Они возглавляли КВШ до 1917-го
4-го мая 1882-го года в Кронштадте была учреждена первая в России военная Водолазная школа. Сегодня, по случаю 131-й годовщины её основания и профессионального праздника всех российских водолазов, мы представляем ретроспективу, рассказывающую о тех, кто стоял во главе Кронштадтской Водолазной школы с момента её создания до революционных событий 1917-го года.
1882-1884
Леонтьев
Сотрудникам КММ пока не удалось собрать биографические сведения о капитан-лейтенанте Леонтьеве. Достоверно неизвестны даже инициалы этого человека, нет и его фотографии. Однако его имя, несмотря на краткий срок руководства Кронштадтской Водолазной школой, навсегда войдёт в историю водолазного дела в России как имя первого начальника первой официально учреждённой Морским Министерством школы водолазов. «Пускай же нынешнее лето будет опытное…» — такую резолюцию наложил на проект создания Водолазной школы Управляющий Морским Министерством контр-адмирал
И. А. Шестаков. Опыт удался!
1884-1885
Павел Степанович Бурачек
(1837-1916)
Павел Степанович Бурачек, представитель славной морской династии, вице-адмирал, жизнь которого на протяжении многих лет была связана с Кронштадтом. Он сделал не только блестящую военную карьеру, но и активно участвовал в общественной жизни нашего города. Будучи сподвижником и духовным сыном о. Иоанна Кронштадтского, он с 1882-го года занимал должность председателя Совета Приходского Попечительства при соборе Св. Андрея Первозванного. Он сделал очень многое для создания в Кронштадте Дома Трудолюбия, занимался также изданием трудов о. Иоанна.
Назначение П. С. Бурачка на должность начальника Водолазной школы с самого начала планировалось как временное. Водолазное дело не было его основной военной специальностью. Но его неравнодушие к порученному делу и организаторские способности всего за четыре месяца руководства КВШ помогли поставить школьный учебный процесс на качественно новый уровень: было заведено чёткое расписание занятий, введены журналы, разработаны программы «поверочных испытаний» для учеников и «повторительных курсов», приобретались книги и водолазное снаряжение.
П. С. Бурачек стал инициатором создания первых «Правил обращения с водолазными аппаратами…», по сути, первых правил водолазной службы.
На фотографии, приведённой выше — мичманы П. С. Бурачек (сидит) и В. П. Верховский. Снимок сделан в городе Кадис (Испания) с 5-го по 13-е февраля 1862-го года во время заграничного плавания корвета «Рында». В 1882-м году именно капитан 1-го ранга
В. П. Верховский был главным инициатором создания и куратором школы в первые годы её существования.
1885-1896
Николай Михайлович Оводов
(1840-1909)
Те 11 лет, на протяжении которых Водолазной школой руководил Н. М. Оводов, поистине были годами её становления. Небольшой коллектив (не более десяти офицеров, включая слушателей) стал за это время центром водолазного дела не только на Балтике, но и в России. Преподаватели и ученики КВШ уже не ограничивались в своей деятельности только учебными задачами, они принимали самое активное участие в операциях Морского Ведомства, связанных с поиском затонувших судов и их подъёмом. В школе велась научно-исследовательская и рационализаторская работа, был сделан ряд важных технических изобретений. Под руководством Н. М. Оводова в 90-х годах Водолазная школа принимала участие в нескольких престижных выставках: в 1893-м году — во Всемирной выставке в Чикаго, через год — в Антверпене.
Одной из главных заслуг Николая Михайловича является создание в Кронштадтской Водолазной школе коллектива деятельных, увлечённых и талантливых людей. При этом, будучи начальником школы, обладая «административным ресурсом», Н. М. Оводов, в отличие от современной практики, никогда не стремился попасть в авторы статьи, пособия, изобретения, «примазаться» к тем достижениям, которые под его руководством были осуществлены коллективом КВШ.
1896-1905
Анатолий Алексеевич Кононов
(1856-1944)
Молодой и энергичный руководитель, выпускник Кронштадтской Водолазной школы (1885) и её преподаватель
(с 1888) А. А. Кононов продолжил формировать в КВШ коллектив, способный не только к преподавательской работе, но и к плодотворной научно-исследовательской и изобретательской деятельности, делая акцент на самые современные достижения в области электротехники, технологий, фотографии, судостроения, беспроводной связи. Возглавляемая
А. А. Кононовым КВШ принимала участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896) и во Всемирной выставке в Париже (1900), где получила награды за свои изобретения.
А. А. Кононов является автором руководства по водолазному делу для нижних чинов (1890), «Учебника по водолазному делу» (1902), ряда научных статей, в том числе в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Эфрона, технических изобретений. Под его руководством специалисты КВШ выполняли работы на броненосце «Гангут», принимали участие в снятии с мели броненосца «Генерал-Адмирал Апраксин» и многих других.
1905-1917
Макс Константинович
фон Шульц
(1870-1917)
Как и А. А. Кононов, он был выпускником Кронштадтской Водолазной школы (1891). Поступил в неё сразу после выпуска из Морского Кадетского корпуса, а затем был оставлен преподавателем (1891-1894, 1898-1917).
М. К. Фон Шульц дольше, чем кто-либо другой, работал в школе и возглавлял её коллектив.
Своим главным призванием Макс Константинович считал изобретательскую деятельность, о которой мечтал с детства. Служба в КВШ предоставляла ему такую возможность. Даже в плавании на Дальний Восток на крейсере «Память Азова» (1894-1896) в своей каюте мичман Макс фон Шульц конструировал подводный железо-искатель, проведя его первые испытания на рейде Нагасаки. Возвратившись из плавания, он основал опытную электротехническую и водолазную мастерскую, где впоследствии выполнялись заказы преимущественно Морского Ведомства. Макс Константинович был членом Кронштадтского Отделения Русского Императорского Технического Общества, автором ряда изобретений, среди которых подводный железо-искатель, система подводного освещения, минный поверочный ящик (о его принятии на флоте ходатайствовал С. О. Макаров), микротелефонная станция для связи с водолазом и другие. Он много экспериментировал в области беспроводной телефонии и телеграфии. Это был человек увлекающийся, романтик науки, но, вместе с тем, рачительный хозяин, по-немецки педантичный и аккуратный в делах, человек, «подкупающий своей деликатностью», очень внимательный и снисходительный к своим подчинённым. Его любили. Начальство — за безупречное знание порученного дела, обязательность и надёжность, подчиненные — за мягкий характер.
Макс Константинович болезненно переживал неудачи русско-японской войны, гибель в Цусимском сражении своих бывших учеников, делал всё возможное, чтобы учесть опыт боевого применения флота в учебной работе школы. Он же командовал школой во время
Первой Мировой войны.
Среди работ, выполненных специалистами КВШ под руководством
М. К. фон Шульца, одной из самых сложных и уникальных, был подъём в 1909-м году затонувшей у входа в Южную бухту Севастополя носовой части подводной лодки «Камбала» — первой подлодки, потерянной на Российском флоте. При этом водолазы спускались на рекордную по тем временам глубину.
1917
Николай Николаевич Ивков
(1885-1917)
Был ли старший лейтенант Н. Н. Ивков начальником Кронштадтской Водолазной школы или только исполнял его обязанности — вопрос до сих пор открытый. Вероятнее, второе. Как и оба его предшественника, он был выпускником КВШ (1911), служил в должностях ревизора, а затем старшего офицера учебного судна «Африка», помощника начальника КВШ.
Н. Н. Ивков возглавлял школу чуть более месяца, в течение которого её коллектив так и не смог оправиться от тяжёлого удара — скоропостижной смерти
М. К. фон Шульца. А потом грянула Февральская революция… 1-го марта 1917-го года, исполняя обязанности командира учебного судна «Африка», Николай Николаевич отказался выдать пришедшим на корабль революционным матросам оружие, находящееся в его арсенале, за что был убит, подло, девятью выстрелами в спину. Тело его было спущено под лёд. Вместе с ним были убиты два боцмана из команды «Африки». Н. Н. Ивкову был всего 31 год…
Хаос революционных событий, без сомнения, перечеркнул многое, из того, что было сделано за 35 лет, и разрушил коллектив Кронштадтской Водолазной школы, поделив на своих и врагов… В 1918-м Водолазная школа была переведена из Кронштадта в город Вольск Саратовской области.
Арина МЕЛЬНИКОВА
Написать комментарий: