Город воинской славы

Пять лет назад, в конце апреля 2008 года произошло событие, которое можно назвать восстановлением исторической справедливости. Указом Президента России трём городам страны Вязьме, Наро-Фоминску и Кронштадту — присвоено почётное наименование городов воинской славы. Выскажу сейчас мнение многих кронштадтцев: в тот день их соединило чувство гордости за свой город, за тех людей, что защищали его в самой страшной из войн. Мы рады, что наш маленький Кронштадт, так много сделавший для страны, официально подтверждён в своем героическом статусе.

Теперь известная фраза: «Мы из Кронштадта!» приобретёт более глубокий, почти сакральный смысл, она напомнит о былом военном подвиге многих поколений живших на крохотном острове в Финском заливе, защищавших в битвах и город, и страну. На нас теперь ложится большая ответственность за сбережение исторической памяти, за сохранение традиций нашего города.
Небольшой клочок заболоченной земли в восточной части Балтийского моря волей царя Петра и трудом тысяч безвестных строителей за два с половиной века превратился в уникальную военно-морскую крепость с десятками совершенных фортов и батарей, с арсеналами и складами, ремонтными предприятиями, учебными частями, крупнейшими в Европе доками.
С начала XVIII и до середины XX века мечтающих опробовать на себе меткость огня комендоров кронштадтской крепости не находилось. Во всех войнах, которые вела Россия в те времена на Балтике, пушки фортов Кронштадта по врагу не стреляли. Одно наличие самой сильной в мире морской крепости на западном рубеже северной столицы делало нападение на неё с моря бессмысленным для врагов. В годы Крымской войны, в середине XIX века, огромная англо-французская эскадра не раз заходила в восточную часть Финского залива, командующий ею английский адмирал хвастливо обещал позавтракать в Кронштадте, а пообедать в Санкт-Петербурге. Однако грозный вид фортов и развернутая перед Кронштадтом первая в мире минно-артиллерийская позиция напрочь лишили аппетита этого прожорливого англичанина. Потеряв на ещё несовершенных минах несколько кораблей, противник удалился не солоно хлебавши. Значит, не напрасными были великие труды тысяч строителей форпоста России на Балтике — фактом своего существования крепость веками сдерживала поползновения агрессоров.
С началом своего существования Кронштадт стал надёжным щитом Петербурга и северо-западных рубежей России, а также отличной базой для дальних походов кораблей под Андреевским флагом в интересах развивающегося Российского государства. Эскадры Российского флота, снаряжённые в Кронштадте, одерживали победы в морских сражениях: в 1714 году у Гангута, 1719 году — у Эзеля, 1720 году — у Гренгама, в 1770 — у Чесмы, в 1788 — в Гогландском, в 1790 — в Красногорском и Выборгском сражениях, в 1807 — у Дарданелл и мыса Афон, в 1827 — в Наваринской бухте. Отсюда уходили офицеры и матросы для создания новых флотов России — Черноморского, Тихоокеанского, Северного.
История города связана с деятельностью многих выдающихся людей России и мира от архитекторов до мореплавателей. Вот только краткий список оставивших свой след в Кронштадте: Трезини, Захаров, Баженов, Камерон, Брюллов, Беллинсгаузен, Крузенштерн, Головин, Лисянский, Сенявин, Бубнов, Макаров, Шиманский, Ушаков, Нахимов, Истомин, Литке, Лазарев, Кузнецов, Горшков. На острове Котлин бывали Пушкин и Карамзин, Жуковский и Гончаров, Даль и Короленко. С городом связано творчество художников маринистов Айвазовского и Боголюбова. Огромную роль сыграл Кронштадт в истории географических открытий. Только в первой половине ХIХ века отсюда вышло более 40 морских кругосветных экспедиций, а выдающиеся мореплаватели
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли новый континент — Антарктиду.
Возьмите биографию любого российского адмирала или офицера на протяжении трёх веков существования нашего флота. Обязательно найдёте в ней упоминание: жил, учился, проходил практику или начинал свою карьеру в Кронштадте. В разные годы здесь дислоцировались ведущие военно-морские учебные заведения страны, создавались флотские научные школы. Вспомним хотя бы знаменитый Минный Офицерский класс — учебное и научное заведение флота, намного опередившее своё время, ставшее фактическим зачинателем не только мощного подводного оружия, но и электротехники, и электромеханики в России. Именно здесь наш великий соотечественник, преподаватель Минного Офицерского класса Александр Степанович Попов подарил человечеству новый вид связи — радио. В Кронштадте испытывались первая в мире металлическая подводная лодка с механическим двигателем, первый ледокол, апробировались десятки других флотских и государственных приоритетов. Здесь была создана уникальная Водолазная школа, где зародилась новая наука о человеке — современная подводная физиология, созданы уникальные приборы и элементы водолазного снаряжения. А, главное, впервые в мире водолазное дело здесь было поставлено на системную и научную основу.
К началу 40-х годов ХХ века значение морских крепостей начало уходить в прошлое. Их потеснила авиация и дальнобойная артиллерия. И всё же фашистское руководство Германии, планируя «блицкриг» с Советским Союзом, «вспомнило» о Кронштадте. Он был упомянут в одном из разделов людоедского плана «Барбаросса» — единственный из малых городов СССР.
В том тяжелейшем для нас 1941 году гитлеровские войска захватили тысячи городов, укреплённых районов, все военно-морские базы СССР на балтийском побережье. В том, что взять город на Неве им не удалось, немалая заслуга Кронштадта, ставшего неприступным рубежом, огневым щитом Ленинграда.
О тех событиях ныне написано столько, что газетными или иными страницами можно покрыть весь Финский залив. Но сейчас есть повод, ещё и ещё напомнить читателям о заслугах Кронштадта в защите Ленинграда в самой страшной из войн. Впервые батареи фортов и корабли Балтфлота открыли огонь по наступающему противнику в начале сентября 1941 года. С тех пор гул артиллерийской стрельбы со стороны острова Котлин стал привычным звуковым фоном для ленинградцев на всю блокаду. Крупнокалиберная артиллерия кораблей Балтийского флота и фортов стала основой для создания мощной огневой группировки по противодействию немецкой артиллерии, стремящейся выполнить варварский приказ Гитлера — «сравнять Ленинград с землей». Именно контрбатарейная борьба была основным видом боевой деятельности кронштадтских огневых сил в тяжёлые годы блокады. О её эффективности, о мужестве и самоотверженности моряков и артиллеристов можно судить по сохранившемуся для потомков городу-памятнику на берегах Невы.
К счастью, к лету 1941-го в арсеналах и на складах Кронштадта находилось огромное количество снарядов и различных артиллерийских порохов. Так что в первые, самые трудные, месяцы блокады мы не ощущали дефицита артиллерийских боеприпасов, ибо доставка их в блокированный город была бы неподъёмной задачей.
Сохранение весь период блокады на южном берегу Финского залива стратегического плацдарма — «Ораниенбаумского пятачка» (именно с него потом начнётся операция по полному снятию блокады Ленинграда) — тоже заслуга кронштадтских артиллеристов. Немцы удерживались в районе Ораниенбаума на расстоянии максимальной дальности полёта кронштадтских снарядов.
С осени 1941 года Кронштадт оказался в двойном кольце блокады. Всё острее ощущался недостаток продовольствия и топлива. Тысячи кронштадтцев голодали. Отопление и электроэнергия подавались только на военные объекты. Постоянные обстрелы приучили горожан к ежечасной смертельной угрозе. А сильные холода зимы 1941-1942 годов превратили дома кронштадтцев в ледяные склепы. Люди жгли мебель, книги, городские деревянные дома и заборы, повреждённые немецкой артиллерией, также разбирались на дрова.
Но даже в этих неимоверно тяжёлых условиях люди оставались людьми. Рабочие Морского завода и арсенальцы вместе с экипажами кораблей, несмотря на голод и холод, восстанавливали повреждённые боевые корабли прямо под открытым небом. Работали по 15-16 часов в сутки, понимая, как нужны флоту для борьбы со смертным врагом тральщики, торпедные катера, «морские охотники» и особенно подводные лодки.
В мае 1942 года, несмотря на яростное противодействие врага, который выставил в восточной зоне залива более 13000 морских мин, несколько наших подлодок прорвались в центральную и южную Балтику. Они уничтожили 29 судов противника, фактически сорвав перевозки ценнейшего для Германии сырья — железной, марганцевой и кобальтовых руд из Финляндии и «нейтральной» Швеции.
В 1943 году, выполняя приказ Гитлера «не допустить прорыва из Кронштадта ни одной русской подводной лодки!», немцы и финны перегородили самую узкую часть залива десятками километров противолодочных систем — такой плотности минных полей не было ни на одном театре военных действий Второй мировой войны. Несмотря на упорные попытки, в 1943 году советские подлодки не смогли их преодолеть. Впрочем, даже самим фактом своего существования кронштадтские подводники нанесли врагу существенный ущерб. Тысячи тонн легированной стали пришлось утопить немцам в Финском заливе. И это тогда, когда из-за нехватки высококачественного металла они снимали трамвайные рельсы и железные крыши домов в оккупированных ими городах. Сколько дивизий «тигров» и «пантер» могли б произвести заводы Круппа из этой стали, что была утоплена в Финском заливе, дабы преградить выход на просторы Балтики небольших подводных кораблей с экипажами в 30-40 человек!
Неувядаемой славой покрыли себя защитники кронштадтского неба — лётчики, зенитчики, прожектористы. Более тысячи самолётов потерял противник на этом участке фронта. Малоизвестный факт: именно на территории острова Котлин и Ораниенбаумского плацдарма успешно работали первые советские радиолокационные станции «Редут». Было создано первое в истории страны радиолокационное поле.
Именно в нашем городе в 1942 году минёрами и инженерами арсенала был открыт «секрет» немецких магнитных мин, разработан и построен первый неконтактный трал. Осенью 1944 года, после потопления немецкой ПЛ V-250 и пленения части её экипажа, стало известно, что эта субмарина вооружена новейшими самонаводящимися акустическими торпедами. Лодка была поднята и отбуксирована в один из доков Морского завода, где специалисты арсенала совместно с военными инженерами флотского НИИ извлекли и разоружили эти торпеды, изучив их устройство.
И после 9 мая 1945 года кронштадтцы продолжали вести боевые действия. Огромная работа по разминированию выпала на долю кронштадтских бригад траления. Это была настоящая минная война, ведь десятки тысяч мин, минных защитников, подводных фугасов были выставлены в годы войны в восточной части Финского залива. На этой войне были и свои герои, и свои потери. Однако по-настоящему противоминная борьба 1945-1957 годов не изучена до сих пор.
Ещё немногим известно, что в 1950-е годы в акваториях острова Котлина проходили испытания подводные корабли с так называемыми «двигателями-ускорителями» — парогазовыми турбинами и «двигателями замкнутого цикла». Эти порой драматические испытания дали нашим морякам бесценный опыт подводного плавания на высоких скоростях, обеспечения обитаемости, взрывопожаробезопасности, пригодившийся при освоении принципиально новых кораблей с ядерными энергетическими установками. А на кронштадтском кладбище нашли упокоение моряки трагически погибшей экспериментальной «Малютки».
Без малого семь десятилетий прошло с того времени, как отгремели орудия кронштадтских фортов. Ушла в историю и сама Кронштадтская крепость, защитники которой продемонстрировали всему миру, что такое русская стойкость и мужество. Сменилась эпоха, и уже никто не найдёт на заросших травой и кустарником бастионах артиллерийских орудий, а в глубоких казематах — тяжёлых снарядов и картузов с порохом.Но остаётся память о тех, кто в невероятно тяжёлых условиях стойко исполнил завет царя Петра: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». Своей героической историей, воинскими и научными подвигами, жертвенным служением Отечеству Кронштадт обрёл славу символа движения нашего государства к Океану, и олицетворения самой морской идеи России.

Николай КОМАРОВ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: