Борис Тарбаев. Чтобы помнили…

Администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга с прискорбием сообщает, что 30 июля 2020 года на 86-м году ушёл из жизни Тарбаев Борис Прокопьевич, руководивший Кронштадтом на ответственных должностях в период с 1967-го по 1988-й годы. Борис Прокопьевич прожил яркую и насыщенную жизнь, имел активную гражданскую позицию, его всегда отличали глубокая человечность, высокий профессионализм, жизнелюбие, оптимизм, созидательная энергия. Добрая память о Борисе Прокопьевиче Тарбаеве навсегда останется в наших сердцах!

Тарбаев Борис Прокопьевич родился 8 апреля 1935 года в селе Михайловское Устьянского района Архангельской области. В 1954 году окончил Архангельский судостроительный техникум. Работал техником-конструктором ЦКБ № 16 в Ленинграде. С 1954 по 1962 год служил в Военно-морском флоте. С 1962 по 1967 – инженер конструктор, начальник сектора СКБ–170. В 1966 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт по специальности «судостроение и судоремонт». В 1967-м был избран заместителем председателя исполкома Кронштадтского районного Совета народных депутатов. С 1973 года – первый заместитель председателя исполкома Кронштадтского районного совета народных депутатов. В 1977 году избран председателем исполкома. С 1983 по 1988 год работал первым секретарем Кронштадтского райкома КПСС. Депутат райсовета 8, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 18-го созывов. В период с 1988 по 1996 годы возглавлял подразделения Жилищного комитета Санкт-Петербурга. Борис Прокопьевич внёс значительный вклад в социально-экономическое развитие Кронштадта, сохранение исторического и культурного наследия, развитие образования, здравоохранения и охрану окружающей среды. Награждён: в 1970 году – медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», в 1976 году – медалью «За трудовую доблесть», в 1981 году – орденом «Знак почёта». В 2007 году Тарбаеву Борису Прокопьевичу было присвоено звание «Почётный гражданин Кронштадта». В 2015-м вручён знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

«Кронштадт для меня – вторая родина»

В мае 2007 года Виктору Николаевичу Лобко и Борису Прокопьевичу Тарбаеву были присвоены звания «Почётный гражданин Кронштадта». После торжественной церемонии вручения дипломов о присвоении почётного звания бывшие руководители нашего города, внесшие огромный вклад в его развитие, отвечали на вопрос «КВ» о самых памятных событиях, впечатлениях за время работы в Кронштадте. Борис Прокопьевич тогда сказал следующее:

SONY DSC

Борис Тарбаев:
«Спасибо кронштадтцам!

– Хотя я не родился в Кронштадте, но прожил здесь 34 года. Пришёл 19-летним юношей, ещё при «крепостном праве» (то есть, когда город был военной крепостью – ред.), а уехал отсюда, когда мне шёл уже 54-й год. Кронштадт для меня – вторая родина.
Многие кронштадтцы старшего поколения помнят, каким был город в конце 50-х. Деревянные дома, двухэтажные дровяные сараи, булыжные мостовые с деревянной канализацией посредине улиц…
За последние 30–40 лет город преобразился. Пришла с материка вода, и кронштадтцы перестали пить солёный чай и перестали ходить в Петровский док с вёдрами и бидончиками за пресной водой. Пришёл газ, сначала сжиженный, потом природный. Появилась прямая телефонная связь с Ленинградом и со всей страной.
С появлением двух паромов в 68-м и 69-м годах ушла в небытие ледовая дорога жизни, которая связывала в зимний период Кронштадт с материком более чем два с половиной века (последний раз её открыли в 1969-м). Не осталось ни одного деревянного дома, а на их месте выросли новые, кирпичные, самых современных, по тем временам, серий; со строительством котельной пришло тепло и горячая вода во все дома…
А в декабре 1984 года появилась сухопутная связь с материком.
И всё это удалось сделать потому, что в Кронштадте, действительно, всегда жили и работали честные, добросовестные, инициативные люди.
Благодаря их слаженной работе, постоянному чувству локтя удалось многое сделать…
Город – живой организм за ним всегда нужно смотреть, ухаживать, его всегда нужно совершенствовать, реконструировать. Я надеюсь, что молодое поколение, все, кто сейчас находится у руководства городом, будут продолжать те традиции, которые заложены предшественниками.
Присвоение звания Почётного гражданина Кронштадта для меня и неожиданно, и в то же время – очень приятно. Спасибо всем кронштадтцам!

«Очень яркая личность…»

О Борисе Прокопьевиче Тарбаеве, о его работе в Кронштадте накануне торжественной церемонии вручения ему звания «Почётный гражданин Кронштадта», в 2007 году, рассказали «КВ» люди, которые долгое время работали вместе с ним, – Владимир Михайлович Никитин и Александр Владимирович Турикин Вспомним эту публикацию. Беседу вёл Александр Шеин.

Владимир Никитин:
– Борис Прокопьевич Тарбаев – очень яркая личность. Был заместителем, первым заместителем, председателем исполкома, а потом ещё и первым секретарём райкома, 20 с лишним лет руководил районом на различных постах. При его непосредственном участии в Кронштадте велась вся инженерная подготовка. У него очень красивый низкий баритон. Бывало, он как напустит строгости в голосе. Хотя сам очень добрый человек. Когда я в 1981-м пришёл в исполком замом, он сказал: «Так, посвящаю тебе два дня». И мы с ним два дня ездили по институтам, по КБ, целый день провели
в исполкоме Ленсовета. Он показал, где какой кабинет, познакомил с людьми, потом говорит: «Теперь будешь ездить ты!». Ту же самую схему прошёл и Кармазинов, и Турикин. Нас, кронштадтцев, знали везде, потому что нам Борис Прокопьевич говорил: «Нечего ходить по начальникам, нужно дойти до каждой чертёжницы». Тогда мы работали с 7-й и 14-й мастерскими ЛенЖилПроекта
и действительно знали всех, кто ведёт наши проекты, буквально до каждой чертёжницы. Помню, первый дом построили в 19-м квартале. Заселение шло тяжело. Во-первых, далеко от центра, во-вторых, первый дом был неудачно спроектирован Не во всех квартирах были лоджии. Когда же начали следующие дома, мы поехали в проектные институты и требовали: «Меняйте проект, делайте так, чтобы хоть один балкон или лоджия были в каждой квартире». Борис Прокопьевич очень ревностно к этому относился – ведь люди получают квартиру на всю жизнь.
Александр Турикин:
– Он действительно душой переживал за дело. Очень хорошо проявлял себя в критических ситуациях. Всё четко, до мелочей. Утро начинал в 6.00. Ходил пешком, без машины, по всем городским объектам и стройкам. К 9 часам приходил в исполком, где начинались совещания, на которых ему, бывало, начинают привирать про те объекты, на которых он уже был. Он всё это выслушает
и говорит: «Ты рака за камень не заводи! Я всё знаю!». Когда люди прочувствовали его стиль работы, всегда стали приходить к нему только с достоверной информацией. Все знали: нужно говорить только правду.
Всегда в Кронштадте очень остро стоял вопрос о паромной переправе. Паром совершал по 18 рейсов в день, а «Метеоры» «шмыгали» по 33 рейса в сутки. Последний «Метеор» из Ленинграда в период белых ночей уходил в 23.10. Все были очень довольны, особенно студенты, всем очень нравилось высаживаться прямо в центре города, у Тучкова моста. Эта заслуга целиком Виктора Николаевича Лобко (первого секретаря райкома КПСС) и Бориса Прокопьевича Тарбаева. Эти рейсы были убыточными, но они как-то умели со всеми договориться.
Владимир Никитин:
– В Кронштадте была настоящая управленческая школа. Начало было положено Михаилом Фёдоровичем Петруком, тоже Почётным гражданином Кронштадта. Он взял из СКБ молодого ещё Тарбаева, он же его и воспитал. Манеру обходить по утрам город он перенял у Константина Алексеевича Гладышева. На него вечно завхоз ругался: «А, Константин Алексеевич! Опять Вы натоптали!».
А тот после стройки, как пройдёт по исполкому – все полы затоптаны. Это были руководители, которые действительно заботились о том, чтобы им подрастала достойная смена.
Александр Турикин:
– Да, Кронштадт тогда выступал настоящей кузницей кадров. Тот же Виктор Николаевич Лобко отлично проявил себя как руководитель и пошёл на повышение. Так же пригласили работать в Ленинград и Бориса Прокопьевича Тарбаева.
Владимир Никитин:
– Борис Прокопьевич до сих пор помнит все наши дни рождения, обязательно позвонит. Мы его тоже не забываем.
Александр Турикин:
– На «Метеоре» или пароме не просто сидел пассажиром. Шёл в кабину капитана и, пока тот вёл корабль, с ним разговаривал. Что, как, какие трудности, когда в ремонт пойдёшь?
Владимир Никитин:
– Кого ни встретишь из бывших работников исполкома или отделов городского хозяйства, вспоминают о нём только хорошее. Даже когда кого-то, бывало, поругает, так переживал, что сам покрывался пятнами, все это чувствовали, и никто на него не обижался. Никогда не позволял себе грубо разговаривать. Всегда очень участливо спрашивал, как дела в семье. Кстати, Борис Прокопьевич был категорическим противником разрушения Владимирского собора, хотя это было тогда, когда он только пришёл в исполком. Ему, естественно, за это попало. Но он был очень рад, когда затея со взрывами Собора провалилась. В то время жил в Кронштадте один дед, я не помню, как его звали. Он был моряком, юнгой Балтийского флота, воевал в отряде Железняка. Как-то он сказал по поводу Собора: «Мы хоть и большевики, но не безбожники».
* * *
В 70–80-е годы жилищное строительство, капитальный ремонт, хорошо отлаженный водный транспорт, строительство дамбы воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Только спустя много лет становится понятным: всего этого могло и не быть, если бы этим не занимались на совесть. Кронштадту тогда повезло с руководителями, которые смогли мобилизовать весь, какой только возможно, ресурс на благо города. Плодами этой титанической работы мы пользуемся до сих пор.

«КВ» № 19, 2007

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: