Будущее без наркотиков
Если верить официальной статистике, в России наблюдается снижение числа наркозависимых. По Санкт-Петербургу ситуация и вовсе неплохая, во всяком случае, у нас их в 2,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Как же обстоят дела в Кронштадте?
Факты и цифры
По информации ОМВД Кронштадтского района, подавляющее большинство употребляющих наркотики – это люди в возрасте от 19 до 39 лет. Они, как правило, не работают и добывают деньги на зелье противоправным путём. В книге учёта ОМВД по Кронштадтскому району за 2015 год зарегистрировано 127 сообщений о фактах незаконного обращения наркотических средств. По некоторым из них были составлены административные протоколы, а также было возбуждено 58 уголовных дел, 35 из них отправлены в суд.
Профессионалы помогут
Проблема существует, и справиться с нею по отдельности не могут ни медики, ни правоохранительные органы. Это задача всего общества. Если в 2002 году наркологический кабинет, который работает в нашем городе, занимал лишь одну комнату в районной поликлинике, то сегодня под него отведено просторное помещение по адресу Восстания, 17. Это полноценное амбулаторное лечебно-диагностическое наркологическое учреждение, входящее в состав «Городской наркологической больницы» Санкт-Петербурга. Здесь ведут приём два врача-нарколога и два медицинских психолога, работает процедурный кабинет. Валентина Владимировна Волкова – медицинский психолог, занимается зависимыми от наркотиков и алкоголя людьми уже около 30 лет. Считает, что не только медицина, но и вера в Бога способны помочь людям, которые отчаялись справиться с бедой. У врача психиатра-нарколога Ирины Александровны Захаровой большой опыт работы в наркологии и заслуженная любовь пациентов и их родственников. Самый молодой в коллективе психолог Андрей Александрович Маревич. Он работает, в основном, с подростками. Ему легче понять их проблемы: ребята испытывают доверие к человеку, близкому им по возрасту. Андрей Александрович входит также в комиссию по делам несовершеннолетних при администрации Кронштадтского района. А возглавляет этот профессиональный коллектив Сергей Борисович Самородов, опытный врач, долгие годы проработавший начальником психиатрического отделения 35 Военно-морского госпиталя Кронштадта.
– Я только начинаю работу в этом коллективе и надеюсь на успешное сотрудничество с коллегами. Люди идут к нам за помощью, и мы стараемся сделать всё возможное, чтобы они получили максимальную пользу для себя. Наркологическая помощь в нашей стране осуществляется как в частных медицинских центрах, так и в государственных учреждениях.
В отличие от частных клиник только государственные и муниципальные наркологические учреждения имеют право на лечение и алкогольной, и наркотической зависимостей. Лечение зависимостей – длительный, трудоёмкий процесс. В частной клинике – очень недешёвый, и эта нагрузка зачастую полностью ложится на плечи родственников. А наркологическое расстройство требует вмешательства целой команды специалистов. Кабинет в Кронштадте я считаю удачным и по составу медиков, и по оснащению. Мы придаём большое значение этической и законодательной стороне взаимоотношений с теми, кто к нам приходит за помощью. У нас есть понимание того, что врачебная тайна – это основа взаимоотношений с пациентами. Информацию об обращении к наркологу могут получить лишь те государственные организации, которым положено по закону, и только если к этому есть прямые основания. К нам можно прийти на консультацию анонимно, получить процедуры, которые помогут выйти из болезненного состояния и приступить к реабилитации. При необходимости мы можем дать направление в Городскую наркологическую больницу или реабилитационные центры.
Пока не поздно
Лучше обратиться за помощью, пока ситуация не запущена, это убережёт от серьёзных проблем с законом в дальнейшем. Человек, который злоупотребляет алкоголем или пробует наркотики, рано или поздно неизбежно вступает с ним в противоречия. Неизбежны при употреблении наркотиков и проблемы со здоровьем. Так что лучше прийти и начать лечение, пока это можно сделать анонимно, будучи уверенным, что врачи – люди законопослушные, и врачебную тайну сохранят.
Большинство людей впервые пробуют наркотики в подростковом и юношеском возрасте. Как поясняет нарколог, заведующий кабинетом Сергей Самородов, алкоголь и наркотические вещества – не продукты питания,
а нейротоксические субстанции, вызывающие формирование психических и поведенческих расстройств. А именно синдрома зависимости. Зависимость – это не какое-то эфемерное понятие, это патологическое состояние вследствие агрессивного вмешательства наркотика в тончайшие механизмы работы центральной нервной системы. Через несколько приёмов наркотика безвозвратно ломается стройная работа психики и нервной системы. Человек превращается в безвольного раба, всецело подчиненного необходимости постоянно употреблять это вещество. Никакие самооправдания – «я не на системе», «это другим не повезло» – не остановят запущенный – даже единичным употреблением! – процесс зависимости. Такова реальность. Это касается и алкоголя, и наркотиков, и курения.
Не упустить подростка
Конечно, не всё решает медицина, хотя медики активно занимаются просветительской работой. Попробует или нет подросток алкоголь или наркотики, зависит от воспитания. Если с ним рядом есть взрослый человек, которому ребёнок доверяет, он и через свою жизнь пронесёт понимание того, что ни при каких обстоятельствах не нужно пробовать наркотик, чтобы потом не мучиться.
А ведь ребёнок, а подросток тоже ещё ребёнок, идёт в жизнь, пытаясь испытать на себе все её предложения. Необходимо объяснить ему, что расплатой за некоторые «пробы» может быть покалеченная жизнь или смерть. У кого-то зависимость развивается после нескольких «проб», а кому-то достаточно
и одного раза.
– Я, кстати, считаю дурной услугой ребёнку покупку «детского» шампанского с последующим распитием его за столом со взрослыми людьми. Это формирует стереотип поведения маленького человека: «пить – это весело, это можно», – напоминает Сергей Самородов.
Как же здесь работают с теми, кому нужна помощь? После проведения обязательной медикаментозной коррекции, когда к человеку возвращается нормальное самочувствие, в работу включается медицинский психолог. Очень важно понять, как давно сформировалась зависимость, на каком фоне, какие методики следует использовать в работе с пациентом, учитывая специфику его личности. Психолог Андрей Маревич, работающий с подростками, считает, что помочь можно тому, кто идёт на контакт, недавно начал употреблять алкоголь или наркотики.
Врачи напоминают: «Чтобы не случилось беды, родителям необходимо правильно сформировать у ребёнка, а затем у подростка однозначное понимание смертельной опасности, исходящей от алкоголя, табака, определённых видов растений, грибов, наркотических веществ». Но если такое произошло, не бояться бить тревогу в самом начале, когда ещё можно без особых потерь вернуть сына или дочь.
Что же дальше?
В наркологическом кабинете после начального этапа лечения можно получить максимально полную информацию о том, что делать дальше, а также направление в стационар или в хороший реабилитационный центр.
– Есть государственный центр реабилитации при Городской наркологической больнице. Есть негосударственные центры. Здесь нужно быть осторожными, потому что можно попасть к сектантам или туда, где наркоманов эксплуатируют и жестоко с ними обращаются, – говорят медики.
А ещё специалисты наркологической службы настойчиво не рекомендуют обращаться к так называемым «квартирным специалистам», не поддаваться рекламе с обещаниями «вылечить», «закодировать с гарантией» на дому. Такие услуги чреваты серьёзными осложнениями вплоть до смертельных исходов. И более того, такая практика идёт вразрез с действующим законодательством.
По самым скромным подсчётам в России около 1,5 млн. наркозависимых людей, а в государственных клиниках, где лечат тех, кто употребляет наркотики, всего около 1200 мест. По данным Минздрава в стране лишь четыре государственных наркологических центра, 81 отделение реабилитации и 144 наркодиспансера. При этом существует около 800 частных центров, деятельность которых не лицензируется. В Кронштадте при наркологическом кабинете работает общественная организация – Общество анонимных алкоголиков и наркозависимых людей. Важно, чтобы человек и в дальнейшем знал, что останавливаться на пути к нормальной трезвой жизни нельзя. Нужна поддержка и понимание, а это могут дать друг другу люди, которые сумели осознать свою проблему и начать ей противостоять.
Галина Маркина
Написать комментарий: