Трагедия, потрясшая весь Кронштадт

«Кронштадтский Вестник» одним из первых рассказал своим читателям об итогах подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», водолазами которой был найден затонувший ещё в 1857-м году парусный линейный корабль «Лефорт». Сегодня мы расскажем, как это было…

«Гибель корабля «Лефорт» представляет собою одно из тех событий, которые, к счастью, случаются весьма редко и причины которых, к сожалению,… остаются неразгаданными…» — так писал о катастрофе, произошедшей 10-го сентября 1857-го года вблизи острова Большой Тютерс Л. Конкевич, автор книги «Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота», опубликованной в Санкт-Петербурге в 1874-м году.

Более полутора века прошло с тех пор, но тайна стремительной гибели 84-х-пушечного линейного корабля не раскрыта. До недавнего времени не было известно даже место, где покоятся останки корабля и 843-х человек, находившихся на его борту. Для Кронштадта это была трагедия, затронувшая многие семьи моряков, взволновавшая и повергшая в траур весь город. Но «не на одном только морском сословии отозвалась эта катастрофа, много убитых горем сирот и семейств долго в разных уголках России оплакивали близких им…»
Контр-адмирал Ф. Д. Нордман, командир эскадры, в которую входил корабль «Лефорт», сам бывший свидетелем трагедии, писал: «Провидению угодно было заставить меня быть очевидцем самого страшного явления на море – мгновенной гибели одного из кораблей моего отряда от причины неразгаданной. В несколько минут 84-х пушечный линейный корабль, прекрасно державшийся в продолжении бурной осенней ночи под защитой высокого гористого острова, был при рассвете дня буквально поглощён морем. Ни единый вопль, несмотря на то, что мы были около 4-х кабельтовых у него под ветром, не дошёл до нас…».
Гибель корабля произошла на глазах многих людей. Их свидетельства, собранные в ходе следствия комиссией Морского Ведомства, были опубликованы в книге Л. Конкевича. Они дают возможность воспроизвести картину трагедии, увидеть её глазами тех, кто был рядом с тонущим кораблём, но не успел протянуть руку помощи… Стремительность, с которой огромный парусник ушёл на дно, и свирепствовавший шторм не оставили терпящим бедствие шансов на спасение. В катастрофе не выжил никто… Вместе с «Лефортом» погибли его командир капитан 1-го ранга Кишкин, его жена, «две племянницы его,… 12-ть офицеров, 743 человека нижних чинов, 53 матроских жены и 17 детей», а кроме того, два судовых врача, жёны и дети офицеров корабля, «при них женской прислуги 4».
«Несчастье это случилось
10-го сентября, в 7 часов 23 минуты утра, от Большого Тютерса на NNO в 5 ½ милях, на глубине 30-ти сажен».

Как это было…

9-го сентября 1857-го года, после молебна, совершёного в 11 часов утра, эскадра из трёх парусных 84-х пушечных линейных кораблей – «Владимир», «Императрица Александра» и «Лефорт» – вышла из Ревеля (Таллин, Эстония) на зимовку в Кронштадт. Именно поэтому на корабле, кроме команды, находились семьи офицеров и матросов. Условия для перехода были благоприятные: тихий попутный ветер, ясно. Однако уже к вечеру погода стала меняться, ветер усилился. Из рапорта контр-адмирала Нордмана: «В половине 9-го часа вечера прошли створы гогландских маяков; ветер стал крепчать; ходу по лагу было более 11-ти узлов…» Было принято решение убрать паруса, а суда «привести в бейдевинд», то есть развернуть против ветра. Барометр стремительно понижался, обещая шторм. Понимая опасность положения, командир эскадры решил «держаться на этом месте до рассвета». Сильный порывистый ветер в продолжении ночи менялся, и к 4-м часам утра подул свирепый N со шквалами и снегом. С рассветом корабли, всю ночь лавировавшие небольшими галсами, всё более и более сносило к югу и, когда около 5-ти часов утра окончательно рассвело, они шли курсом севернее острова Большой Тютерс.

«Мы шли правым галсом, за нами «Лефорт»…, на ветре же находился корабль «Императрица Александра» – вспоминал контр-адмирал Нордман. – Не доходя до меридиана Тютерса миль около пяти, должны были поворотить через фордевинд (повернуться по ветру – прим. авт.). Занятые этим поворотом, казалось нам, что и «Лефорт» хотел поворотить…, как налетевший сильный шквал повалил его на левый бок. Крен был ужасный,… надо было ожидать, что все мачты слетят. Корабль, так сказать, утвердился в этом положении, наклоняясь все более и более, и едва мы привели на левый галс, «Лефорт» опрокинулся и его не стало. С благоговением, сотворив крестное знамение, смотрели мы на место, где за несколько минут перед сим, был ещё корабль, как вдруг он всем правым бортом ещё раз поднялся на волнение, но вслед за сим исчез и погрузился на дно…».
Другие очевидцы так вспоминали последние мгновения корабля, его команды и пассажиров: «Корабль… накренился…и вместе с тем он видимо стал погружаться, углубляясь носом более, чем кормою. Люди в большом числе показались на наветренных сетках. Вскоре мачты приняли положение близкое к горизонтальному и наружный верхний бок корабля покрылся одною сплошною массою народа, но нашла волна – и эта масса сделалась реже; нашла другая – и ни одного человека более не было видно, а вслед за тем, еще мгновение – скрылся и самый корабль».

В память живущим и в утешение скорбящим

Эта предсмертная агония стала сюжетной основой картины «Гибель корабля «Лефорт»» И. К. Айвазовского, как и все жители Кронштадта потрясённого случившимся. Законченная спустя год после трагедии, картина была помещена в Кронштадтской Морской библиотеке. Сейчас она хранится в запасниках Центрального Военно-морского музея. Жанр картины – аллегория – необычен для творчества художника. Вся она проникнута глубоким религиозным смыслом. Она не только показывает ужас произошедшего, она несёт утешение тем, кто потерял в этой катастрофе своих родных и близких. Милосердный Господь, Чья воля – благо для каждого из людей, распростёр к тонущим Свои руки и призывает их к Себе, в Царствие Небесное, к жизни вечной…
Образ Спасителя в память о свершившейся трагедии и в утешение всем скорбящим был написан по велению Великого Князя Генерал-адмирала Константина Николаевича и для церкви Морского манежа. Деньги для этого собирались по подписке. В молитве перед образом Спасителя кронштадтские моряки могли помянуть души погибших.
Спустя многие годы, уже в начале XX века, имена всех погибших на корабле «Лефорт» были увековечены на памятных досках из чёрного мрамора в Морском Соборе Кронштадта наравне с именами моряков, погибших в сражениях за Россию… В Храме хранилась икона Спасителя, простирающего руки к кораблю «Лефорт». Перед ней горела лампада, сделанная в виде кормы корабля. Память о «Лефорте» ещё много лет сохранялась и в Петербурге. Несколько инвалидов Каменноостровского инвалидного дома именовались «лефортовскими» поскольку на их содержание расходовались проценты с более чем двух тысяч рублей, принадлежавших нижним чинам, погибшим на «Лефорте».

Причины трагедии

Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой. Расчёты специалистов следственной комиссии показали, что при имевшихся на «Лефорте» в момент гибели парусах он не мог быть опрокинут ветром. Наиболее вероятной причиной катастрофы, по мнению следствия, стало сочетание нескольких факторов: ослабление конструкции корабля (в 1856 году «Лефорт» дважды использовался для перевозки тяжёлых грузов на орудийных палубах), плохо проконопаченный корпус и неправильно расположенный балласт. Так было выдвинуто предположение, что орудийные порты оставили открытыми, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха для пассажиров. Во время крена корабля вода могла залиться через них и нарушить его остойчивость.

Арина МЕЛЬНИКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: