История дневников Сергея Сергиева – кадета Севастопольского Морского кадетского корпуса
В Кронштадтский морской музей месяц назад попал уникальный документ – дневник кадета Севастопольского Морского кадетского корпуса Сергея Александровича Сергиева (1906 г. р.). Его принесла Алла Юрьевна Серебрякова – руководитель общества «Бизерта» Санкт-Петербурга. После того, как дневник, а это несколько ветхих тетрадей, был переведён на цифровой носитель, его передали за отсутствием прямых наследников автора в музей Севастопольского Высшего Военного Морского Инженерного Училища (СВВМИУ). В следующем году текст будет опубликован на страницах музейной вкладки. А сегодня предлагаем вашему вниманию историю спасения тетрадей, которые уже стали редкими музейными экспонатами.
С Юлией Викторовной мы познакомились осенью 2015 года, хотя живём в соседних домах 10 лет. Можно сказать, что нас познакомила наша собака – шотландский сеттер по кличке Блэйк, и всё дальнейшее произошло именно благодаря моему псу. С тех пор Юлия Викторовна стала иногда гулять с Блэйком во время наших отъездов, а мы всей семьей бывать у неё в гостях.
Юлия Викторовна попала в Калининград в 1969 году после окончания Севастопольского приборостроительного института, я – спустя 16 лет по распределению из Ленинграда. Наши профессии были связаны с морским промыслом, в ту пору очень популярным занятием среди калининградцев, поэтому общих тем для воспоминаний всегда находилось немало.
9 марта 2016 года был днём одного из таких походов в гости к Юлии Викторовне: поздравления с праздником, чай с вареньем с собственной дачи хозяйки, рассматривание крымских фотоальбомов 1960 – 1970-х, — студенткой Юлия Викторовна была очень похожа на героиню из «Кавказской пленницы».
Помню, что я тогда сразу обратил внимание, что рядом с фотоальбомами лежит большой зелёный конверт. Когда альбомы один за другим были просмотрены и отложены в сторону, на столе остался лежать только этот конверт из плотной почтовой бумаги. В какой-то момент Юлия Викторовна заметила, что я смотрю на этот конверт, вдруг замолчала и, тоже взглянув на конверт, спросила, как я отношусь к Севастополю и Крыму. Это было довольно неожиданно и походило на «проверку на лояльность», которую я, видимо, в конечном итоге прошёл, сообщив, что в 1985-м принимал присягу на Севастопольской военной базе, и что ещё тогда мы искренне считали, что отпечатанные на украинском языке туристические буклеты о Севастополе и Крыме были следствием типографской ошибки.
Юлия Викторовна передала мне эту папку «почитать», добавив, что это записи «мальчика-юнги». Так эта папка оказалась у меня.
Тем же вечером я открыл одну тетрадь, на первой странице которой стояла дата «29 октября 1920 г.», и дальше сразу текст: «29 октября 1920 Морской Корпус начал эвакуироваться. Вещи были погружены на баржу и отправлены на «Генерал Алексеев». Я с первой баржей не успел, да и меня не приняли бы…». Вторая тетрадь была украшена нарисованным детской рукой морским якорем с надписью «Морской корпус», внизу имя владельца тетради – «Сергея Сергиева, уч. IY кл.». Стало понятно, что это за «мальчик-юнга» и о чём его записи, – это дневник кадета Севастопольского морского кадетского корпуса (СМКК), начатый в день эвакуации СМКК из Севастополя и русского исхода из Крыма в 1920 году.
Позднее стало понятно, что под «почитать» имелся в виду вопрос о дальнейшей судьбе этих дневников, причём Юлия Викторовна сразу же исключила любые коммерческие операции с этими тетрадями. В первую очередь следовало попытаться найти современных родственников автора дневника. Желающие помочь в поисках родственников кадета СМКК из 1920 года нашлись среди выпускников Севастопольского Высшего Военного Морского Инженерного Училища (СВВМИУ), которое располагалось на территории бывшего СМКК с 1951 по 1991 годы. С помощью бывших военных моряков были отправлены запросы в различные профильные учреждения, в том числе – Морское собрание Франции. Несмотря на искреннее желание многих людей помочь, никаких следов Сергея Сергиева до сегодняшнего дня найти не удалось.
Отсутствие прямых наследников автора дневников сделало возможным передать дневник наследнику СМКК – музею СВВМИУ. 17 декабря в присутствии нескольких сотен выпускников из Голландии дневники были переданы ректору института, расположенного сейчас в Голландии. Так в день 65-летия СВВИМУ один из первых кадетов Голландии вернулся
в Севастопольский морской кадетский корпус, от которого отсчитывают свою историю и выпускники СВВМИУ.
Очень хотелось узнать дальнейшую судьбу Сергея Сергиева, последняя информация о котором заканчивается 1925 годом, когда Сергей поступил на русскую секцию Политехнического института в Париже.
Юлии Викторовне и её мужу эти дневники в конце 1980-х дал почитать знакомый, которому в свою очередь дал их почитать его знакомый. Дальше возможны только предположения. Из нахождения дневников в СССР следует, что Сергей Сергиев вернулся Советский Союз. То, что дневники оказались бесхозными говорит о том, что домой Сергей Александрович не добрался. Откуда берутся «бесхозные белогвардейские дневники» знающим российскую историю 20 века объяснять не нужно. Наиболее вероятно, что Сергиев мог быть репатриирован в СССР из Франции в 1945 – 1947 годах, когда французы избавлялись от русских участников сопротивления. Мне вдруг вспомнилась знакомая, отчим которой был начлага в ГУЛАГе, и что-то про людей из первой волны белой эмиграции, которые перед началом Второй мировой вернулись в СССР, чтобы воевать против фашизма. Помню про многочисленные дневники, которые привезли с собой и писали в лагерях «белогвардейцы». Знакомая, кажется, говорила, что читала некоторые из них, – то есть такие тетрадки просто могли валяться в подвалах и на чердаках бывших сотрудников органов. Возможно, дневники Сергея Сергиева всплыли случайно именно таким образом.
Возможно, есть способ узнать о судьбе автора дневников – попытаться найти следы его родственников в Мелитополе, где Сергей был старшим в семье с 4 детьми. Можно надеяться, что публикация, посвящённая обнаруженным в Калининграде дневникам Сергея Сергиева, поможет найти новые документы и установить его биографию – ещё одну из бесчисленных трагедий России XX века.
Виталий Саранов,
Калининград, 2016 год
Написать комментарий: