Поликлиника № 74. Сверим часы?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Михаил Николаевич Сергеев,
главный врач поликлиники № 74

Периодически «сверять часы» необходимо – и дома, и на работе. «Кронштадтский вестник» сегодня – в районной поликлинике. Зачем? Сверить. Оценочные мнения с нашей страницы в «ВКонтакте» с фактами. Факты предоставлены главным врачом поликлиники № 74 Михаилом Сергеевым.

Лаборатория

Маргарита Филеп: «Великое начальство поликлиники посчитало, что лаборатория нерентабельна. Они будут анализы в Николаевскую больницу возить. Так дешевле».
Михаил Сергеев:
– В Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга направлено обращение первого заместителя главы администрации Кронштадта Надежды Геннадьевны Самохиной с просьбой придать лаборатории статус Централизованной, чтобы получать возмещение затрат за исследования, сделанные в рамках обязательного медицинского страхования. До сегодняшнего дня проблема лаборатории состояла только в том, что часть денег за лабораторные исследования мы не получали, поскольку Санкт-Петербург решает вопрос в пользу Централизованных лабораторий – только они могут выставлять счета в ОМС.
Уже состоялся визит главного специалиста по лабораторной диагностике Комитета по здравоохранению Антона Владимировича Козлова, по итогам которого высказана позиция в пользу поликлиники. Ждём документального подтверждения. Так что порядок направления и выполнения лабораторных исследований останутся прежними. Редкие исследования, в которых нет высокой ежедневной потребности (гормональные, иммунологические), будут по-прежнему делаться в Николаевской больнице: забор крови здесь, исследование – там. Для пациентов это останется бесплатным.
Моя задача как руководителя – сохранить подразделение и по максимуму – персонал. Все, кто работали, работают. Поликлиника является крупнейшим гражданским работодателем района, и сокращать кого бы то ни было без достаточных оснований мы просто не имеем права. Очевидно и понятно, что наши сотрудники другую работу в Кронштадте не найдут. Поэтому все вопросы оптимизации штатной численности должны решаться очень корректно, чтобы не пострадали сотрудники и доступность медицинской помощи – это вещи взаимосвязанные.

Наша поликлиника выше среднего

Владимир Коршунов: «В поликлинике № 74 Кронштадта – постоянное хамство, пренебрежительное отношение к больным и просто нежелание медработников исполнять свои обязанности. Эта поликлиника – отдельное государство в государстве»
Михаил Сергеев:
– Два года подряд в Санкт-Петербурге проводится социологический опрос пациентов независимой организацией. В 2012 году исследовали 18 лучших поликлинических отделений Петербурга. В 2013-м – 60 – все районы за исключением Красногвардейского. Вопросы были одинаковые. Если в 2012 году мы разделили второе место с поликлиническим отделением Фрунзенского района, то в 2013 году у нас 25-е место из 60. Оценка балльная. Средняя – 81, 6. Максимальная – 87, 6, Кронштадт – 83, 6. На 4 балла ниже максимальной.
По большинству показателей наши данные лучше среднегородских. Отчёт об исследовании на 270 страницах. В целом динамика на улучшение. Приятно и важно, что мы видим отклик людей, и я могу сказать почему. Например, растёт удовлетворённость санитарно-гигиеническим состоянием поликлиники. В 2012 году у нас был ремонт системы вентиляции, а теперь он закончен. То же – размещение информации на стендах. Выросла также и общая удовлетворённость работой поликлиники: в 2012 году – 65 процентов, в 2013 году – 85. Повысилась и удовлетворённость количеством времени, уделяемым пациентам, удовлетворённость вежливостью персонала. За счёт чего? За счёт того, что этот персонал есть. У нас есть эти люди. А когда их нет, кто будет проявлять вежливость?

Врачи-специалисты не цыплята

Ольга Чекмарёва: «В нашей поликлинике ужасно обстоят дела с номерками к офтальмологу, эндокринологу. Звонишь, а тебе говорят, что номерков нет. Не могу поверить, что такое возможно».
Михаил Сергеев:
– Соцопросы 2012-2013 показали и ухудшение, естественно, тоже. Это доступность и качество работы врачей-специалистов. Если в первом квартале 2012 года было два взрослых невролога, то теперь один. Если в 2012 году работал кардиолог, к которому привыкли пациенты, то в 2013-м появился молодой специалист, работу которого надо налаживать.
По специалистам – самая большая проблема, и в этом мы мало отличаемся от Петербурга. Врачей ищем в Петербурге, где также существует колоссальный дефицит. Специалист не цыплёнок, который вылупляется из яйца, специалиста нужно готовить. Тем более, что по ряду специальностей необходимо дополнительное обучение: интернатура – год, клиническая ординатура – два года. Бывает, ищут работу специалисты из других регионов страны, – им нужно предоставлять жильё, и с этим также связаны определённые трудности, потому что выбора мы предложить не можем. Сегодня требования людей повысились, и должно быть не только жильё как таковое, а жильё, которое человека устроит. А в условиях, когда заработная плата специалиста в Кронштадте и Петербурге одинакова, человек выберет Петербург, потому что там он может найти ещё и подработку недалеко от основного места работы в частном медицинском центре.
Медицинский информационный аналитический центр провёл сравнительный анализ медико-экономических показателей по 59 поликлиническим отделениям Петербурга. Наше учреждение на четырнадцатом месте. Отмечу, что по укомплектованности персоналом мы находимся на четвёртом месте в городе. При том что кадровые трудности есть – не хватает врачей-специалистов и медсестёр. Но у медсестёр – совместительство, совмещение, надбавки за интенсивность. Со специалистами так не получается: либо они есть, либо их нет. В Петербурге укомплектованность существенно ниже. У нас не хватает офтальмолога, невролога. Пока нет инфекциониста и детского невролога.

Медицинская помощь или медицинские услуги?

Владимир Коршунов: «Раньше в медицину шли люди по призванию, давали клятву Гиппократа. Теперь же это обычный источник вымогательства средств у населения. Я не говорю за всю медицину, а лишь о том, с чем сам сталкивался. На приёме у врача ЭКГ мне стали говорить о низкой зарплате. Для чего?»
Марина Корнилова: «У нас медицина не бесплатная, а страховая. Мы платим налоги. Чувствуете разницу? А приходится ходить на поклон к врачам, как милостыньку просить».
Михаил Сергеев:
– Государство пересматривает подходы. Раньше оперировали понятием «медицинская помощь», теперь – «медицинская услуга». Пока это вызывает протест в сознании и медицинских работников, особенно с серьёзным стажем работы, и в сознании пациентов. Люди к нам приходят за услугой или за помощью? За помощью. Они говорят «помогите», а не «окажите мне медицинскую услугу».
Подход к организации деятельности учреждения всё более приближен к принципам коммерции. Это позволяет оперировать понятиями качество, управление, прогнозирование, конкуренция.
Поликлиника сегодня – это более 170 лицензированных видов медицинской деятельности, что составляет тысячи бизнес-процессов. Для того, чтобы говорить о конкуренции, надо перестраивать эти тысячи бизнес-процессов. Конкурентоспособность – работа не одного дня и не одного года. При всех минусах, которые есть в системе ОМС, это система, которая работает. Качественнее ли медицинские услуги в частных клиниках? Не думаю. В значительной части специалисты, работающие в системе ОМС, работают и в частных клиниках. И говорить о том, что квалификация специалистов в частных клиниках выше, я бы не стал. Другое дело профессура, доктора медицинских наук, которые консультируют в медицинских центрах. Но все эти люди работают и в институтах, просто они совмещают в частной клинике.
Мы часто различаемся в уровне сервиса. В том, как медуслуга оказывается: улыбнулись, рады вас видеть. Консультация в медицинском центре стоит примерно 600 рублей, в системе ОМС – 460-500. Цены почти сравнялись.
Владимир Коршунов: «Cоздаётся впечатление, что пациенты, пришедшие на приём к врачу, просто мешают отсиживать врачам их рабочее время. Люди часами ждут своей очереди и говорят, что в нашей поликлинике быстрее умрёшь, чем получишь помощь. Примером тому по два, а то и по три номера на одно время. Это как? Или к одному врачу сидят люди с номером и с острой болью (без номера) одновременно?»
Михаил Сергеев:
– С 2013 года подавляющая часть медицинских услуг проходит по медико-экономическим стандартам – не за посещение, а за законченный случай оказания медпомощи. Изначально это и делалось для того, чтобы медучреждение не устраивало карусель с пациентами, которые приходят/приходят/приходят… Факт приписок имел место во многих учреждениях. Медико-экономические стандарты позволяют зарабатывать деньги, не увеличивая количество посещений.
И по поводу номерков. Параллельно основной деятельности большой объём работы связан с диспансеризацией. А в сутках 24 часа и ограниченное время работы кабинетов, аппаратуры и специалистов. Объективно приходится давать меньше времени на инструментальные исследования по показаниям (электрокардиография, рентгенография, УЗИ), что увеличивает время ожидания. И неслучайно в прошлом году показатель «удовлетворённость доступностью диагностических бесплатных услуг» снизился. Как только часть времени мы забрали на диспансеризацию, люди это почувствовали.
Наша задача – перестроить работу, чтобы никто не страдал. Стараемся разделить потоки – здоровых граждан, пришедших на профилактику, и заболевших. Теперь работаем и по субботам – маммография и УЗИ брюшной полости.
По большому счёту у каждого пришедшего в поликлинику должно быть понимание – это время, которое человек уделяет не нам, а себе. Ко многим специалистам каждый день людей приходит больше, чем записались. Эта ситуация и возле кабинета невролога, и офтальмолога, и эндокринолога, и постоянно – перед рентгенкабинетом. «Разруливать» возникающие споры приходится врачу. Экстренная медпомощь должна быть оказана незамедлительно, а есть помощь, которую можно подождать. Уверяю, ни в одном частном медицинском центре нет такого, что вы пришли, и вам немедленно оказали услугу. Все вышеназванные кабинеты работают очень интенсивно, и создавать обстановку нетерпимости не на пользу ни врачам, ни пациентам. Так что будьте человечнее, терпимее, и проблем не будет.
Приглашаю кронштадтцев на диспансеризацию. Она нужна, чтобы знать правду о своём здоровье и принимать решение, что в вашей жизни необходимо корректировать. Приходите. Тем более, что диспансеризацию можно проходить и по субботам.

«Сверка часов» показала, что кронштадтская поликлиника не хуже других поликлиник Санкт-Петербурга, а в некоторых случаях даже лучше. Совсем не много граждан хотели бы поменять её на какую-либо другую: всего 13 процентов из опрошенных – точно такой же показатель и по Санкт-Петербургу в целом. И 14 процентов хотели бы также поменять и своего участкового врача. Однако же, по сути, невозможно ни то, ни другое. Поликлинику не поменяешь, потому что в Кронштадте она единственная, а участкового поменять в общем-то можно, но только если он согласится. Почему? А если большинство кронштадтцев выберут одного врача, что будут делать остальные? И справится ли со всеми нами этот один, горячо любимый народом врач общей практики?

«Часы сверяла» Надежда РЫБАКОВА
Высказывания кронштадтцев:
vk.com/kronvestnik
Данные отчётов тоже можно сверить:
poliklinika74.spb.ru

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Ivan | 23.05.2015 в 21:58

Давно уже не обращаюсь в бесплатные поликлиники — только трата времени и сил. Лучше уж пойти в нормальный медицинский центр http://www.express-med-service.ru/

 
Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора

Имя:

Эл.почта: