Усыпальница семьи адмиралов Бутаковых в Александро-Невской лавре нуждается в реставрации, сохранении и защите
16 ноября в редакцию «Кронштадтского вестника» пришло письмо от Наталии Иноземцевой, в котором она обращалась к историкам, краеведам, морякам Кронштадта с просьбой обратить внимание на печальное состояние семейной усыпальницы адмиралов Бутаковых, тесно связанных с историей нашего города.
SOS!
«Уважаемая редакция! Посылаем вам материалы о фамильном захоронении адмиральской династии Бутаковых в Александро-Невской Лавре. Последний из этой д инастии, давшей России 17 адмиралов, Александр Григорьевич Бутаков, начальник штаба Кронштадтской крепости, погиб в Кронштадте в марте 1917 года. Жертвами февральских бунтовщиков стали его мать и жена. Историческое захоронение включает в себя и прах его отца, адмирала Г. И. Бутакова, в честь которого заложен военный корабль для Черноморского флота. Могила заброшена и под угрозой исчезновения ввиду подступающих новых захоронений. Может, в вашей газете вы поднимете эту тему и откликнутся моряки Кронштадта и Санкт-Петербурга – морских столиц России, и не дадут исчезнуть ещё одному памятнику морской славы. Обращение в Адмиралтейство не дало результатов. SOS!»
Мы связались с автором письма. Оказалось, что Наталия Иноземцева – не случайный для Кронштадта человек. Она – автор документального фильма о забытых новомучениках Петроградской епархии, среди которых и митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), уроженец Кронштадта. В настоящее время Наталия работает над фильмом о трагичесикх событиях в Кронштадте в феврале 1917 года и в марте 1921-го.
Как известно, Кронштадт сразу же после февральской революции, а впоследствии, после большевистского переворота, стал воистину Голгофой Русского Флота и офицерства, местом мученической кончины тысяч и тысяч петербуржцев всех сословий: дворянского, военного, духовного, чиновников, купцов и мещан, просто верующих православных христиан, не признавших революцию, оставшихся верными Царю и Отечеству. Они доставлялись на остров Котлин для суда без следствия, для казни, для мученической гибели.
Началось всё с восстания матросов, поддержанных в марте 1917-го главарями революции из Петрограда. Первой жертвой пал адмирал Р. Н. Вирен, главный командир и военный губернатор Кронштадта. Страшные подробности его гибели известны…
На другой день за отказ изменить Государю у памятника адмиралу Макарову был расстрелян начальник штаба порта контр-адмирал Александр Григорьевич Бутаков…
Адмирал Григорий Иванович Бутаков
Отец расстрелянного контр-адмирала Бутакова адмирал Григорий Иванович Бутаков родился 27 сентября 1820 года в Риге, в семье капитана 1-го ранга. В свою очередь его отец, дядя, братья, а затем и сын были связаны с морем, всю жизнь служили Отечеству. Семнадцатилетним юношей в 1837 году Григорий Бутаков окончил Московский кадетский корпус и через год получил первое боевое крещение. В 32 года он был уже участником 19 кампаний, плавал по Балтийскому морю на фрегате «Александр Невский», затем служил на Чёрном море под командованием вице-адмирала В. А. Корнилова, который держал при себе капитана 2-го ранга Бутакова в должности командира фрегата «Владимир».
В 1851 году флотоводец был командирован в Англию, затем командовал судами Балтийского флота. За отличную службу он досрочно получил звание капитан-лейтенанта, участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов.
После Крымской войны в России приступили к постройке железных паровых военных кораблей – новый паровой флот требовал новой тактики ведения боя. Бутаков внёс значительный вклад в её создание. Появление железного парового флота открыло новую эпоху в истории военно-морского искусства, и он выступил как теоретик парового военно-морского флота, написав вышедший в свет в 1863 году труд «Новые основания пароходной тактики». Г. И. Бутаков также изобрёл новый способ сигнализации в тумане, компас с наклонной стрелкой. В 1867 году вице-адмирал Г. И. Бутаков, уже кавалер орденов св. Анны 4-й степени, св. Станислава 4-й степени, св. блгв. вел. кн. Александра Невского, был избран президентом международной Комиссии экспертов морского отдела Всемирной выставки в Париже.
В 1878 году в Петербурге началась разработка плана обороны Кронштадта на случай войны с Англией. Но война с Англией миновала, и Бутаков со своей эскадрой вернулся в Кронштадт. В этом же году он стал полным адмиралом, начальником морской и береговой обороны Свеаборга. В 1881 году его назначили главным командиром Петербургского порта, а на следующий год избрали членом Государственного Совета.
Бутаков скончался скоропостижно, когда ехал домой после заседания Государственного Совета.
Кончина Григория Ивановича была большим горем для всех русских моряков, которые считали почившего своим любимцем…
Захоронение
В книге Л. Соколовой «Никольское кладбище Александро-Невской Лавры», на которую в своём письма ссылается Наталия Иноземцева, о захоронении адмиральской династии Бутаковых сказано:
«Надгробный памятник Г. И. Бутакову, на правой дорожке, за прудом, находится в полном запустении – на массивном скульптурном постаменте, украшенном морскими якорями в ограде цепей, стёрлись надписи, а бюст, выполненный известным скульптором М. А. Чижовым (автором памятника Екатерине II) снят и находится в Музее Городской скульптуры. Кстати, средства на этот памятник собирала вся «семья русских моряков» Балтийского флота.
Небольшая табличка напоминает о том, что род Бутаковых закончился мученичеством: его жена, Амалия Арсеньевна Рождественская, зверски убита большевиками в 1917 году. Так же, как и их сын, контр-адмирал Александр Григорьевич Бутаков. Существует свидетельство, что его труп скатился с обрыва и принял сидячее положение. Жители не могли захоронить расстрелянных, потому что долго не решались подойти к месту, где фигура адмирала с развевающейся седой бородой как бы сторожила убиенных…»
Откликнулся Кронштадтский Морской музей
Мы переслали письмо Наталии Иноземцевой Артёму Мельникову, директору фирмы «Фертоинг», благодаря которому в Кронштадте был основан и успешно действует Кронштадтский Морской музей, о чём «КВ» не раз рассказывал на своих страницах. Зная трепетное отношение Артёма Юрьевича к истории Российского флота, к славе русских моряков, к проблеме сохранения исторического наследия, связанного с Флотом, мы были почти уверены, что он откликнется. Так оно и получилось. Кронштадтский Морской музей в настоящее время прорабатывает вопрос о возможности взять шефство над фамильным захоронением адмиральской династии Бутаковых.
Подготовила Анна МАКАРОВА