Из дневников Сергея Сергиева – кадета Севастопольского Морского кадетского корпуса
Как и обещано было в последнем номере «КММ» минувшего года, начинаем публикацию уникальных документов – дневниковых записей 14-летнего кадета Севастопольского Морского кадетского корпуса Сергея Александровича Сергиева.
1920 год
29 октября
Морской Корпус начал эвакуироваться. Вещи были погружены на баржу и отправлены на «Генерал Алексеев». Я с первой баржей не успел, да меня и не приняли бы, отправился со 2-й баржей, на которой везли последние вещи и скот. Когда я прибыл на «Ген. Алексеев», то обратился к инспектору, чтобы меня приняли, но инспектор отказал. Я тогда обратился к капитану 1 го ранга Чернеку, начальнику строевой части, объяснив свое положение, и он, переговорив с директором, разрешил мне остаться. Меня сначала прикомандировали к 6 роте и только через некоторое время был прикомандирован к 7 роте.
30 октября
Мы вышли в рейд, приняли массу народа, как военных так и гражданских, и около 10 часов вечера вышли в море.
31 октября
Сегодня довольно свежая погода, почти не качает. «Кронштадт» начал подавать сигнал бедствия, у него оборвался миноносец, кажется, «Звонкий», который он вёл на буксире. Мы сначала повернули и пошли к нему навстречу, но потом снова пошли вперёд. Нас поместили в 7 каземате. Каземат очень грязный и тёмный, очень много народу. В нём кроме нас, то есть 7 роты, помещаются поручики, и поэтому приходится спать под столами.
1 ноября
Ничего особенного. Хлеба дают очень мало: 1 хлеб на 12 человек. Вечером работали: перегружали цейхгауз с верхней палубы вниз.
2 ноября
Идём, очень тихо, 4-5 узла. Днём часто стоим часа 2-3, а то и больше.
3 ноября
Завтра, говорят, будем видеть Босфор. Ночью первый раз стоял на карауле от 11 до 1 часа ночи и от 5-7 часа утра. Караулил я мясо и другие продукты. Всё обошлось благополучно. Когда я стоял ночью, то ко мне пришёл разводящий поручик и начал со мной разговаривать, а потом попросил у меня винтовку, но я вспомнил, что винтовку на карауле отдавать нельзя, и не отдал. Он за это меня похвалил.
4 ноября
Мы подходим к Турции. Берег близко, вёрст 10. Сегодня стоял на карауле от 11 до 1 часа ночи и вечером от 5-7 часов. Часов в 5 нас взял на буксир «Илья Муромец»
и потянул нас к Босфору, а почему мы сами не шли, не знаю.
5 ноября
Мы стояли почти половину дня у входа в Босфор и только в 4 ч. вечера пошли, и вошли в Босфор, шли без буксира. Босфор очень красивый, весь в зелени, много укреплений и как бы маленьких городков с пристаньками. В Константинополь мы вошли около 6 ч. и стали на якорь в конце пролива около всей нашей флотилии. Вход в Константинополь я почти не видел, а также и Босфор я видал только урывками, так как работал на камбузе. Вечером был отслужен молебен на юте, так как . завтра корпусной праздник.
6 ноября
Утром была отслужена обедня, служил епископ Вениамин. После службы он и адмирал говорили речи. Как только настало утро, к нам начали приставать турки, они продавали разные сласти и хлеб, так что как глянешь, так слюнки и потекут. Когда разгружали цейхгауз, я нашёл 2 пары подмёток и 4 катушки ниток. Одну пару подметок и 4 катушки обменял на 1,25 хлеба и кусок халвы. Всё это я сразу съел, так как был голоден и давно белого хлеба и халвы не ел. Бенобоки, то есть турки продают хлеб за 1 лиру или некоторые за 200 тысяч рублей. К обеду дали по 1 фунту хлеба белого, а вообще нам дают по 1/2 или по 1/4 фунта чёрного хлеба на день, а на обед – борщ или суп, довольно порядочный, и по 1/2 коробки консервов. В город пускают только тех, у кого там есть родные. Город, как видно, красивый, хотя я в городе и не был. Мы стоим против «Святой Софии», и потому она ясно видна.
7 ноября
Стоял ночью на карауле, стерёг скот. Нам прислали французы 300 хлебов, хотя скорее не нам, а команде.
8 ноября
Я работаю на камбузе Нас на камбузе работает 5 человек. Утром получил 1/2 хлеба на целый день. Сегодня и вчера ел лепёшки, которые пёк из муки, которую достал в одном из казематов. Лепёшки вышли очень вкусные. Погода стоит неважная: пасмурно, сыро, и часто идёт дождь.
9 ноября
Утром пришёл наш ротный командир капитан 2 ранга Воробьёв и сказал, что вместо Тулона идём в Африку, в Бизерту. Утром выдали по 1/2 хлеба на день. Вся частная публика сегодня съезжает в город Скутари, в казармы. Сегодня я обедал 2 раза, так что сыт по горло.
10 ноября
Утром дали по куску хлеба, на обед дали очень вкусный суп. Вчера вечером подарил Всероссийский союз городов 550 хлебов и потому нам дали по целому хлебу. Погода плохая, пасмурно и сыро. Ходят слухи, что Кемиль-Паша около Константинополя, и что турки надеятся на нас. Вообще, поживём – увидим. У нас кончилась вода, и её очень трудно достать, и потому после дождя ходишь по палубе и собираешь с тентов воду, и пьёшь.
11 ноября
Утром дали по 1/2 рисового хлеба и по 1/2 банки консервов. Хлеб белый, как пшеничный, но не такой сытный. Сегодня ушли юнкера. Уже 5 дней нет света, освещены только команды. В газете пишут, что в Крыму объявлен на 15 дней террор. Боюсь за наших, всё ли дома благополучно?
12 ноября
Ничего особенного. Стали лучше кормить, так что вполне сыт.
13 ноября
Погода плохая, пасмурно, идёт дождь. Стоим на месте, когда уйдём, неизвестно. Работал на камбузе.
14 ноября
Скоро получу кое-какое обмундирование. Говорят, что мы не позже чем через неделю уйдём в Бизерту. Мы или поручики уйдём в другой каземат.
15 ноября
Мылся мылом, вернее умывался. Идёт приборка палубы.
16 ноября
Погода хорошая, ясно и тепло. Дней через 5 идём в Бизерту. Дали 1/2 коробки консервов. Утром командир поздравил с праздником. Был осмотр ботинок нашим ротным командиром, капитаном 2 ранга Олашевским. Мне выдадут тапки. В каземате остаёмся мы, а уходят поручики.
Вместо адмирала Ворожейкина назначен адмирал Герасимов. Съехало несколько преподавателей. Нам выдал Олашевский 8 коек и 3 бака. Спим на койке вдвоём.
17 ноября
У нас отобрали 3 койки. Олашевского сменили и назначили старлея Солодкова.
18 ноября
У нас в каземате был новый директор. Читал газету «Свободная мысль». Много статей большевицкого характера и мало русского. На обед дали суп с тухлым мясом. Мы его сначала съели и не заметили, и потом только узнали, когда нам сказали. Подняли аврал и в замену нам дали по 1/2 банки консервов.
19 ноября
К нам подошёл большой транспорт с углём, и начали грузить уголь. Во время работы играла музыка. Погода хорошая: ясно и тепло.
20 ноября
Ночь и день грузят уголь. Эти дни я сыт. Погода хорошая.
21 ноября
Уголь всё грузят. Уже погрузили 550 тонн угля. Погода плохая: пасмурно и ветер.
22 ноября
Кончили грузить уголь, и теперь будем набирать воду.
23 ноября
Начали брать воду и съестные припасы. Нам выдали: тапки, плисовые брюки и одеяла. Вечером почувствовал себя плохо: знобит и чуть болит голова.
24 ноября
Чувствую хуже. Вечером пошёл в лазарет, мне смерили температуру, и оказалось, что у меня 39,5. Пошёл, взял одеяло и остался в лазарете.
25 ноября
Лежу в лазарете, когда мы вышли в море, не знаю. Дали 1/2 банки молока.
26 ноября
Температура 37,7. Всё время хочется пить. Лежать очень скучно. Вспоминаешь дом, родных, и от воспоминаний стало ещё хуже. Очень грустно.
27 ноября
Чувствую лучше. Температура 37,5. Выдали какао, выпил с удовольствием.
28 ноября
Температура 36,9. У меня «ангина». Выдали какао с молоком.
29 ноября
Выписался из лазарета и перешел в 16 кубрик, так как наши из каземата перешли в кубрик. Пока дошёл, утомился, так как сильно ослабел. В нашу роту поступило несколько новых. В кубрике устроился хорошо: на верхней койке, у входа на трап. Вечером была баня, и дали чистое нижнее белье.
30 ноября
Мы в Эгейском море. В море много островов. Идём ничего, около 8-9 узлов. Выдали безрукавки и синие фуфайки. Мне вместо фуфайки выдали френч.
1 декабря
Утром начало довольно качать. Днём прошли мимо мыса Мотапан. Выдали по 1/3 литра молока. Вечером вошли в Наварин (Греция).
2 декабря
Здесь очень красиво: горы, зелёные сады. Красиво, когда мимо гор проходят тучи, тогда половина горы окутана тучей, и остаётся только одна верхушка. Около нас стоит угольщик «Доланд» и 2 миноносца.
3 декабря
Сегодня ночью бежало 4 кадета на шлюпке с «Доланда», 2 кадета с 6 роты и 2 – из нашей. Одного из наших поймали, а других нет. Ему не сделали ничего. Начали грузить уголь. Около города находится большая гора в виде большой пирамиды. Очень красиво.
4 декабря
Мы начали заниматься строевым ученьем. Была лекция на тему о Древней Греции.
5 декабря
Я забыл написать, что теперь мы утром и вечером выходим на молитву. Была лекция о «земле». Вечером ходим в церковь, которая находится на носу. Была отслужена утреня
и вечерня. Приятно было постоять и помолиться, как будто у себя дома.
6 декабря
Сегодня праздник Св. Николая, мой брат Коля именинник. После службы батюшка сказал слово о России, где мы покинули своих родных. Погода хорошая: тепло, ясно и тихо. На обед дали 1/2 к.оробки консервов, по куску хлеба и по 2 чашки какао. Днём играла музыка. Ждём «Доланда», который нам даст воды и угля. Я забыл написать, что он ушёл, не знаю куда.
7 декабря
Урра! Сегодня утром нас, всех свободных, построили, взяли ящик с консервами, и мы с 6 ротой съехали на берег. На берегу нам раздали консервы, и ст. лейтенант Солодков прочитал лекцию о Наваринской битве. После лекции разошлись гулять по острову. Я свои консервы съел и пошёл рвать рожки, которые ещё висели на дереве. Нарвал я их 2 полных кармана. Когда все снова сошлись, то собрались около часовни. Вокруг часовни – целая роща больших кактусов, с листьев которых я пил воду: так хотелось пить. Около часовни – домик, в котором живёт сторож-грек. В нескольких шагах от часовни находился памятник, поставленный в 1827 году. Вокруг памятника (он в виде плиты и обнесён железной оградой) растут кипарисы. Над памятником была отслужена батюшкой панихида. После панихиды я набрал из колодца, который нашёл около часовни, холодной чистой воды в бутылку, и в 4 часа вечера пошли обратно на «Алёшу».
8 декабря
Подъём флага был с церемонией, то есть, с музыкой. Теперь вместо турецких галет, которые нам давали сначала по 9, потом по 7 и, наконец, по 5, дают по 1/3 хлеба на день.
9 декабря
Пришёл «Доланд». Обед дали с тухлым мясом. Погода плохая, идёт дождь.
10 декабря
Грузят уголь и принимают воду. В погрузке участвуют офицеры и кадеты 6 роты.
11 декабря
В половину четвёртого снялись с якоря и вышли в море в сопровождении французского миноносца. Погода свежая, к вечеру свежесть увеличивается.
12 декабря
Нас начало качать, и некоторых уже укачало. Меня не укачивает. Валы большие, как подойдет к борту, так почти наравне с бортом. На баке ходить трудно, так иногда залетает волна, и сильные брызги. К вечеру начало ещё больше качать. Сплю сегодня на катере, так как в кубрике жарко, а на катере прохладно и качки почти не заметно. Вчера тоже спал на палубе, на баркасе.
13 декабря
Погода хорошая, тихо и тепло, почти штиль. Часам к 12 дня стали видны берега Сицилии. Некоторые даже говорят, что видали Этну, но я не видел.
14 декабря
Эту ночь спал на катере, с Крюковским. Прошли мимо острова «Пантелярии» очень близко. Часа в 3 открылись берега Африки. Прошли близко мимо мыса «Бон», на верху которого находится какое-то здание, а внизу маяк. Сейчас идём мимо Тунисского залива, в котором находятся острова. До Бизерты осталось около 30 миль. Было строевое ученье и 3 лекции о природе и о море)
15 декабря
Мы подошли к Бизерте ночью, и простояли до 12 часов. Видно, ждали буксира. К нам подошли 3 буксира и «Илья», но мы через некоторое время сами, без буксиров, вошли за мол и пошли каналом, мимо города. Когда шли, то все кадеты были выстроены на палубе,
и когда проходили мимо французских кораблей, то играла музыка.
На рейде стоит много наших кораблей. Когда проходили мимо одного из наших 6 новых миноносцев, то слегка задели его бортом. Город кажется, довольно хороший. Мы стали на якорь в конце канала.
16 декабря
Пришел Корнилов и Ксения. Нам французы привезли хлеба, мяса и другой провизии, а также и воды. Мы держим карантин. На берегу растут пальмы, зелень. Арабы уже пашут землю.
17 декабря
Погода хорошая, тепло и тихо. Спал в баркасе. Французы забрали всех наших больных.
18 декабря
Кормить стали лучше и дают по половине хлеба на день. На обед дают суп с мясом и зеленью. Сплю всё время на палубе. Погода стоит замечательно, тихая и тёплая. Температура воды 9 градусов тепла. Сгружают снаряды и несколько пушек. Команду, кто желает уехать в Россию, списывают и потом отвезут в Константинополь. Командующий эскадры уедет в Париж, чтобы о нас хлопотать.
19 декабря
Погода плохая: пасмурно и туман. Сплю на палубе. Вчера вечером выдали по 1 паре портянок.
20 декабря
Я сегодня дневальный по кубрику. Скоро Рождество, так хочется его встретить дома, а приходится встречать на «Алеше», на суше же навряд встретим.
21 декабря
Погода плохая: пасмурно и туман.
22 декабря
Сегодня я дневальный. Выстирал тёплую фуфайку, но плохо. Накрапывает дождь.
23 декабря
Работаю на камбузе. Погода хорошая. На канонерке «Страж», который стоит с нами, застрелился человек. Говорят, что якобы Сербия объявила войну Италии и что отношение Англии к России очень натянутое. Но всё это слухи.
24 декабря
Постирал всё нижнее и некоторое верхнее белье. Погода хорошая. Хотел говеть, но не успел. Дали вечером кутью рисовую, по 3 финика и сладкую манную кашу. Была отслужена утреня и освящение хлебов.
(Продолжение следует)
Написать комментарий: