Двадцать лет назад они посадили «Древо»

Уже двадцать лет существует в Кронштадте уникальный творческий союз двух педагогов Елены Витальевны ПОВАРЧУК и Юрия Львовича ОРНАТСКОГО. Она — учитель начальных классов. Он — актёр, режиссёр, педагог дополнительного образования. Вместе они — основатели «Древа», сообщества, в которое вошли уже шесть поколений их учеников. Старшим — почти тридцать. Младшие — в этом году оканчивают 4-й класс 418-й школы.

1 сентября 1990 года.
Начало

Начало 1990-х в нашей стране — время экспериментов во всём. В том числе и в образовании. Канули в Лету пионеры, сбор макулатуры, турслёты и политинформации — советская система внеклассного воспитания рассыпалась, треща по швам. На её место должно было прийти что-то новое. И это новое каждому виделось по-своему. Каждая школа, каждый класс, каждый учитель получил возможность экспериментировать.
1 сентября 1990 года по инициативе родителей на базе 1 А класса 427-й школы, который набрала Елена Витальевна Поварчук, была организована «субботняя школа» эстетического развития. Идея принадлежала маме одного из первоклассников — Анне Петровне Макаровой, которую вдохновила авторская программа Михаила Щетинина, в чьей школе абсолютно все дети, а не только способные и талантливые, пели, танцевали, рисовали и играли на музыкальных инструментах. И всё это происходило в стенах школы, в одном месте, а не в различных учреждениях дополнительного образования.
Эта идея многим пришлась по душе. Эксперимент был запущен: по субботам с детьми начали заниматься педагоги. Они преподавали рисование, музыку, английский, хореографию. А за театрально-игровое развитие взялся бывший в ту пору режиссёром Народного театра в ДОФе Юрий Львович Орнатский.

Такая форма жизни школьного класса заинтересовала учителя.
— Мне хотелось продолжить сотрудничество с Юрием Львовичем, так как я видела его особую заинтересованность, когда он приходил на занятия по субботам, — рассказывает Елена Витальевна.
Я желала, чтобы его идеи по воспитанию детей через театр, через литературу, через общение воплотились, реализовались с моими учениками. И предложила продолжить начатое, но уже в других условиях: он, дети и я, как руководитель класса.
Так родился педагогический союз людей, которые постепенно, путём проб и ошибок, через открытия и разочарования, начали превращать общую идею в жизнь — воспитывать юные души с помощью комплексного воздействия, в процессе прохождения курса занятий, в который на равных со школьной программой вошла и внеклассная работа, и предметы дополнительного образования, которые эти педагоги никогда не рассматривали как факультативные. Поварчук и Орнатский пригласили всех детей в увлекательное путешествие, — они просто сделали таковым сам учебно-воспитательный процесс.

Родители активно помогали в реализации этой идеи, став не только союзниками двух педагогов, но и заинтересованными участниками происходящего в классе общения. Не осталось в стороне от эксперимента и руководство школы — будучи в то время директором 427-й, Инна Яковлевна Ткачёва утвердила предложение Поварчук и Орнатского, заинтересованно отнеслась к их идее и активно участвовала в её воплощении и как руководитель школы, и как старший товарищ.

«Школа + Дом творчества»

Началась работа. Она не ограничивалась встречами на выходных: экскурсиями, походами, поездками. Появились занятия, которые были тесно сплетены с общеобразовательной программой — речь идёт об уроках чтения и речевых занятиях, рисовании и истории искусств, природоведении. Складывалась система традиционных ежегодных праздников: осенний «День Лицея», зимние Рождество, Новогодний бал-маскарад, «Дыша одним дыханьем с Ленинградом», весенние «Масленица на Ярилиной поляне», «Играй, Театр!», «Весенний бал. Праздник взросления». Писались стихи, разучивались польки и кадрили, ставились сценки из Библии, сажались деревья, выпускались сборники творческих работ, оформлялись выставки и многое другое. Так сложилась воспитательная система «Школа + Дом творчества». Где каждый предмет рассматривался не только как часть образовательной программы, но и как часть жизни, в которой ребёнок может применить и использовать полученные знания, умения, навыки.
— Работа в таком единении с учениками меня, как учителя, обогащала профессионально, — говорит Елена Витальевна, — и при этом, как классному руководителю, помогала быть чутким воспитателем. В нашем общении — учитель-ученик — складывался нестандартный подход к решению педагогических ситуаций — подход, предполагающий обращение к ученику-товарищу. Мы вместе учились слушать и слышать друг друга, понимать и совершать открытия.
Особое внимание Поварчук и Орнатский уделяли работе со словом, считая, что ничто так не раскрывает творческий потенциал ребёнка как выразительное чтение, размышления над прочитанным, возможность выразить сложившееся мнение устно или на бумаге: в стихах и в прозе.

Шесть поколений

— Нам хотелось создать организацию, которая бы утвердилась и развивалась, — вспоминает Юрий Львович, — поэтому у нас появились атрибуты-символы: флаг с «розой ветров» (потому что нам открыто всё жизненное пространство), эмблема, свои оценочные листы, творческие тетради-дневники, где дети размышляли о том, что они переживают.
Первоначально созданное классное объединение называлось «ДиМ» («Девочки и мальчики»). Постепенно слух о его существовании в Кронштадте распространился среди родителей дошколят. В итоге набор 1993 года (второе поколение) был уже целевым — шли именно к Поварчук и Орнатскому. Спустя три года, когда начальную школу окончили дети второго набора, был создан клуб «Древо» — как продолжение, как результат проделанной работы, в качестве места, где общение детей, родителей и педагогов могло бы продолжаться. Клуб обрёл кров под крышей ДДЮТ. От родителей новый организм возглавила Наталья Юрьевна Бердникова.
На сегодняшний момент клубу «Древо» уже 17 лет, и в него входят несколько классов-студий из разных кронштадтских школ, а также те, кто учился у Орнатского отдельно театральному искусству на других площадках.
Сейчас Елена Витальевна и Юрий Львович работают в 418-й школе. Весной 2013-го они выпустят шестое поколение своих учеников. И уйдут. А потому поздравления, которые написали, готовясь к юбилейной встрече, сегодняшние четвероклассники, полны грусти и сожаления, что расставание неизбежно.
Завершается ещё один этап.
С переменой образовательного учреждения поменяется и программа Поварчук-Орнатского: новые дети вдохнут новую жизнь в своих «родителей». Путь поиска продолжится. Невзирая на законы природы, осенью на «Древе» вырастут новые листья…

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива студии «Древо»

Татьяна Вороненко (набор 1993 года):
«Это был экспериментальный класс. У нас была гимнастика, мир человека — таких предметов больше ни в одной школе я не встречала. Вместе с Еленой Витальевной и Юрием Львовичем мы отмечали дни рождения — «летники», «осенники», «зимники» и «весенники». Ходили в походы на Шанц, праздновали Масленицу на валу. С одноклассниками до сих пор общаемся и с радостью приходим сюда, к своим учителям, на традиционные встречи поколений».
Евгений (набор 1993 года):
«Клуб «Древо» проложил для меня дорогу в жизнь.
Сказать, что Юрий Львович научил жизни — это значит, ничего не сказать…»
Арсений Макот (11-й класс 418-й школы, выпуск 2007):
«Мы познакомились в 2007-м — в 11-м классе я пришёл в детский драматический театр на базе 418-й школы. Было так интересно, что за полгода я понял: хочу стать актёром. И им стал. Мне, гопнику из 19-го квартала, Юрий Львович привил любовь к искусству. Без него моя жизнь получилась бы скучной. Я удивляюсь, как он выживает в этой системе…»
Жанна, Елена и Ирина (набор 1996 года):
«Мы — третье поколение. Очень дружный класс. Мы до сих пор как одна семья. Часто люди говорят, что о школе им нечего вспомнить, ничего хорошего у них там не было. У нас было! У нас был Весенний бал (мы учились танцевать польку, вальс, кадриль), у нас были маскарады, а каждый четверг — чаепитие. Нами занимались. У нас не было свободного времени на всякие глупости. Мы росли в тёплой атмосфере, где каждый мог творчески проявить себя. И мы мечтаем, чтобы наши дети пошли учиться к Елене Витальевне и Юрию Львовичу».

Ученики 4-Б класса 418-й школы о своих учителях

 

Екатерина Кондрашова:
«Я живу уже четыре года с Еленой Витальевной и Юрием Львовичем. У нас класс-студия «Древо».
Павел Куренов:
«Наша встреча с Юрием Львовичем и Еленой Витальевной произошла неслучайно. Я думаю, нас свела судьба. Они обращаются с нами бережно и помогают во всех трудностях».
Миша Кондрашов:
«Когда я перешёл в эту школу, я не знал, что такое мифология, я не знал, что такое образ, что такое этикет, не понимал ничего в Библии. Но я всему этому научился. И всё это благодаря моим учителям Юрию Львовичу и Елене Витальевне. Они натолкнули меня на нужные мысли».
Елизавета Новикова:
«Я считаю, что попала в лучший класс, который есть на Земле. И мне очень-очень жаль, что мы расстаёмся. Но ещё больше мне жаль, что мы — последние, и я не смогу на перемене приходить сюда и спрашивать: «Как дела у вас?» — как делают это предыдущие поколения учеников Юрия Львовича и Елены Витальевны».
Илья Семёнов:
«Елена Витальевна и Юрий Львович научили меня искусству, читать, писать, а самое главное — думать и мыслить. Спасибо вам».
Даня Белый:
«Мы оставили след в цепочке поколений. Я горд званием «Шестое поколение».

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Семенова Г.Г. | 13.02.2013 в 01:09

С 1996 по 2001 годы я работала методистом начальной школы НМЦ г Кронштадта.В мою задачу входило изучение и распространение педагогического опыта.Орнатский Ю.Л. и Поварчук Е.В. вели постоянно-действующие семинары с открытыми уроками,праздниками и т.д. и т.п. для педагогов нашего района на базе 614 школы.Все учителя были в восторге от увиденного и от результатах их работы Их совместный труд получил высокую оценку У П М( Универститета педагогического мастерства) г Санкт-Петербурга.Опыт их работы был признан УНИКАЛЬНЫМ в Петербурге! Эти двое педагогов на протяжении 20 лет работают честно, талантливо, результативно , бескорыстно Тратят свое личное время на благо детей, а значит будущего . ЧЕСТЬ им и ХВАЛА!!! Я очень жалею , что мой сын не попал к ним и не прошел их школу.

 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: