«Пушки с пристани палят…»

(о патриотизме в Кронштадте)

Понятие «Патриотизм» включает в себя знание родины, её истории, любовь к ней, готовность к самопожертвованию ради неё. Музей истории Кронштадта, организованный летом 1991 года, задумывался именно как инструмент, призванный знакомить людей со славной историей города-крепости, то есть, побуждать к патриотизму. Прошло более 20 лет. Сложно перечислить всех краеведов, фотографов, учёных, историков, писателей, искусствоведов, сотрудников музея, простых кронштадтцев, силами которых, при внимательном участии представителей городской власти, в конце концов, был создан уникальный музейный комплекс, насчитывающий сегодня более восьми тысяч единиц хранения. Здесь проводятся научные конференции, исторические чтения, развернута масштабная экскурсионная работа, издаются книги, снимаются фильмы о Кронштадте, словом, представлен весь комплекс мер, позволяющий вошедшему в музей человеку совершить путешествие во времени – во времени Кронштадта.

Весной 2008-го для привлечения на остров туристов при музее был создан Информационный центр. Во многом благодаря работе его сотрудников на туристических выставках, изданию и распространению буклетов о Кронштадте, публикациям в прессе, широкому предложению экскурсионных услуг, включающих морские- и велопрогулки, созданию интернет-сайта «Добро пожаловать в Кронштадт» и пр., поток приезжающих в Кронштадт гостей начал интенсивно расти (в 2008-м году – 2 500 человек, в 2012-м – около 180 000). Но времена меняются. Помимо развития инфраструктуры отдыха в Кронштадте — с его парками и фонтанами, замкнуто кольцо КАД, открыт тоннель на южный берег, восстановлен Морской собор – новая волна популярности города заставляет думать – как, за счёт чего удержаться на этой ласковой волне? Чтобы интерес к городу через пару лет не пошёл на спад. Есть у патриотов Кронштадта такая тревога, потому что многое из своей уникальности Кронштадт уже утратил – совершенно незаметно, без объявления.
Выстрел полуденной пушки. Кронштадтцы уже забыли, когда слышали его в последний раз, а гости острова вообще не знают об этой давней традиции. Голос горна на Усть-Рогатке, означающего подъём, отбой и прочие этапы военно-морского быта, раньше был слышен далеко и тоже щекотал морской романтикой ухо кронштадтского подростка, сейчас – тихо. «Метеоры», десятилетиями снующие между Петербургом и Кронштадтом всю навигацию и, несомненно, являющиеся кронштадтским брендом, – упразднены. Упразднены в момент интенсивного роста внимания к острову туристов, стремящихся именно морем — с ветром и брызгами, промчаться из Питера в Кронштадт. С прежних времён в Кронштадте сохранился только заводской гудок – гудок Пароходного завода, и это замечательно. Спасибо заводу и его патриотам.
В прошлые годы каждым летом на остров со всех концов страны прибывали барды. «Струны фортов» — уникальный фестиваль, на котором выступали уникальные люди, известные и в России, и за её пределами – Александр Дольский, например. Палаточный городок, дым костров — братство российских бардов – вот оно, рядом! Нет того фестиваля.
Куда-то делись из Кронштадта книжные магазины, в которых можно было купить, в частности, и замечательные книги, альбомы, связанные с историей Кронштадта, флота. Было три магазина – исчезли все, в течение двух последних лет.
Этим летом на празднике в День ВМФ впервые не было ни Нептуна с русалкой, ни их весёлой свиты – почему? Вряд ли появление на празднике мифического персонажа оскорбляло чувства верующих, ведь в течение многих десятилетий Нептун воспринимался нами не как бог древнеримского пантеона, а как владыка морей и океанов – с его ироничными поздравлениями и живописным общением с народом.
Выстрел полуденной пушки можно вернуть, если договориться военным и городским властям. Вообще, такое деловое партнерство для будущего Кронштадта крайне необходимо и очень перспективно. Потому что, например, памятник Александру Маринеско, за признание подвига которого в 90-х боролась вся кронштадтская общественность, доступен сегодня только военнослужащим 25-й бригады – а для кронштадтцев и гостей города всё это за глухим забором. Там же, за забором, и аллея моряков-героев и тоже никак не востребована процессом воспитания, скажем, того же патриотизма в кронштадтских мальчишках.
Музей изобретателя радио — Попова. Человек, открывший миру эпоху радио, причем, именно здесь, в Кронштадте, – это ли не предмет гордости для кронштадтцев, предмет интереса для туристов? Великая история, интереснейшая экспозиция – где тот музей? Принадлежность войсковой части. То есть, его как будто и нет.
Вряд ли кронштадтцам интересно знать, по каким причинам исчезла в Кронштадте та или иная традиция, просто надо пробовать их возвращать. И одновременно развивать новые. В разное время сотрудники музея и инфоцентра разрабатывали и предлагали кронштадтскому обществу всевозможные идеи, проекты, призванные умножить уникальность города-крепости, какие-то из них были воплощены — например, «Кронфест» — экологический фестиваль искусств, который почти сразу стал международным и в этом году проводился уже в 6-й раз, но многие остались на бумаге.
«Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят», — Пушкин неоднократно бывал в Кронштадте и, возможно, списал этот остров для своей «Сказки о царе Салтане» именно с него, так почему бы не насытить Петровский парк героями этой сказки – в виде скульптур малых форм. Здесь можно было бы проводить для детей пушкинские чтения, игры.
Почему бы не отмечать в Кронштадте дни рождения тех великих людей, которые прославили Кронштадт – отмечать широко, с костюмированной массовкой и, конечно же, с юбиляром, приветствующим народ с брички или с открытого старинного автомобиля. Это могут быть и Тотлебен, и Попов, и Капица, и Пахтусов, и Беллинсгаузен, и Макаров, и Маринеско. Если такие праздники устраивать регулярно, то они станут вкладом не только в уникальность города, но и в развитие здесь событийного туризма.
В витринах учреждений, расположенных на центральных улицах города могли бы появиться большие ретро-фотографии — людей, живших здесь когда-то. Это офицеры, матросы, священники, дворники, городовые, лавочники, старики, дети. Такие фотографии «дышат». Надо ли говорить о том, что они объединяют людей во времени, внушают уважение к прошлому.
Может быть, кто-нибудь и пытался реализовать давнюю идею Музея вернуть в Доковый бассейн, в Итальянский пруд, в Обводный канал лодочные станции (зимой – ледовые катки), но, видимо, не получилось. А ведь в прошлом и позапрошлом веках они были в Кронштадте и пользовались широкой популярностью.
Реализация проекта создания «Музея кораблекрушений» в крестовине Петровского дока, конечно, предполагает серьёзные вложения, но ведь много и малобюджетных проектов. Об организации в городе велосипедных дорожек, об использовании списанного пассажирского ретро-теплохода в качестве гостиницы, которыми Кронштадт совсем небогат – в разное время выходили сотрудники музея с разными предложениями, но дело не двигалось. А ведь неповторимость города накапливается как раз из невеликих, на первый взгляд, особенностей, за которые Кронштадт и любят, ради которых сюда и едут. Почему не заменить в общественном транспорте сухой голос, объявляющий остановки, на голоса детей 4-5 лет – с неуверенностью, со смешком, и даже с неправильной буквой «р»? Хотя бы в качестве эксперимента? Это ведь вызывает улыбку, снижает стресс, депрессию. Такая традиция может потом легко перекочевать в другие города, и даже в метрополитены, где напряжение и агрессия в часы пик особенно велики. Почему на глухих стенах, которых у нас достаточно, не разместить граффити-копии морских сражений кисти Айвазовского? Почему бы на некоторых фасадах не появиться нотным строчкам, с зашифрованными в нотах фрагментами песен морской направленности? Увидел, улыбнулся, подумал, спел…
Для кронштадтцев родина – Кронштадт, прежде всего. Им уже есть, за что любить этот город – в силу его географического положения и исторической роли в судьбе страны, но это чувство гордости за город, за земляков нуждается в ненавязчивой, но постоянной поддержке. Другими словами, Кронштадт должен быть на высоте — всегда. И кронштадтцы тоже. Правильно ли это — разделять патриотическое воспитание, борьбу с вандализмом и усилия по привлечению туристов – это ведь фрагменты единой задачи: сделать Кронштадт уникальным, манящим, любимым. Тогда сам город будет внушать людям патриотические чувства. Тогда постепенно будет таять почва для проявлений вандализма, тогда интерес потенциальных туристов к Кронштадту будет многократно множиться. Не стоит объяснять себе невозможность выполнения такой задачи объективными причинами. Они, как правило, субъективны. Быть патриотом – это не значит только воспевать родину, гораздо сложнее уметь признавать ошибки – свои, своего народа, говорить себе правду, то есть, скорее, самосовершенствоваться, чем самовозвеличиваться.

Дмитрий ТИТОВ,
сотрудник Музея истории Кронштадта

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: