Кронштадт простился с хранителем Собора

У него были проблемы с сердцем. Но он так самозабвенно любил место своего последнего служения – главный Храм-памятник российских моряков – Николаевский Морской собор, что всё откладывал и откладывал казалось бы уже твёрдо принятое решение: пора уходить на заслуженный отдых. Жена уговаривала поберечь здоровье, и он пообещал ей: «После отпуска точно уйду…» Не успел…
Ему было 72 года. Он умер в ночь на 24 октября. Дома. Сердечный приступ.
27 октября кронштадтцы прощались с хранителем Храма. Отпевание проходило в Морском соборе, которому Пётр Федорович Карпенко отдал столько физических и душевных сил, в возрождение которого воистину вложил всё своё сердце.
«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная…»

karpenkoПётр Фёдорович Карпенко родился в июне 1944 года. Дитя войны. Послевоенное детство.
С 1963 по 1994 годы служил в Военно-Морском флоте. С флотом связана вся его жизнь. Служил на научно-исследовательском судне «Рыбачий». Был командиром рейдового тральщика в 105-й бригаде ОВР.
Продолжением морской биографии можно считать и его дальнейший жизненный путь. В 1997 году он становится смотрителем музея «Кронштадтская крепость», располагавшегося в здании Морского собора. И Храм моряков становится для него местом приложения самых лучших личностных качеств – ответственности, чести, достоинства, смелости и самоотдачи. Не смалодушничал в самый трудный момент принятия решений, не побоялся окриков и запретов власть предержащих, проявил решительность и ответственность. Ответственность не по должности, а по совести, по зову сердца.
Это именно Пётр Федорович, не взирая ни на что и ни на кого, забил настоящую тревогу, когда в мае 2009 года по Храму стали расползаться угрожающие трещины. За семь дней до этого момента были подписаны учредительные документы Международного благотворительного фонда по воссозданию Николаевского Морского собора, и процесс возвращения Храма наконец-то получил государственную поддержку, но именно эти решительные бескомпромиссные действия коменданта здания придали ему ускорение.

«Было ощущение прикосновения к чуду…»

В четверг Светлой Седмицы, 19 апреля 2012 года, в Кронштадте произошло воистину историческое событие – долгожданное, вымоленное и по-пасхальному радостное и светлое – чин малого освящения главного Храма-памятника российских моряков – Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. После Литургии я подошла к заведующему музеем «Кронштадтская крепость», исполнявшему также обязанности коменданта Морского собора Петру Фёдоровичу Карпенко и попросила его поделиться своими впечатлениями об этом радостном дне и о трудной эпопее возрождения Храма. Этот материал был в 2012 году опубликован в спецвыпуске газеты «Кронштадт Православный», посвящённом этому историческому событию. И сегодня мы решили повторить эту публикацию в «Кронштадтском вестнике». Почему? Думаю, это будет понятно каждому, кто прочтёт эти строки. В них – живой голос Петра Фёдоровича, его искренность, доброта и любовь к людям, его безграничная преданность главному делу его жизни – Морскому собору.

Пётр Фёдорович КАРПЕНКО:

– Самый памятный момент в трудной и долгой эпопее возрождения Морского собора лично для меня – это ночь с 24 на 25 мая 2009 года. В три часа ночи мне позвонила сторож из Собора:
– Трещины!!! Они расползаются! С треском! Храм рушится!
Я прибыл в 3.45. Действительно, на стенах южного и западного фасадов появились новые трещины – от 0,5 до 2-3 см. И я стал бить тревогу. Во все колокола, что называется! Хотя от меня требовали другого – молчания, не усугублять, не поднимать панику. Хорошо помню 1 июня 2009 года. В этот день прибыла комиссия во главе с заместителем министра культуры России, и они стали разбираться в причинах образования трещин.
Я всё им показал, объяснил, помню крик души моей, к ним обращённый:
– Я умоляю, не прошу, умоляю, спасите этот уникальный Храм-памятник военным морякам Российского флота.
Посмотрели, сделали выводы. С 4 по 24 июня приступила к работе комиссия по обследованию здания. В результате признали состояние  локально-аварийным…
Возрождение Собора, в котором мне довелось участвовать – это самая яркая, самая счастливая страница всей моей жизни. Это просто подарок судьбы. Памятно и дорого всё. И процесс обследования, и тревожное время  ожидания и принятия решений, и демонтаж позднее возведенных конструкций, и все ремонтно-восстановительные работы, и воссоздание интерьеров, росписи, восстановление мозаик, витражей, установка иконостаса… Каждый шаг памятен и дорог. Каждый останется в сердце навсегда.
Я все это время был в Храме каждый день, зачастую – сутками. Удивительные люди здесь работали и работают. Когда-то Император Пётр Первый, завершая свои труды, говорил: «Дело являет, каков был труд». Морской собор сегодня являет собой такое свидетельство вдохновенного творческого труда многих и многих людей.
С какой любовью, с каким исключительно добросовестным отношением, я бы даже сказал, с какой трепетностью всё здесь делалось! Всеми! Начиная от руководителя проекта Орынчука Ивана Кузьмича и заканчивая последним в списке (по алфавиту) рабочим. Не оскудела земля русская на умельцев, на мастеров с золотыми руками. Я помню их всех – по лицам, по именам – строителей, плотников, штукатуров, маляров, лепщиков, мастеров по металлу, художников, мозаичистов, витражистов, позолотчиков, иконописцев…  
Храм был бережно упрятан в 36 ярусов лесов, покрытых плёнкой, стоял, как в коконе, всё это время. Чистота и порядок на объекте всегда идеальные.
Особая искренняя благодарность, конечно, настоятелю Морского собора отцу Святославу. Это человек, знающий своё дело, во всё детально вникающий, за всё болеющий, я считаю, что не только Храму – духовной святыне моряков – повезло с настоятелем, но и всему Кронштадту – с таким Батюшкой. Батюшкой с большой буквы.
Помню, как 28 декабря 2010 года по рации меня вызывает руководитель проекта и просит зайти
в алтарную часть. По прибытии я увидел потрясающее зрелище: за окнами – снег, мороз, пурга, а у нас, в алтарной части (начался как раз монтаж иконостаса), бабочки летают. Около 10 бабочек – хотите верьте, хотите нет – как символы возрождения.
Было ощущение прикосновения к чуду…

Подготовила
 Анна МАКАРОВА

Светлана Владимировна МЕДВЕДЕВА:

«…Пётр Фёдорович был необычайно добрым и светлым человеком, с широкой русской душой и горячим сердцем. За годы беззаветного служения Российскому флоту он завоевал высокое уважение и искреннюю преданность коллег. Будучи руководителем филиала Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость», внёс большой вклад в сохранение духовных и культурных сокровищниц города воинской славы.
Делом всей жизни Петра Фёдоровича стало возрождение Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца, в котором он проработал комендантом более 20 лет. Во многом благодаря его внимательному и трепетному отношению православная святыня сегодня вновь даёт надежду и духовную опору всему российскому народу.
Добрая и светлая память о Петре Фёдоровиче Карпенко навсегда сохранится в наших сердцах».

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Егорова Наталья | 21.11.2016 в 11:41

Петр Федорович ,удивительный,скормный, самоотверженный и великой души человек!!!Великое благословение быть знакомой с ним!Спасибо,за такую теплую и искреннюю статью об этом замечательном Человеке!!!На таких примерах должны воспитываться и расти наши дети!

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: