Даниил Жмаев. Гид, путешественник, блогер

Впервые имя Даниила Жмаева появилось на страницах «КВ» в 2018 году. Тогда пятнадцатилетний школьник был назван лучшим гидом России в номинации «Гид-любитель в возрасте до 18 лет».

Тот самый Язык Тролля

Цитата из того номера газеты:
«На двухминутном ролике Даниил, сидя то в уютном кронштадтском дворе, то в раскидистых ветвях дуба Макарова, рассказывает о морском хлебе, который сначала пекли на открытом огне, а потом, благодаря усилиям знаменитых кронштадтских докторов, стали выпекать в специально построенном здании. Даниил завершает свою историю так: «Сын у Макарова был, дерево он посадил, надо было построить дом!» Этим домом стала Центральная хлебопекарня для морских команд в Кронштадте».
Интересно, что это событие не было случайным, оно стало для Даниила началом собственного пути. Кому-то его выбор может показаться рискованным:
– Я всегда думал, что могу учиться самостоятельно, что это позволит мне заниматься только тем, что мне нужно и интересно.
Понятно, что выбор домашнего обучения, а затем частной школы «Аксон» был невозможен без одобрения и поддержки родителей. Они изначально доверяли своему сыну.

На скутере – по Азии

Юношу тянуло посмотреть мир, и в 17 лет он отправился в серьёзное путешествие – в Юго-Восточную Азию: Китай, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд. Был продуман проект, который Даниил с подругой Настей Плетнёвой назвали «OneWayTicket».
– Мама, конечно, очень переживала, но понимала, что через год мне будет 18, и я всё равно буду реализовывать свои планы. Отец отнёсся к этому более спокойно. Это не было авантюрой. Мы проработали, и весьма подробно, весь маршрут. Родители при этом выступили соинвесторами, хотя я и сам к этому времени подкопил кое-что.
Конечно, планы планами, но жизнь всегда вносит свои коррективы. Иногда радостные – когда местные люди бывают доброжелательны и готовы накормить и даже пустить на ночлег, что случалось не раз. Но в Камбодже Даниилу не повезло: упав со скутера – на нём ребята объехали всю страну, он получил ссадины и ушибы, которые во влажном и жарком климате никак не хотели заживать. Путешествие двух подростков длилось 46 дней. И многому их научило. А вот заработать не вышло. Но Даниил не унывал.
– Видимо, люди делятся на тех, кто предпочитает стабильность, регулярный доход. И на таких, как я – кто готов рисковать, в ком есть предпринимательская жилка. Я всегда понимал, что хочу заниматься тем, что мне интересно.
На вопрос, насколько ему в этом помогала поддержка родителей, Даниил ответил, хорошенько подумав:
– Наверное, подсознательно, в самом начале, была мысль: если прогорю, они помогут. Но была ведь и открытая, моральная, а местами и финансовая поддержка, как в случае с Азией. Но в дальнейшем я рассчитывал на свои силы. И всегда мои путешествия были максимально незатратны.

К норвежским фьордам

– Норвегия – это дорогая страна, поэтому мы с другом отправились туда с палаткой и огромным запасом продовольствия, чтобы экономить. Из обязательных к посещению мест в наших головах было только одно – знаменитый Язык Тролля. За один день мы планировали добраться автостопом от Бергена (именно в него мы прилетели) до ближайшего к Языку городка Одда (135 км от Бергена). Каким-то чудом, живые, добрались до первого плато, на котором начинается горная дорога к Языку. Поставили палатку прямо там, переночевали, и утром нас оттуда благополучно попросили немедленно удалиться, произнеся «заветную» фразу: «No camping area». После этого мы решили выбрать беспроигрышный вариант – поставить палатку прямо в горах. Гуляя вокруг нашей палатки, мы обнаружили таинственные знаки и решили, что нашли какой-то альтернативный, короткий путь до Языка – самое время быстро, налегке, туда сбегать!
А что? До темноты ещё часа четыре точно есть! Успеем туда и обратно!
Не успели. Стемнело мгновенно, и, разумеется, парни заблудились, причём заблудились в двух–трёх километрах от палатки. Несмотря на то, что дело было в июле, ночью на высоте более 1000 метров очень холодно – 5–6 градусов. Куда идти, было абсолютно непонятно: полная темнота, да ещё и, как назло, туман! Ребятам тогда повезло: они случайно наткнулись на палатку. Что же, кто не рискует, тот в горы не идёт…

На Камчатку!

Как человек с предпринимательской жилкой, Даниил не мог не думатьо том, как монетизировать свою страсть к путешествиям. Он создал каналы на «Ютуб» и «Яндекс.Дзен», куда выкладывал статьи, фотографии и ролики, снятые в разных странах, а их скопилось немало.
К тому же, он понимал, что туристическая журналистика требует профессионального роста. Поэтому перед тем, как отправиться в Азию, Даниил поступил в фотошколу Сергея Максимишина, выдающегося мастера фотографии, и в течение года осваивал эту профессию. Затем последовало предложение совершить путешествие на Камчатку. Его организовала фирма, занимающаяся производством надувных лодок. Вместе с подругой Настей Плетнёвой – уже опытной путешественницей, перенёсшей все трудности экзотических стран Юго-Восточной Азии, Даниил приготовился покорять Тихий океан:
– Мы снимали ребят, которые управляли лодкой, но нам тоже в течение шести часов доставались высоченные волны, качка и прочее, хотя Настя уверяла, что это отдых по сравнению с Камбоджей.
Это было замечательное приключение, но заработать у ребят и в этот раз не получилось: видеокамера упала в горную речку, так что пришлось потратить часть гонорара на её восстановление.
Можно подумать, что Даниил просто искатель приключений, но это не так. Чтобы серьёзно работать экскурсоводом, нужно проявлять не только энергию бизнесмена, но и постоянно учиться, расширять кругозор. Мало найти и выучить информацию: нужно знать много больше, поскольку туристы имеют право задавать вопросы, а гид обязан на них отвечать.

Право выбора

Год назад Даниил принял ещё одно важное решение – он выбрал вместо срочной службы в армии альтернативную службу. Сегодня он работает в одном из домов престарелых в Санкт-Петербурге – санитаром.
– Я уверен, не все парни могут и хотят быть военными. Думаю, тут у человека должен быть выбор. Я считаю, что армия должна быть профессиональной. Что проку с человека, который служит из-под палки?
В доме-интернате большая часть персонала – женщины, многие уже в возрасте. А работа с лежачими пациентами требует порой физической силы. Даниил сначала сомневался, как будет переносить некоторые малоприятные моменты, связанные с заботой о «тяжёлых» жителях интерната.
– Это оказалось совсем не страшно, я научился к этому относиться философски и с сочувствием. Это даже полезный жизненный опыт: мало ли с чем придётся столкнуться. Я теперь умею ухаживать за престарелыми людьми, думаю, и с младенцем справлюсь. И ещё – ко мне пришло понимание психологии людей. Был у меня такой эпизод. Я вхожу в комнату лежачего, полупарализованного человека. Мне хочется его ободрить, поддержать. Я спрашиваю: «Как дела?» Он вдруг отвечает агрессией: «Какие дела?! Я весь день вижу только потолок!» Я учусь предвидеть возможные реакции, не отвечать на агрессию, понимать и сочувствовать.

Стимул к развитию

Даниил Жмаев производит впечатление взрослого, определившегося человека. И отнюдь не только дальние страны его интересуют, но и жизнь родной страны. Недавно он предпринял небольшое путешествие по Ленобласти, чтобы сравнить жизнь городов по мере удаления от Петербурга. Это ещё проба пера, первый опыт. Но все опытные блогеры-журналисты с чего-то начинали. Даниил видит проблемы малых городов, ему интересны люди, которые в них живут. И конечно, в его планах развитие туризма, чему способствуют проекты Кронштадта как туристического кластера. Недавно он купил катер и готов с началом сезона рассказывать о кронштадтских фортах и маяках:
Конкуренция? Нет её пока. Мы с ребятами, которые занимаются подобными экскурсиями, наоборот, стараемся помогать друг другу. Интерес к этой теме огромный. Есть и планы больших путешествий. Лишь бы были открыты границы.