Картины, опалённые войной
Выставка открыта
до 5 марта. Вход свободный
Накануне дня памяти воинов-интернационалистов, который Россия отмечает 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, в Кронштадтском морском музее открылась выставка, посвящённая этой дате. Но самым интересным на ней были даже не экспонаты, хотя они были достаточно уникальны, а люди, их судьбы, их военное прошлое.
– Странная то была война, – вспоминает участник афганских событий Борис Узбеков. – Часовой прикурил – душман выстрелил, и солдат погиб. И опять надолго тишина. – Он вспоминает, как получил контузию от взрыва мины при обстреле. С тех пор плохо слышит. В Афгане Борис Узбеков служил в отделе спецпропаганды при политотделе 40-й армии. Вспоминает, как снимал на киноплёнку эпизоды военных действий. – Каждый кадр пропускал через сердце.
Афганистан был не единственной «горячей точкой» на карте страны. Людмила Николаевна Морозова десять лет провела в чине старшего прапорщика в Приднестровье – с 1992 по 2002 год. На груди у неё награды, но самая дорогая – знак «Жене офицера». Как же надо любить, чтобы вслед за мужем-офицером не просто оставить мирную профессию художника, но пойти на военную службу, а затем отправиться в горячую точку и провести в одном строю 25 лет! Она вспоминает, что развозили еду под обстрелом, а на них не то что бронежилетов, даже касок не было. И при таком доблестном служении, при таком риске Людмила Морозова даже не считается на официальном уровне участником боевых действий. Об этом говорили многие ветераны. Особенно больно им было слышать: мы вас туда не посылали! А с такой «постановкой вопроса» сталкивалось большинство воевавших в этих необъявленных, «странных» войнах.
Вот и Владимир Лагожин, руководитель региональной общественной организации инвалидов воинской службы «Русь», полковник запаса, во время открытия выставки сказал:
– Мы не были участниками Великой войны. Нас не приглашали на уроки патриотического воспитания в школы. О нас старались не вспоминать. Но пули на любой войне летят одинаково и одинаково убивают. Эта выставка поможет людям почувствовать дыхание тех войн.
На стенах зала музея – работы Виктора Куценко. Его называли поющим и рисующим генералом. На картинах – эпизоды боёв. В то время вряд ли кто-то из бойцов мог снимать, даже на фото. Созданные Куценко картины, на которых раненые солдаты, бой среди гор и пустыни, верблюды, вертолёты – художественные документы времени, передающие атмосферу страны, в которой наши парни выполняли свой интернациональный долг, как красиво называли это политики.
Три года Куценко был советником командующего инженерными войсками афганской армии, участвовал в боевых действиях там же, под палящим солнцем и «непрохладой луны». И нарисовал всё как есть – «нерадужную, без ложного пафоса, картину войны».
Владимир Лагожин вспоминал, что было тяжело морально, так как им, вернувшимся с войны, приходилось пережитое носить в себе, молчать – так было положено.
– У меня в личном деле было записано, что я находился в те годы на территории Демократической республики Афганистан. При этом у меня был орден Красной Звезды за мужество. И мне, когда я вернулся, тоже пришлось услышать эту фразу: я вас туда не посылал.
Выставка в музее поможет молодым ребятам понять тех, кто прошёл тяжёлые испытания «локальных» войн. А они имеют продолжение. Сослуживцы Алексея Мурашова в составе международного противоминного центра участвуют в разминировании Пальмиры. Алексей недавно демобилизовался и теперь работает спасателем, а в свободное время участвует в реконструкциях. Он пришёл на открытие выставки вместе с Евгением Кондратенко – руководителем клуба «Ладога». Евгению и его соратнику Денису Краснову были вручены награды за военно-патриотическую работу с молодёжью.
В молчании замерли собравшиеся перед стендом «Опалённые войной», с которого смотрят на нас молодые лица. Этих парней уже нет. Их родители состарились в безутешном горе. Кронштадтка Надежда Кузнецова прочла своё стихотворение, призывающее людей противостоять военному безумию, оставляющему страшный след в судьбах людей.
В музей приходят дети и подростки, которым, конечно же, будет интересно увидеть оружие – конечно же, учебное оружие и макеты, размещённые по периметру экспозиции. А взрослые думают: пусть они видят оружие только во время экскурсии в музей и никогда – в бою.
Галина Маркина
Фото Андрея КРАСНОБАЕВА
Написать комментарий: