Паруса адмирала Крузенштерна
«Экспедиция вокруг света»

Йоганн-Антон (православное имя Иван Фёдорович) Крузенштерн родился 244 года назад, 8 (19) ноября 1770 года, в семье потомственных российских дворян в местечке поместья Хагудист, неподалёку от Ревеля (Таллин) Российской империи.

В Кадетском корпусе
Род Крузенштернов был внесён в дворянский мартикул Эстлянской губернии русских дворян и происходит от Филиппа Крузенштерна, известного дипломата (1598-1676 г. г.) при дворе герцога Гольштейн-Готторпского Фридриха III.

Иван Фёдорович, правнук Филиппа Крузенштерна, вначале получил домашнее воспитание и образование, а затем в течение трёх лет посещал Ревельскую Вышгородскую церковно-приходскую школу. В 15 лет он был определён в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Здесь произошла его встреча, а потом завязалась на десятилетия дружба с Юрием Фёдоровичем Лисянским.
Лето воспитанники проводили в практическом плавании. Так в летнюю практику 1787 года Крузенштерн и Лисянский были соседями по каюте. Страстное влечение к далёким странствиям и открытиям новых земель сблизило юношей, которым предстояло прославить Отечество замечательным кругосветным путешествием. Это было последнее лето, проведённое вместе в корпусе, в следующем 1788 году началась война со Швецией.

Нехватка морских офицеров заставила досрочно выпустить морских кадетов, как это тогда называли «гардемарином за мичмана». На корабле «Мстислав» Крузенштерн участвовал в сражениях со шведами, проявил находчивость и отвагу, за что был сначала произведён в мичманы, а затем в лейтенанты.

Кругосветка в проекте
В 1793 году его отправляют в Англию для ознакомления с опытом Английского Королевского военного флота. На фрегате «Тетие» Крузенштерн ходил у берегов Канады, участвовал в сражениях с французским флотом, побывал в Вест-Индии. В 1797-99 годах посетил Южную Америку, где прожил полгода, затем жил в Кантоне и Макао. После возвращения на Родину в 1799 году Иван Фёдорович представил в Морское министерство Российской империи проект кругосветного плавания к берегам Русской Америки и исследования дальневосточных границ России. За проект ходатайствовали адмирал Н. П. Мордвинов и министр коммерции граф Н. П. Румянцев. Активное участие в организации экспедиции принял заведующий делами Российско-Американской компании Николай Павлович Рязанов. Он убедил Александра I, который к тому же был одним из пайщиков Российско-Американской компании, в необходимости подобной экспедиции, так как нужно было доставить на Аляску различные грузы, проверить и укрепить фактории на Камчатке, Сахалине и островах Курильской гряды и заключить торговые соглашения с Японией, а также с Китаем. Кроме того предполагалось произвести необходимые научные исследования для составления новых атласов и карт. В 1802 году царь утвердил предприятие, назначив Н. П. Рязанова начальником экспедиции, придав ему статус посла Великой Российской империи. В состав экспедиции были включены астроном Горнер, естествоиспытатели Лангсдорф и Телезиус. Официальной целью экспедиции была доставка в Японию русского посла.

Целый год ушёл на подготовку и снаряжение. В Англии были закуплены два полувоенных-полуторговых шлюпа. Их доставка и приём были поручены Ю. Ф. Лисянскому, однокашнику Крузенштерна по Кадетскому корпусу. Названия судам дал Крузенштерн, большее, водоизмещением 450 тонн, было названо «Надежда», второе, водоизмещением 375 тонн, получило название «Нева». Он сам подбирал помощников, в этом ему было предоставлено исключительное право. Командиром второго шлюпа Крузенштерн предложил стать своему товарищу по морскому корпусу капитан-лейтенанту
Ю. Ф. Лисянскому, который согласился сопровождать «Надежду» в дальнем плавании. До принятия высочайшего решения о путешествии в северную часть Тихого океана Крузенштерн проходил службу в Ревеле (Таллинн). Ему было 32 года, он недавно женился и вскоре должен был стать отцом. Расставание с семьёй было тяжёлым испытанием, но когда пришло известие о том, что его проект исследования русских земель на Дальнем Востоке принят, а он назначен старшим морским начальником предстоящего кругосветного плавания, морской офицер согласился. Впоследствиеи он писал: «Я чувствовал обязанность к Отечеству в полной мере, мысль сделаться полезным, к чему всегда стремилось моё желание, меня подкрепляла». Крузенштерн принял командование шлюпом «Надежда» и возглавил первое кругосветное плавание.

«Надежда» и «Нева» покинули кронштадтский рейд
7 августа 1803 года, забрав парусами свежий ветер, «Надежда» и «Нева» при большом стечении горожан и высоких особ покинули кронштадтский рейд и отправились в далёкое и опасное плавание к берегам русской Америки и в далёкие воды Японского моря, в страну «Нифонского царства».
В те далёкие времена Япония осуществляла политику самоизоляции, а отважившимся выбраться за её пределы жителям рубили головы. Эти туманные неприветливые воды бороздили промысловые суда, «кочи», русских землепроходцев. Даже остров Хоккайдо не включался в состав «страны восходящего солнца», а японцы называли его «ЭДЗО» – земля волосатых варваров. Когда же первые самурайские корабли достигли Курил, их встретили там обращённые в православие айны. В 1785 году первый официальный представитель Японии, посетивший Курилы, с досадой обнаружил на них фактории русско-американской компании. Первыми, согласно полулегендарным сведениям, эти утопающие в холодном тумане острова, увидели спутники атамана Семёна Дежнёва в 1648 году. Тогда атаман и его сотоварищи на просмоленных кочах, без надлежащих морских карт, навигационных приборов, бороздили свинцовые воды Великого океана в поисках добычи и неоткрытых земель. А в 1649 году этим же путём прошёл русский казак Михайло Стадухин, чей маршрут в 1654 году повторил его брат Тарас. В 1711-1713 годах географ-самоучка и землепроходец-авантюрист Иван Козыревский составил уникальное описание Курил, а окончательно нанёс их на карту в 1738-1739 годах состоящий на русской службе датчанин Мартин Шпанберг, занесённый бурными ветрами 18-го столетия из благоустроенной Европы в дикие неуютные края. На рубеже нынешней Японии он обнаружил и описал незнакомые ему туманные Курильские острова. В 1767-1769 годах русский землепроходец Иван Черных прошёл вдоль Курильской гряды, привёл в российское подданство их жителей айнов, а вернувшись осенью 1769 года в Большерецк, представил отчёт с подробной характеристикой посещённых островов. Его материал содержал сведения о вулканах и был использован Г. И. Шелиховым для описания всей Курильской гряды. Любознательный исследователь И. Черных погиб в 1778 году при извержении вулкана «Райкоке», расположенном на 153° восточной долготы.

По приказу Екатерины II Президент комерц-коллегии А. Р. Воронцов и государственный секретарь А. А. Безбородько провели реестр владений на берегу Великого океана, полностью подтвердив 22 декабря 1786 года права России на мало кому в то время ведомые Курильские острова, о чём и было доведено до сведения великих держав. Вот к этим далёким, но исконно русским землям, направил свою «Надежду» И. Ф. Крузенштерн. После продолжительной стоянки у острова Санта-Каталина (побережье Бразилии), где после жестокого шторма пришлось поменять на «Неве» две сломанные мачты, шлюпы впервые в истории русского флота пересекли экватор. 3 марта суда обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. От острова Нуку-Хиви (Маркизские острова) «Надежда» и «Нева» вместе дошли до Гавайских островов, где разошлись: «Надежда» отправилась в Японию, а «Нева» к берегам русской Америки, на Аляску. По пути в Японию Иван Фёдорович описал Юго-Восточную и Южную стороны острова Кю-Сю, назвав мысы, отмели и отличительные вершины именами русских учёных.

В Японии
В Нагасаки корабль прибыл 8 октября 1804 года. Почти семь месяцев простояла «Надежда» в ожидании исхода переговоров с японскими властями о праве посещения русскими кораблями портов Японии и о взаимной торговле. Японские чиновники строго изолировали русских моряков и не дали им возможности ознакомиться с бытом, обычаями и жизнью населения. Очень мало удалось узнать и о торговле между Китаем и Японией. Выяснили только, что китайцы вывозили камфару, красную медь, каракатиц, сушёных моллюсков, морскую капусту, лакированные изделия, а продавали японцам чай, олово, сахар, слоновую кость, шёлк. Переговоры с японскими властями закончились неудачей. 18 апреля 1805 года «Надежда» покинула негостеприимный порт и отправилась в плавание по почти не известному европейцам Японскому морю. «Надежда» была первым судном, прошедшим вдоль Западных берегов Японии до Лаперузова пролива. Имея прямое запрещение приставать к берегу, наши мореплаватели вынуждены были ограничиваться определением широт и долгот, встречавшихся на пути островов, мысов и заливов. Пройдя мимо входа в Сангарский пролив, Крузенштерн направился дальше на север. Иван Фёдорович положил на карту Восточный берег Сахалина от залива Анива на южной стороне острова до мыса Терпения. В заливе Анива русские мореплаватели ознакомились с японскими промыслами и встретили первобытное северное племя айнов, отметив равенство среди членов их семей, честность, бескорыстие и добродушие. В память от экспедиции на карте Курильских островов можно видеть проливы Надежды и Крузенштерна.

Сахалин, Курилы, Китай
Однако не всё плавание проходило безоблачно и спокойно. В период обследования южной части Сахалина и некоторых островов Курильской гряды мореплаватели обнаружили самовольные поселения японцев. Возмущённые вероломством сынов «страны восходящего солнца» Крузенштерн и Рязанов выселили японцев с русской земли, а их посёлки сожгли. Эта акция напугала японцев, и впоследствии они были более сдержанны в деле колонизации «Тосимы» (Курил). Самураи из жестокого и воинственного клана Мацу-Мае ещё в 1801 году снесли на островах Уруп и Итуруп православные кресты и поставили свои пограничные знаки. В 1802 году на Хоккайдо была создана специальная канцелярия по освоению «Тосимы». Николай Рязанов заявил официальный протест, но он остался без ответа. Только после этого Николай Павлович, как глава экспедиции, отдал приказ Крузенштерну о выселении японцев с незаконно захваченных территорий России. Воины Мацу-Мае под огнём пушек «Надежды» бежали и надолго забыли путь к русским островам.

Только в 1855 году в небольшом буддийском городе Симода адмирал Ефимий Путятин добился подписания первого договора между Россией и Японией – «Симодского трактата». Прийдя в Петро-Павловск, «Надежда» простояла там до 6 июля. Была сделана опись Юго-Восточной и Юго-Западной частей Камчатки, а также исследованы быт, нравы и условия жизни камчадалов и экономическое положение полуострова. 9 октября 1805 года экспедиция оставила Петропавловск. «Надежда» отправилась в Китай. В Макао «Надежда» и «Нева» встретились у острова Вампу в устье Жемчужной реки и простояли около двух месяцев. За это время завязалась торговля с кантонскими купцами, которым был продан богатый груз мехов с Камчатки и Аляски. Русские товары впервые попали в Китай морем. В это время американские и английские купцы сумели прибрать к своим рукам большую часть торговли с Китаем. Однако, китайские власти отнеслись более благосклонно к прибытию русских посланцев в Поднебесную, нежели японские. 9 февраля русские корабли покинули китайские берега и на 16-й день в третий раз пересекли экватор в водах Зондского архипелага.

Снова в Кронштадте
6 марта «Надежда» и «Нева» вошли в Индийский океан, а 15 апреля у берегов Южной Африки сильный туман опять разлучил Крузенштерна и Лисянского и их команды. 19 августа 1806 года «Надежда» вернулась в Кронштадт, а двумя неделями раньше Юрий Лисянский привёл в Кронштадт «Неву». Кругосветное плавание продолжалось 3 года и 12 дней. Так завершилось первое кругосветное плавание русских моряков. Участники этого плавания внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положения существующих. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели замеры температуры воды на глубине до 400 метров, определили её удельный вес, прозрачность и цвет. Выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах мирового океана.

В 1808 году Ивана Фёдоровича Крузенштерна приняли в почётные члены Государственного Адмиралтейского департамента. В 1811 году Крузенштерна назначают инспектором Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 года Иван Фёдорович пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей).

В 1814 году Крузенштерн принимает активное участие в подготовке кругосветной экспедиции под руководством своего спутника по первому кругосветному плаванию О. Коцебу. Затем составляет «Атлас Южного моря» и относящихся к нему географических записок. Около года Иван Фёдорович как член дипломатической миссии путешествовал по Англии. Свои впечатления он изложил в рукописи, которая впоследствии, к сожалению, не была опубликована. В течение 1809-1812 годов он подготовил к печати и опубликовал трёхтомник «Путешествие вокруг света» и «Атлас к путешествию», переведённые в шести странах Европы, а в 1813 году Крузенштерна избрали членом академий и научных обществ в Англии, Франции, Германии и Дании.

Развивающаяся болезнь глаз и несостоявшиеся отношения с морским министерством вынудили Крузенштерна подать рапорт об отставке, но по решению морского министра в декабре 1815 года он был отправлен в бессрочный отпуск. В 1827-1842 годах, постепенно повышаясь в звании, стал полным адмиралом. Был директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нем высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и путешественники обязаны Крузенштерну поддержкой и благополучным проведением предприятий и экспедиций: Отто Коцебу (1815-1818 г. г.), Глеб Шишмарёв (1819-1822 г. г.), Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев (1819-1821 г. г.), Михаил Станюкович, Фёдор Литке (1826-1829 г.г .). Крузенштерн известен как один из учредителей Русского географического общества. Сыновья Ивана Фёдоровича – Николай и Александр – были сенаторами, а Павел – вице-адмирал, стал полярным исследователем, он составил подробную карту Печорского края.

В 1873 году в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, Ивану Фёдоровичу был поставлен бронзовый памятник на частные пожертвования (скульптор И. Н. Шредер, архитектор И. А. Монигетти). На цоколе монумента надпись: «Первому русскому мореплавателю вокруг света адмиралу Ивану Фёдоровичу Крузенштерну»

Дмитрий КРОНУШЕВ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: