Дороги к звёздам бывают разные

Учителю физики и астрономии 427-й школы, Почётному работнику образования Александру Фёдоровичу Иванченко
вручена
Благодарность Президента России

Сочинение ученицы 7а класса 427-й школы Полины Иванченко о деде-учителе заняло 1-е место на районном этапе Всероссийского конкурса сочинений – 2021. А в июне 2022-го Александру Фёдоровичу Иванченко, учителю физики 427-й школы, за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу вручена Благодарность Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Полина Иванченко с любимым дедушкой

Летние каникулы я провела с бабушкой и дедушкой на даче. Много читала, загорала, купалась в речке. А августовскими вечерами часто смотрела на звёзды, называла знакомые созвездия, а дедушка проверял.
– Большая Медведица!
– Верно, её всякий найдет.
– Малая Медведица!
– Тоже нетрудно.
– Большой Пёс, – хочу удивить знаниями, но слышу в ответ:
– Хитришь! Это созвездие в нашем полушарии не видно.
– Дед, а давай теперь я тебя поспрашиваю.
Так родилось это интервью.
Мой дед, Александр Фёдорович Иванченко, – учитель, Почётный работник образования. Каждое утро мы вместе идём в одну школу. Дед ведёт в старших классах физику и астрономию.
– Дед, какой из двух предметов ты любишь больше?
– Ты знаешь, люблю оба. Но к астрономии испытываю особые чувства. Кто из нас не любит смотреть на звёздное небо и мечтать! Когда я был такой, как ты, моя семья жила в небольшом городке в Средней Азии, окружённом чёрными горами. Ночи там тёмные, а горы всё равно темнее. А между чёрными верхушками ярко сияли звёзды. Это было так красиво!
– Дедушка, ты говоришь, как поэт.
– А ведь моя любимая астрономия не только наука – это и искусство. Так ещё на заре человечества считали древние греки, которые придумали муз-покровительниц разным видам искусства и двум наукам – истории и астрономии: Клио и Уранию. Но вернёмся в моё детство. В то время не было ребят, кто бы не увлекался астрономией, фантастикой космических полётов. Любимыми нашими журналами были «Знание – сила», «Наука и жизнь», «Техника – молодёжи», «Моделист-конструктор». Каждый второй из моих друзей мечтал о полёте в космос. И я, глядя на звёздное небо, тоже думал: «Обязательно полечу!»
– Как Юрий Гагарин?
– Нет, это было раньше, тогда и имя это никто ещё не знал. Но день полёта Гагарина помню очень хорошо. 12 апреля 1961 года.
Я учился в 9-м классе. Во время урока в класс не вошла, не вбежала, а прямо-таки влетела учительница и выпалила: «Человек в космосе! Наш – Гагарин!» Удивление. Потрясение. И через мгновение тишины – всеобщее ликование. Уроков, понятно, в этот день не было. Вся школа жила только этой новостью. Но одно обстоятельство мешало мне радоваться. Я уже знал, что меня не только не примут в отряд космонавтов, но и лётчиком стать не смогу: зрение…
– Вот это разочарование! Как обидно тебе было! Ты, наверное, постарался забыть эту несбыточную мечту о небе, постарался не думать о космосе?
– Представь себе, нет. Мне очень помогли тогда слова Юрия Алексеевича Гагарина, сказанные им вскоре после полёта артековцам (мы быстро нашли это высказывание в интернете): «Помните, друзья: путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле. Он пролегает через хорошие сочинения по литературе, через отличную контрольную по математике, через длинные химические формулы и физические лабораторные работы». Я понял, что моя дорога к звёздам лежит через науку. Космос влёк меня к себе всё сильнее. Только теперь это превращалось в желание понять, как устроена Вселенная, как знание космических явлений поможет устроить жизнь на Земле. Я поступил на физический факультет Туркменского университета. Какие интересные лекции нам читали! Какую серьёзную научную работу доверяли студентам! Мы вели наблюдения за планетами, за движением искусственных спутников Земли, передавали данные в центры астрономии и космографии.
– Дедушка, ты же ведь мог стать учёным! Мог открывать новые звёзды, изучать галактики, придумывать задания для космонавтов. А стал просто учителем. Ты не жалеешь, что пошёл работать в школу?
– Ты знаешь, я ведь и учёным был. Но – по порядку. Сразу после университета я получил распределение в школу учителем физики. Это было так интересно: делиться своими знаниями с ребятами, влюблять их в физику и астрономию. С учениками я часто выезжал в обсерваторию, которой руководил известный астроном, мой однокурсник и друг, кандидат физических наук Ходжа Меляев. Довелось нам побывать и в загадочной обсерватории на горе Душак-Эрикдаг, где в однометровый широкоугольный телескоп можно было рассмотреть сотни небесных объектов. Какой восторг испытывали и я, и мои ученики от знакомства со звёздным небом! Потом меня пригласили работать в министерство просвещения Туркмении. Там в составе группы учёных-физиков я работал над созданием школьного учебника физики (на титульном листе этого учебника есть и моя фамилия). Мне довелось работать и в академии наук ТССР. Но школа звала к себе. И я вернулся в школу.
– Я знаю, что несколько лет назад из числа школьных предметов исключили астрономию. Как же ты, бедный, наверное, переживал?
– Астрономический кружок я вёл всегда. И всегда оставалась олимпиада по астрономии. И мои ученики всегда не просто принимали в ней участие, но становились победителями и призёрами регионального и даже всероссийского уровня. Как радовали меня эти победы! Не поверишь, но я гордился ими ничуть не меньше, чем отличной защитой первой курсовой в университете (а для любого студента это то ещё событие!) или выходом авторского учебника.
– Но ведь теперь астрономия вернулась в школу?
– Вернулась. Несколько лет назад социологи, проводя опрос, ужаснулись, когда около трети опрошенных сказали (дед смеётся), что Солнце вращается вокруг Земли.
Возвращение астрономии в школу – решение очень верное. Любой человек должен знать о своём месте во Вселенной и понимать, что и по каким законам происходит. Астрономия – это просто рассказ о том, как устроен мир за пределами Земли, и этот рассказ достраивает мировоззрение человека, создаёт стройную, целостную и гармоничную систему о природе мироздания.
– Спасибо за интервью, дедушка. Теперь я понимаю, что осваивают космос не только космонавты и учёные. Ты, обычный учитель, тоже открываешь тайны космоса. Дороги в космос бывают разными…

Полина Иващенко
Фото из семейного архива

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: