можно увидеть набор посуды для хранения сыпучих продуктов: всевозможные плетушки и горлатки, а также кухонную утварь: ложкарницы, блюда, солонки, хлебницы. Эти предметы можно считать аутентичными – они не просто повторяют изделия старинных промыслов, но учитывают ритмы плетения в зависимости от видов материала и многие другие тонкости, знакомые старым мастерам. Автор чувствует красоту форм и фактуры бересты. В 1994-м ему присвоено звание народного мастера Союза художников РСФСР, в 1997 году Валерий Сартаков был принят в Союз художников Санкт-Петербурга. Собранная им коллекция изделий могла бы стать основой музея бересты. Такой музей нужен Кронштадту. Самобытная традиция народных промыслов – часть русской культуры, в том числе – северо-западного региона России. Недаром в Санкт-Петербурге существует Высшая школа народных промыслов.

Сегодняшний день «Оберега» полон трудов и планов. Недавно мастер ездил в Сосновый Бор, где учил всех желающих работать с берестой. Материал, кстати, он привёз с собой. В центре «Гармония» прошёл мастер-класс.

– Я хочу, чтобы люди не забывали о традициях работы с природными материалами, – говорит Валерий Михайлович. – Научиться ремеслу и стать мастером может любой, у кого есть стремление к этому занятию. Талант человеку даётся с рождения, а потом его нужно развивать. Так что ремесло – это не только полезное и приятное времяпрепровождение, но возможность формировать и развивать человека. И хорошо бы учить этому детей и подростков, возможно, даже на уроках труда.

Сегодня «Оберег» нуждается в поддержке. Валерий сам, занимаясь бизнесом, вкладывал деньги в развитие фонда. В начале 2000-х у художников была возможность ездить на выставки, и даже – зарубежные. Валерий побывал во Франции, Швейцарии, Финляндии, Польше, Казахстане, Венгрии, Румынии, Норвегии и Германии. При содействии фонда «Оберег» художники имели возможность выезжать на пленеры – в Тихвин, на форты Кронштадта, в Феодосию.

Сегодня, как считает Сартаков, помочь фонду может создание Попечительского совета. Тогда у мастеров получится развернуться, работать более продуктивно, привлекать к творчеству молодёжь, чаще участвовать в выставках, создавая имидж Кронштадта как города искусств и ремёсел. А туристы, которых в тёплый сезон в Кронштадте становится всё больше с каждым годом, станут увозить на память не только сувениры, но и авторские работы мастеров своего дела: кузнецов, дизайнеров, фотографов и художников.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: