180 миль до Ленинграда…

Артём Мельников: «Летняя экспедиция 2021 года решила поставленные задачи»

27 ноября в Петербурге состоялась II итоговая конференция, докладчики которой в рамках проекта «Поклонимся кораблям Великой Победы» рассказали о подводной экспедиции на месте гибели кораблей – участников Таллинского рпрорыва, о важных деталях подводных съёмок, показали уникальные кадры с мест гибели десяти судов. Проделана беспрецедентная работа в водах Финского залива. После войны целенаправленных поисков погибших судов и кораблей – участников Таллинского прорыва, не проводилось.
И потому так значимы исследовательские достижения команды, которая внесла значительный и весомый вклад в дело увековечивания памяти героев-балтийцев. Идентифицированы останки кораблей. С места морской братской могилы взяты образцы грунта, которые помещены в символические капсулы. Священные реликвии!

Морское наследие

Участники российской подводной экспедиции обнаружили в Финском заливе четыре судна, которые затонули в августе 1941 года во время Таллинского прорыва. Суда лежат на глубинах от 40 до 50 метров юго-западнее острова Мощный.
Обнаружены скелеты судов, где в трюмах и на палубе – многочисленные останки людей, а кроме того – полевые кухни, госпитальные прачечные котлы на конной тяге, стрелковое оружие и каски раненных бойцов…
Всего найденные суда перевозили 2,5 тысячи человек. Спаслись из них единицы.
Напомним, 27–30 августа 1941 года в Финском заливе произошла одна из самых больших трагедий советского флота, получившая название «Таллинский прорыв». Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского Флота известен роковым стечением обстоятельств. Тогда основная база БФ размещалась в Эстонии. Во время перехода из Таллина в Ленинград военно-морского и гражданского транспорта погибло 15 000 человек. Из 225 единиц морского транспорта уцелели 163. Минные заграждения и бомбардировка фашистской авиации погубили 62 корабля.
Экспедиция была организована Морской инженерной компанией «Фертоинг» и Разведывательно-водолазной командой, которую возглавляет Константин Богданов, совместно с Русским географическим обществом, Фондом президентских грантов и компанией «Транснефть» в рамках проекта «Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте».

Руководитель морской инженерной компании «Фертоинг» Артём Мельников отметил, что летняя экспедиция 2021 года по изучению трагических страниц прорыва сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, решила поставленные задачи. Поисковая команда обнаружила и идентифицировала в территориальных водах России и Эстонии затонувшие корабли и суда. Все полученные данные пополнят геоинформационную базу «Морское наследие». Это не только материалы подводной фото- и видеосъёмки, но и другая информация, которая поможет восстановить историю прошлого.
– Россия – великая морская держава с большой историей, – сказал Артём Юрьевич.
– И создание базы поможет сберечь морское наследие и передать эстафету истории потомкам. Надеемся, что поисково-историческая деятельность нашей компании, проводимые с друзьями и партнёрами мероприятия вносят свой вклад в создание будущего полноценного виртуального музея. Это позволит проводить на новом уровне анализ исторических действий и знакомить людей с прошлым нашей страны и популяризировать знания о масштабных исторических событиях.

Настоящие герои нашего времени

Мария Сергеевна Инге-Вечтомова никогда не видела своего деда – поэта Юрия Инге, погибшего во время перехода 28 августа 1941 году на борту ледокола «Кришьянис Вальдемарс». Потомки свято чтут память своих отцов, дедов и прадедов. В зале морского технического колледжа, где проходила конференция, много было детей и подростков…
– Таллинский прорыв – горькая и одновременно героическая страница военного времени, – сказала Генеральный директор НП «Память Таллинского прорыва» Мария Инге-Вечтомова. – Проект, посвящённый истории Таллинского перехода – прорыв в прорыве. Самоотверженная
и героическая работа команды и успех не могут не впечатлять. И нам ещё предстоит всё серьезно осмыслить и оценить. Это настоящие герои нашего времени, которые совершали глубоководные погружения, подчас рискуя и своей жизнью. Посол РФ в Эстонии А. М. Петров поблагодарил команду и пожелал успехов. Наша главная задача – мемориал героям Таллинского прорыва.
В числе участников конференции – Николай Николаевич Браун. Его отец, известный поэт – один из немногих, которому удалось спастись с борта «Кришьяниса Вальдемарса». Впоследствии он напишет «Поэму похода», где вспомнит и своим пером оживит всех своих погибших коллег и друзей, которые оказались в том роковом августовском переходе в составе редакции газеты «Красный Балтийский флот». Поэту Юрию Инге Браун-старший посвятил отдельную главу. «Ушедших друзей вспоминая/хочу я назвать одного/Чьё имя, как рана сквозная, коснулась пера моего/Чья гибель особою болью / прошла через сердце моё/ Чья кровь, наполнена солью морскою, о море поёт».
Ещё одним знаковым событием в юбиленый год стал выход второго издания книги контр- адмирала Радия Анатольевича Зубкова, посвящённой одной из крупнейших морских операций – выводу из глубокого тыла противника в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград кораблей и судов не только Балтийского флота, но и судов Балтийского бассейна с эвакуированными войсками и гражданским населением. Как отметила в своём предисловии к книге М. С. Инге-Вечтомова, в первую очередь книга необходима военным морякам, поисковикам, дайверам и водолазам, всем, кто занимается мемориальной работой. Интересна родственникам моряков-балтийцев и участникам Таллинского прорыва. В книгу вошли и материалы
подводного историка Михаила Иванова, участника разведывательно-водолазной команды проекта «Поклон кораблям Великой Победы». Результаты погружений с большей частью гидрографических изысканий можно увидеть во втором томе, так же, как и 3D модели погибших судов по ссылке, приведённой в новом издании. Есть в книге и блок воспоминаний участников прорыва и их потомков.
В заключение конференции героям нашего времени были вручены награды от Министерства обороны, а также памятные медали «80 лет Таллинского прорыва».

Лариса Южанина. Фото автора.

«Фертоинг» вновь творит добро

Когда звучат слова о социальной ответственности бизнеса, я сразу вспоминаю Артёма Мельникова и его компанию «Фертоинг». Лично для меня «Фертоинг» – пример этой самой ответственности в самом чистом, кристально чистом, её виде.

Артём Мельников и его морская инженерная компания «Фертоинг» не перестают нас удивлять. Удивлять, восхищать и вдохновлять!
Создатель Кронштадтского Морского музея верен себе. Своей любви к Отечеству, флоту, морю. На протяжении многих лет под его руководством ООО «Фертоинг» ведёт поисково-историческую деятельность, в основе которой – глубокое уважение к истории и стремление восстановить её утерянные страницы.
«Фертоинг» и самостоятельно, и совместно с федеральными и региональными органами власти, с общественными организациями постоянно проводит поиск и обследование кораблей, самолётов и другой техники, затонувшей в разное время в российских территориальных водах, а также проводит памятные мероприятия, содействует установке и реставрации мемориалов, посвящённых военной истории нашей Родины.
И «Кронштадтский вестник», который помнит о том, что в 2012–2013 годах выжил только благодаря Артёму Юрьевичу Мельникову, всегда рассказывает об этой благородной деятельности. Деятельности, которая не может не вдохновлять: если есть у нас такие предприниматели – значит, возможно, и будущее за ними – за истинными патриотами!
В 2014 году мы писали о том, как специалисты ООО «Фертоинг» установили точные места Арктических конвоев, погибших в годы Великой Отечественной войны в Карском море…

В 2015-м – о том, как благодаря Артёму Мельникову была приведена в порядок усыпальница знаменитых адмиралов Бутаковых на Александро-Невском кладбище….
В прошлом году мы рассказали о комплексной научно-исторической экспедиции по обследованию места гибели в 1934 году легендарного парохода «Челюскин», следовавшего по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. По итогам этой экспедиции было принято решение о создании геоинформационной базы по морским объектам культурного и исторического наследия с целью систематизации, пополнения и анализа получаемых данных….
С 2012 года мы регулярно писали о Морском музее, который Артём Мельников создал в Кронштадте, спасая военно-историческую коллекцию Владимира Шатрова из затопленного подвала…
А есть ещё детская футбольная команда «Фертоинг», опекаемая фирмой. И регулярная помощь нуждающимся и обездоленным…
Всего просто не перечислить.
Один из последних проектов – подводная экспедиция организованная Разведыватель-но-водолазной командой» и морской инженерной
компанией «Фертоинг» совместно с Русским географическим обществом, Фондом президентских грантов и компанией «Транснефть» в рамках проекта «Поклон кораблям Великой Победы». На II итоговой конференции участников проекта побывала наш корреспондент Лариса Южанина.

Анна Макарова

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: