Вся жизнь – служение родному городу
Первый рейс парохода в искусственном канале.
Всемирная иллюстрация. 1883 год
«Исторические очерки о семье кронштадтских купцов Бритневых» – так называется новая книга, созданная творческим
дуэтом отца и дочери – Арины Юрьевны и Юрия Алексеевича Мельниковых. Это уже третья книга, написанная ими совместно. Первые две – «Декомпрессия памяти» (2019) и «Кронштадтская водолазная школа. 1882–1917» (2022). Сегодня мы публикуем интервью с одним из авторов новой книги – Ариной Юрьевной Мельниковой. О Михаиле Осиповиче Бритневе – кронштадтском купце, основателе водолазной школы, судостроителе, изобретателе, судоводителе, крупном общественном деятеле, благотворителе, близком друге святого праведного Иоанна Кронштадтского – она знает в Кронштадте (и не только!) более всех.
Обложка самой полной и исторически достоверной книги о жизни и деяниях М. О. Бритнева
Михаил Осипович Бритнев
Штамп конторы Судостроительного
и механического завода М. О. Бритнева
Помогать ближним
– Действительно, совершенно потрясающая личность! Арина Юрьевна, как у Вас лично родился такой глубокий интерес к личности Михаила Осиповича Бритнева и ко всей его семье, что сподвигло Вас так скрупулёзно изучать его жизнь и деяния, заниматься сбором исторических материалов, архивных данных, писать книгу?
– Занимаясь историей водолазного дела в России, невозможно пройти мимо того факта, что первая в стране частная водолазная школа была основана в Кронштадте. Основана Михаилом Осиповичем Бритневым, кронштадтским купцом 1-й гильдии. Мне всегда и прежде всего интересны судьбы людей. Интересно, почему выходец из купеческого сословия заинтересовался именно водолазным делом? Зачем?
О Михаиле Осиповиче Бритневе писали и раньше. Я помню и храню в домашнем архиве статью Евгения Юлиановича Кобчикова и Виктора Филипповича Ключникова, напечатанную в «Кронштадтском вестнике» в 2004 году. Есть отдельная статья о М. О. Бритневе в книге Майи Александровны Шлендовой «Они родились в Кронштадте» и в других изданиях. Но все эти материалы, рассказывая о биографии М. О. Бритнева, не давали ответов на многие из моих вопросов. Вот отсюда и родился пристальный интерес, который вырос ещё больше после ознакомления с публикациями «Кронштадтского вестника» 1860–1880-х годов, а затем и с архивными материалами.
Стало очевидно, что Михаил Осипович был не только купец, не только основатель собственной водолазной школы, но и судостроитель, и изобретатель, и опытный судоводитель (шкипер), и крупный общественный деятель, и благотворитель. Он почти всю свою жизнь так или иначе участвовал в работе городского самоуправления (Городской думы), несколько лет возглавлял её, будучи Городским головой. Наконец, он был другом отца Иоанна Ильича Сергиева, поддержавшим молодого Батюшку, когда тот только прибыл на служение в Кронштадт.
Современники очень тепло отзывались о М. О. Бритневе, отмечая его добросердечие и готовность помогать ближнему, в чём бы эта помощь не состояла: в спасении терпящих бедствие судов, в улучшении городской инфраструктуры или в благотворительности. Конечно, об этом достойном человеке захотелось написать подробно. Тем более что М. О. Бритнев родился в Кронштадте и всю жизнь, за исключением нескольких лет учёбы в Англии, прожил в нашем городе.
Он происходил из богатой и очень большой купеческой семьи. Предки его были государственными крестьянами Ярославской губернии, обосновавшимися в Кронштадте ещё в 1730-х годах. Нам с моим соавтором понадобилось несколько лет, чтобы хотя бы в общих чертах изучить родословную Бритневых. Она представлена в книге, в специальном приложении в виде шести генеалогических схем, хронологически охватывающих период с середины XVIII до середины ХХ века.
И ещё. Мне показалось интересным и важным написать о Бритневых как о домовладельцах и землевладельцах. В первой половине XIX века им принадлежала значительная недвижимость как в городе, так и в загородной части острова.
Улица имени Бритнева
– Предложение назвать улицу в Кронштадте именем Михаила Осиповича Бритнева, на удивление, не было единогласно принято в Общественном совете. Я присутствовала на этом заседании, и была, признаться, просто шокирована и его ходом, и реакцией некоторых его членов на Ваш обстоятельный, интереснейший доклад, на Ваше, такое бы казалось, естественное, разумное, своевременное предложение. Что Вы об этом думаете? Почему так получилось?
– Такое предложение – назвать одну из улиц города именем. Бритнева – впервые было выдвинуто сразу после смерти Михаила Осиповича, летом 1889 года: сначала в «Кронштадтском вестнике», а затем подхвачено журналом «Русское судоходство торговое и промысловое на реках, озёрах
и морях». Тогда предлагалось назвать «Бритневской» улицу Нарвскую (это современная улица Мартынова), где жил М. О. Бритнев и где располагался его Судостроительный и механический завод. Это факт, зафиксированный по меньшей мере в двух периодических изданиях. Предложение было высказано, но не реализовано. Сразу хочу сказать, что я не призываю назвать именем М. О. Бритнева улицу Мартынова. Но, если в Кронштадте будет застраиваться загородный район, и появятся новые магистрали, то такая улица должна быть. Это было бы заслуженно и справедливо.
Общественный совет, проходивший в начале зимы 2021 года, разделился во мнениях потому, что люди мало знают о М. О. Бритневе. Им это имя, к сожалению, ни о чём не говорит. Я бы хотела надеяться, что выход книги поможет узнать о нём больше. А главное, понять, что он не только наш соотечественник, но человек всю свою жизнь, буквально и без преувеличения ежедневными своими делами служивший Кронштадту.
О Бритневе и не только
– Расскажите о Вашей книге.
– Она состоит из четырёх очерков. Первый посвящён истории купеческой семьи Бритневых. Во второй половине XVIII – начале ХХ века многие из её представителей играли заметные роли в деловой и общественной жизни Кронштадта. Например, родной дед Михаила Осиповича – Галактион Фёдорович Бритнев – в 1808–1815 годах занимал должность Городского головы. Городским головой был и муж его тётки Пелагеи Галактионовны Мурашёвой – Михаил Яковлевич Мурашёв. В городском самоуправлении участвовали и другие родственники. Все они владели крупной недвижимостью в Кронштадте, занимались поставками мяса, провизии и осветительных материалов для флота, вели торговлю, в том числе на Лесной бирже. Многие из них участвовали в благотворительных делах, связанных, например, с церковным строительством.
Рассказ о семье Бритневых, я надеюсь, поможет читателю представить и повседневную жизнь Кронштадта полутора – двухвековой давности.
В этом же очерке значительное место – большее, чем того требовал рассказ о Бритневых – уделено истории загородной части острова Котлин, так называемого форштадта, которая существует преимущественно как история фортификационных сооружений. Нам было трудно устоять перед соблазном изложить, хотя бы кратко, своё видение истории гражданских построек на форштадте, начиная с вхождения острова в состав Российской империи до начала ХХ века. Между тем, владельцами загородной недвижимости – дач и земель – были многие известные флотоводцы, адмиралы, главные командиры Кронштадтского порта, коменданты города, чиновники высокого ранга, штаб- и обер-офицеры, купечество. Я уже не говорю о загородном дворце императора Петра I или мызе командующего Балтийским флотом в 1743–1744 годах графа Н. Ф. Головина.
От дачного строительства на кронштадтском форштадте сохранилась только так называемая дача братьев А. В. и В. В. Верещагиных, построенная одним из прежних её владельцев полковником Иваном Степановичем Сущинским в 1893–1894 годах. Так вот, до Первой мировой войны, а особенно в середине XIX века, таких дач было множество. В разное время были на форштадте и частные предприятия: салотопные и мыловаренные, кожевенные и канатные, кирпичные, свечные и чугунолитейные заводы, бойни. Были несколько дачных посёлков: Берёзовая Роща, Косное селение и Перепутье. Сейчас даже названия эти забыты.
Поскольку в очерке идёт речь о недвижимости, то в нём встречается много исторических наименований улиц. Поэтому в приложении, в конце книги, мы привели перечень, где каждому «старому» соответствует не только современное название, но кратко дана история топонима, перечислены все (зачастую их могло быть несколько) предыдущие наименования. В этой работе нам очень помог научный сотрудник Музея истории Кронштадта Евгений Юлианович Кобчиков, за что мы ему искренне благодарны. Там же, в приложении, впервые приведён полный список улиц города на 1733 год. Это самый ранний из имеющихся списков. Папа нашёл его в Российском государственном архиве Военно-морского флота. Но хочу сразу оговориться: история топонимики Кронштадта требует дальнейшего глубокого изучения.
Второй очерк посвящён непосредственно биографии Михаила Осиповича Бритнева. Краеведы
и читатели «Кронштадтского вестника» отчасти знакомы с ней по моим публикациям в газете
и в историко-краеведческом альманахе «История Кронштадта». В книжном же очерке приводится больший фактический материал, делается попытка его анализа и осмысления. Сразу хочется отметить, что в нашей книге опубликован малоизвестный миниатюрный портрет Михаила Осиповича, хранящийся в фондах Государственного Эрмитажа.
Рассказывая о М. О. Бритневе, мы постарались охватить все сферы его деятельности, уделив особое внимание инициативе, связанной с модернизацией купленного в Англии парохода «Пайлот» в судно ледокольного типа и устройству пароходного сообщения между Котлином и Ораниенбаумом. Именно поддержание безопасного межсезонного сообщения Кронштадта с «Большой землёй» современники считали самой главной заслугой Михаила Осиповича. Значительная часть очерка посвящена работе Судостроительного и механического завода М. О. Бритнева,
а также спасению терпящих бедствие судов и проводке грузов в ледовых условиях. Такая работа – а Михаил Осипович участвовал в ней лично – часто была сопряжена с опасностью и требовала самоотречения. И, конечно же, нельзя было не рассказать о деятельности М. О. Бритнева на посту гласного Городской думы и Городского головы, о его председательстве в Андреевском приходском попечительстве, о включённости во все благотворительные общества города. Если внимательно почитать отчёты о заседаниях Городской думы, публиковавшиеся в 1860–1880-х годах в «Кронштадтском вестнике», то станет очевидным, что за должность городского головы никто не держался. Главы городского самоуправления сменялись часто. И воспринимали они свою работу, не как синекуру и не как место, открывающее определённые возможности, а как тяжёлый и часто неблагодарный труд.
Третий очерк называется «Бритневы после М. О. Бритнева» и рассказывает о его прямых потомках, о судьбах детей и внуков. Их биографии – я имею в виду внуков – пришлись на слом эпох, на войны и революции, а потому сложились непросто, подчас трагически.
И последний, наверное, самый короткий из очерков, посвящён ещё нескольким выходцам из большой семьи купцов Бритневых, не имеющих непосредственного отношения к Михаилу Осиповичу и приходящихся ему дальними родственниками. Хотя начало их родословной, без сомненья, связано с общим предком и Кронштадтом. Их судьбы показались мне интересными или необычными. Например, судьба английской актрисы Марии Александровны Бритневой (в замужестве Гренфелл, баронессы Сент-Джаст), бывшей на протяжении многих лет другом известного американского драматурга Теннесси Уильямса, а после смерти писателя ставшей распорядительницей его литературного наследия.
– Как Вам работается в паре с отцом?
– Нормально. Я уже говорила раньше, что у нас разделение труда: он работает преимущественно в архиве. Моё дело – систематизировать архивные материалы, анализировать полученные данные, определить пути и методы дальнейшего поиска, изложить материал так, чтобы он был интересен читателям. Главная сложность в нашей работе – разный темп. Папа быстрее, я всегда отстаю.
Быть сопричастным
– Что, на Ваш взгляд, даёт молодому поколению сохранение памяти о таких людях, как истинный патриот Кронштадта Михаил Осипович Бритнев? Почему это нужно и важно? Особенно в наше время, когда вопросы национального самосознания, патриотизма, гордости за своё Отечество становятся приоритетными.
– Рассказывая сейчас о Михаиле Осиповиче Бритневе, я не раз упоминала, что он кронштадтец, что вся его жизнь – это служение (в самом высоком смысле этого слова) родному городу и его жителям. Я считаю, что каждый – и молодой и немолодой человек – волен сам выбирать место приложения своих сил и умений, своей души. Свободный выбор на основании того, кем он себя ощущает, что для него главное, любит или не любит он своё Отечество, свой город, хочет или не хочет в нём жить.
Поэтому важно делать наш замечательный город таким, чтобы в нём хотелось жить. Рассказывать об его истории так, чтобы хотелось быть сопричастным. И не только об истории кругосветных плаваний, географических открытий, изобретений, войн и революций. Очень важно говорить и о проявлении патриотизма в повседневном служении. Патриотизма без надрыва и пафоса, а потому не столь яркого, но не менее значимого, высокого. Михаил Осипович Бритнев как раз мог бы быть таким примером.
Беседовала Анна Макарова
Иллюстрации из личного архива А. Ю. Мельниковой
Написать комментарий: