Когда театр – оружие, а артисты – бойцы

Афиша спектакля по пьесе Всеволода Вишневского «У стен Ленинграда». Премьера состоялась 10 апреля 1944 года – в Ленинграде

Группа актёров Театра Краснознамённого Балтийского флота,
награждённых медалями «За боевые заслуги». 1942 год

Данного материала не было бы, если б не попал в мои руки толстый альбом с золотыми буквами на обложке: «Театр Балтийского флота во время Великой Отечественной войны». Внутри – фотографии, программки и вырезки из газет 1940-х годов, бережной рукой вклеенные и подписанные. Настоящий раритет Театра Балтийского флота. В конце 2020 года театр отметит 90-й год рождения, юбилей, а потому самое время оглянуться назад – в год 75-летия Великой Победы почтить память артистов, игравших на передовой и в блокадном Ленинграде, в землянках, на фортах, между боями и под обстрелами. Артистам-бойцам посвящается…

С 22 июня 1941 по 9 мая 1945 артисты Театра КБФ
на Эстонском, Ленинградском и Волховском фронтах,
на кораблях Балтийского флота и Ладожской военной флотилии дали свыше 6000 выступлений.

Актёры Театра Краснознаменного Балтийского флота называли себя «особым подразделением флота», его «боевой единицей». Сформированный в 1930-м в Кронштадте первый флотский театр стал по-настоящему «военным» уже во время зимней войны с Финляндией. 22 июня 1941 года началась новая фронтовая страница в истории Театра КБФ.
Разделившись на небольшие концертные бригады, труппа начала гастролировать по действующим частям с первого дня войны. Репертуар пришлось обновлять на ходу. От больших спектаклей отказались сразу.
В концертной программе фронтовых бригад: отрывки из известных пьес, выступления небольшого оркестра, шуточный дуэт, акробатический номер, танец, частушки, народные песни. Подмостками служили земляной пол блиндажа, палуба военного корабля или площадка орудийного расчёта, но чаще – открытая платформа грузовика.
В 1941-м кочевой образ жизни для актёров стал нормой. «Их можно видеть всюду. <…> Там, где не могут выступать двое, выступает один. Где не проходит машина, артисты идут пешком», – пишет автор заметки «С баяном и гранатой» (газета «Краснознамённый Балтийский флот», август 1942).
Переодевались прямо на глазах у зрителей, гримировались в ближайших кустах.
В вещмешке всё необходимое – реквизит и костюмы. И всегда с собой личное оружие – у каждого. Артисты на войне – те же бойцы. Им тоже случалось вступать в бой, выходить из окружения, перевязывать раны. Война научила их не только стрелять, рыть окопы
и выступать в любых условиях. Фронт закалил силу духа. Ведь иначе невозможно было превозмочь свою боль и утешить, развеселить, воодушевить другого. А от артистов ждали именно этого! Театр должен был искусством «вооружать» бойцов на борьбу с врагом!
В тяжёлых условиях блокады Ленинграда, актёры Театра КБФ ни на секунду не прекращали работать. Обосновавшись в Доме культуры Промкооперации (ныне ДК имени Ленсовета на Каменноостровском проспекте), продолжали вводить в репертуар созданные на злобу дня концертные номера: сочиняли фельетоны, придумывали частушки, кукловоды ставили сценки с куклами, новые аккорды разучивали музыканты джаз-бригады.
Выступали на заводах «Вулкан», «Электроаппарат», легендарном Кировском, давали концерты на фабриках имени Крупской, имени Урицкого. И, конечно, в госпиталях. Зимой 1941–1942 годов стали записывать концерты для раненых по радио, исполняя присланные в письмах «заявки».
А потом случилось чудо – истощённые и ослабленные артисты нашли в себе силы и начали создавать полноценные спектакли в блокадном кольце! Премьера пьесы Матвея Тевелева о моряках-балтийцах – «Навстречу эскадре» – состоялась 5 июля 1942 года. Потом были поставлены комедия З. Ерухимовича и А. Штейна «Добро пожаловать», военные драмы А. Корнейчука «Фронт», А. Крона «Офицер флота», К. Симонова «Русские люди». Это были большие спектакли – на сцену выходило до 26 действующих лиц!
Однако самым ярким событием военного периода ТКБФ стала постановка пьесы Всеволода Вишневского «У стен Ленинграда». Главные герои – морские пехотинцы, сражающиеся на подступах к Ленинграду. Работа над спектаклем объединила все подразделения театра: драматическую группу, джаз-оркестр, ансамбль песни и пляски. Спектакль ставил художественный руководитель театра Александр Пергамент.
Премьера состоялась 10 апреля 1944 года. Боль пережитого объединила актёров флотского театра и сидящих в зале зрителей: краснофлотцев, морских пехотинцев, защитников и жителей блокадного города. Спектакль «У стен Ленинграда» был «высшей ступенью нашей работы за годы войны, – позднее писала актриса Евгения Церебилко (из книги «Артисты в погонах»). – Это – наша память о погибших товарищах, о всех, кто защищал наш родной город».
В 1943 году медали «За оборону Ленинграда» получили 138 человек, числившихся на тот период в Театре КБФ. Семь человек во время войны были награждены орденом Красной звезды, многие – медалями «За боевые заслуги».
Сопровождая бойцов советской армии и краснофлотцев на пути к долгожданному дню – Дню Победы, – артисты флотского театра показали, какой вдохновляющей силой может обладать театральное искусство. Их секретное «оружие» не давало осечек.

Серафима Белевич

Заметка в газете «Краснознамённый Балтийский флот», август 1943 год

Выступление акробатов одной из концертных бригад ТКБФ. 1941 год

Заметка в газете «Краснознамённый Балтийский флот», январь 1944

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: