Простите и прощайте, Фёдор Васильевич

lFulBNs2au8Иван Кузьмич Чернохвостов.
Комедия Людмилы Разумовской «Бесприданник»

rvlm958Священник провинциального храма. Сериал «Настоятель»

5656-001Михалыч.
Фильм Веры Глаголевой «Одна война»

iilw990Дворник в 10-й серии телеверсии
романа Фёдора Достоевского «Идиот»,
снятой Владимиром Бортко

Фёдор Васильевич Копосов – актёр Театра Балтийского флота, режиссёр детских спектаклей, чуткий партнёр, ловкий импровизатор, мастер эпизода, озорник, сказочник, редкой доброты и порядочности человек. Именно таким навсегда останется он в памяти друзей, коллег и зрителей. В субботу, 28 мая, труппа проводила Фёдора Копосова в последний путь. Он ушёл на 62-м году жизни, оставив осиротевшие спектакли, 25 киноролей, начатую постановку комедии Карло Гольдони «Хитрая вдова» – своего первого серьёзного спектакля… Это был человек театра, который без театра жить не мог. Теперь кронштадтскому театру и кронштадтскому зрителю придётся жить без него.

Фёдор Васильевич не раз был героем моих материалов. Последние лет восемь мы встречались практически на каждой премьере Театра Балтийского флота. Но ещё чаще – на Макаровском мосту, потому что жили по-соседству. Всегда аккуратный и подтянутый, он шёл навстречу своей неспешной, степенной походкой, будто только что покинул мизансцену какого-то чеховского спектакля про благородных господ и чудаков-идеалистов.
В 2009 году, накануне его 55-летия, я пришла к Фёдору Васильевичу в гримёрку, чтобы задать самые распространённые журналистские вопросы.
О детстве, о первых ролях, о несбывшихся актёрских мечтах. Тогда вот и узнала, что…
Стать актёром Фёдор Копосов мечтал с детства. За отличное исполнение роли Буратино в спектакле театрального кружка мальчик из Великого Устюга был даже премирован путёвкой в «Артек».Окончив Ярославское училище, Фёдор Копосов сознательно выбрал… военный театр. 15 лет он выходил на сцену Театра Тихоокеанского флота во Владивостоке. И именно там, играя по 7 – 10 премьер в год, начинающий актёр Копосов прошёл настоящую школу мастерства. А потом заболел… Петербургом. Чтобы быть поближе к городу на Неве, решил перебраться в Кронштадт, в Театр Балтийского флота. На календаре был 1992-й год. Так кронштадтский театр стал вторым и последним в творческой биографии Фёдора Копосова.
– Я к себе отношусь критически. И в зеркало смотрюсь по утрам. Ну какой я Отелло или Лир?! – философски заметилФёдор Васильевич семь лет назад в том самом, юбилейном интервью, опубликованном в «Кронштадтском вестнике» № 62 от 27 ноября 2009 года. Помню, тогда же Фёдор Васильевич сам себя назвал «героем рафинированным» и, увидев, как вопросительно взлетели мои брови, добавил:
«А что такое «рафинированный сахар», знаете? Бросишь его в чай, и он сразу же тает». Считал, что мягкость его характера не позволяла ему играть роли героев с твёрдым началом.
У него была своя ниша – образ старого дурака-чудака, нелепого, смешного, жалкого, доброго и ранимого горемыки. Таков рано постаревший провинциальный дворянин Сорин из спектакля по пьесе Теннесси Уильямса «Записные книжки Тригорина». Весь спектакль сидящий в кресле-каталке, актёр «играл» руками и интонациями, показывая палитру переживаний героя, остро реагирующего на взлёты и падения своего любимого племянника Треплева.
Мягкотел и уступчив был Павел из спектакля по пьесе Бориса Вахтина «Все мы и Надежда» – человек, не нашедший себя в мирной послевоенной жизни, спустя столько лет всё ещё любящий однополчанку Надю, которую когда-то уступил другу. Жертвенность – также отличительная черта многих героев Фёдора Копосова. А спектакль «Все мы и Надежда» – доказательство того, что актёрский талант Фёдора Васильевича позволял ему органично существовать и в комедии, и в драме.
«Выстреливая» в эпизоде, актёр мог в самую весёлую историю привнести какие-то совершенно неожиданные глубокие философские смыслы: про одиночество, про нереализованность, про отчуждённость, про время, что никогда уже не вернуть. И при этом он оставался ироничен, театрален, смачно и гротескно клал краски, свободно чувствовал себя… даже в инвалидном кресле. «Отрывался» в мистической комедии Юрия Полякова «Женщины без границ», играя роль Виталика, непутёвого мужа главной героини. Был смешон в роли деревенщины Даммерля, этакого шута из комедии Франца Крёца «Без меня меня женили» – худой старик к тому же прибавлял лишней брутальности главному герою Питеру, подчёркивая его силу и молодость.
Будучи одним из ведущих актёров Театра Балтийского флота, Фёдор Копосов играл в основном роли второго плана или эпизодические.
– Эпизод – это пистолет, заряженный одной пулей, – говорил мне Фёдор Васильевич. – Надо выстрелить сразу и наверняка.
Особняком стоит роль Ивана Кузьмича Чернохвостова, вокруг которого вертится всё действие гротесковой комедии Людмилы Разумовской «Бесприданник». По сюжету этот измученный и потрепанный жизнью, далеко не молодой жених вдруг становится объектом желания сразу для пяти разносортных и разновозрастных дам. Это была самая любимая роль Фёдора Васильевича. Огромное пространство для актёрских импровизаций.
В 33 года Фёдор Копосов поставил свой первый спектакль. Это была сказка! Сегодня на сцене Театра Балтийского флота идут четыре его спектакля: «Аленький цветочек», «Василиса Прекрасная», «Жили-были три лисички», «Все мыши любят сыр». Вот отличительные черты этих постановок: сложная сценография, интересный пластический рисунок мизансцен, игры с переодеванием, несколько обязательных минут, когда «темно и страшно», яркая музыкальность, и, конечно, всегда побеждающее добро в финале. Это светлые, чистые, понятные даже малышам спектакли, с которых многие кронштадтские ребятишки начинали своё знакомство с миром театра.
В собственных спектаклях Фёдор Васильевич не играл. В детском репертуаре у него была только одна роль – Царь в пушкинской «Сказке о царе Салтане».Не царь – настоящий ребёнок! Голубицу не обидит. С женой на свадьбе в ладушки играет. В поход собирается – узелок, а не меч берёт. Такого вот беззащитного, даже, можно сказать, блаженного русского царя играл Фёдор Копосов.
Помню, однажды он пришёл в редакцию и сообщил, что снимается у Веры Глаголевой в большом кино про войну – «Одна война» называется. Комедийному таланту Фёдора Копосова нашлось место в сложной психологической истории. Там у Фёдора Васильевича снова эпизодическая роль. Однако в фильме, где и так мало действующих лиц, каждый герой на виду. А особенно такой колоритный персонаж, как Михалыч. Старый шутник, прикрывая лукавые глаза кепкой, своими постоянными прибаутками смягчает жизнь главных героинь, живущих в особой колонии посреди Ладожского озера и терпящих лишения и унижения только потому, что их дети рождены от немцев-оккупантов. Михалыч по отечески опекает молодых матерей и, как мифологический паромщик, связывает их маленький мирок с Большим миром, где все ждут Победу и живут в страхе проверок, доносов и бесконечных «чисток».
Сегодня кажется, будто это было во сне: во время петербургской премьеры фильма в кулуарах кинотеатра мы сидели на мягком диванчике и беседовали втроём: журналист районной газеты, известная актриса и режиссёр Вера Глаголева и актёр флотского театра Фёдор Копосов. А потом я сделала снимок… на память.
Впервые Фёдор Васильевич снялся в кино в 2000-м в нашумевших криминальных сериалах: «Улицы разбитых фонарей 3» и «Агент национальной безопасности 2». Далее были роли в сериалах «Русские страшилки», «Прикованный», «Агенство НЛС-2», «Чёрный ворон», «Опера: хроники убойного отдела», «Королевство кривых…», «Улицы разбитых фонарей 7», «Братва», «Столыпин… Невыученные уроки», «Синдикат», «Братья», «Дилер», «Настоятель», «Надежда». Фёдор Васильевич играл и священника, и бомжа, и сельского библиотекаря. Всего в фильмографии актёра 25 ролей. Он ушёл, а они остались.
25 мая 2016 года Театр Балтийского флота потерял талантливого и самобытного актёра, человека, преданного искусству и сцене. Никто не был готов к такому исходу.
Прощайте и простите нас, Фёдор Васильевич.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива театра

Ольга Бережная, актриса Театра Балтийского флота: «Мне кажется, он в моей жизни был всегда. А уж последние 23 года мы были не просто друзьями – партнёрами. Не всегда получается, что человек, с которым ты работаешь на сцене – партнёр, а Федя был прекрасным партнером. Мы много работали вместе, и это приносило радость и удовлетворение. Мы хулиганили в «Без меня меня женили» или горевали и вспоминали военные годы героев в «Мы все и Надежда». А ещё он был прекрасный сказочник. Играть в сказке, которую он делал, было весело, легко и приятно. Мне очень горько, что он ушёл от нас, не сделав многого задуманного. Его глубокие и бездонные небесные глаза всегда будут в моей памяти. Бесконечной доброты, интеллигентности и такта человек. Очень тяжёлая утрата и для семьи, и для нашего театра…»

Алексей Ермолаев, актёр Театра Балтийского флота: «Фёдор Васильевич – редкой доброты и порядочности человек! Чуткий партнёр, талантливый артист и режиссёр…»

Валентина Вишневская, художник Театра Балтийского флота: «Это был прекрасный человек: добрый, скромный, интеллигентный. Талантливый артист и прекрасный партнёр. Меня поражали бесконечно голубые глаза Фёдора Васильевича, как глаза с картины Врубеля «Пан».

Михаил Смирнов, художественный руководитель Театра Балтийского флота: «Это был замечательный артист с очень тонким чувством юмора и самоиронии. Фёдор Васильевич обладал природной искренностью и органикой. Его сказки обожают дети и их родители. Ушёл он за считанные месяцы, я к этому был совершенно не готов. Нам всем его будет страшно не хватать».

Дарья Худякова, актриса Театра Балтийского флота: «Я знала его 20 лет. Мы с ним пришли работать в театр в один год. Сильнее всего нас связала работа в спектакле «Бесприданник», где Федя был уникален и абсолютно незаменим. Во время работы над этим спектаклем мы настолько сроднились, что Федя Копосов стал для меня очень родным человеком. Поэтому, как и моя героиня Томусик, я, не сдерживая слёз, говорю: «Прощайте, Иван Кузьмич!». Спасибо тебе, Федя, за роли в детских спектаклях, за все радостные минуты, которые ты мне подарил. И прости…»

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: