Трагический сентябрь 1941-го

543532421 июня 1941 года по приказу народного комиссара ВМФ Н. Г. Кузнецова командующий Краснознамённым Балтийским флотом В. Ф. Трибуц объявил боевую готовность. В 23 часа 37 минут 21 июня флот был готов немедленно отразить нападение противника. Гитлеровцы не смогли застать врасплох защитников города-крепости.

К началу войны Кронштадтская военно-морская база представляла собой крупное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны. Водный район базы простирался на 100 миль к западу от Котлина, до меридиана острова Родшер. Обороняли этот район два дивизиона тральщиков, два дивизиона сторожевых катеров, дивизион сетевых заградителей, а также шхерный отряд кораблей и бригада торпедных катеров. Береговая оборона состояла из трёх укреплённых секторов: Кронштадтского (артиллерия Котлина, островные и береговые форты со стрелковыми подразделениями), Выборгского и Гогландского, расположенного на нескольких островах средней части Финского залива. Противовоздушную оборону базы обеспечивали два зенитных артиллерийских полка и четыре отдельных дивизиона.

В конце августа флоту пришлось оставить Таллин. Гитлеровское командование считало взятие города Ленинграда делом нескольких дней. На Восточном рейде накрытый серией бомб затонул эсминец «Стерегущий». Лёг на дно сторожевой корабль «Вихрь». Немецкие пикировщики сбросили более 300 бомб на линкор «Октябрьская революция», стоящий на якоре у Петергофа.

Враг метил не только в корабли. Он хотел уничтожить весь Кронштадт, в особенности его артиллерию и Морской завод. На территории предприятия упало 16 бомб. Сильно пострадали механический и деревообделочный цехи, шлюпочная мастерская. Погибло более 50 человек, в том числе начальник одного из цехов С. А. Захаров. Превратились в развалины несколько жилых домов. Перестали действовать водопроводная и электрическая станция.

Особенно тяжёлым для Кронштадта и флота стал день 23 сентября. Базу бомбили 272 пикирующих бомбардировщика. На крейсер «Киров» «юнкерсы» сбросили 90 бомб. Две из них пробили палубу с правого борта, на корабле возник пожар. Однако экипаж флагмана КБФ мужественно выдержал шесть «звёздных» налётов противника, продолжая в то же время обстрел дальних целей.

Трагичнее сложилась судьба других кораблей. Сел на грунт лидер «Минск», затонули подводная лодке «М-74», буксир и транспорт. Весь флот, весь Кронштадт болезненно переживали тяжкие раны «Марата». Линкору оторвало носовую часть до 2-й башни. Взрыв колоссальной силы потряс гавань и осветил заревом весь город. Столб пламени и чёрного дыма поднялся высоко в небо. Погибли более 300 человек, в том числе командир корабля, капитан 2-го ранга П. К. Иванов и комиссар С. И. Чернышенко, многие рабочие Морского завода, находившиеся в тот день на линкоре.

Кровопролитные сентябрьские бои доказали немецким стратегам огромное значение морской артиллерии в обороне Ленинграда. Поэтому гитлеровцы решили её уничтожить, в первую очередь корабльную артиллерию. С 14 сентября начались обстрелы каждого крупного корабля из тяжёлых орудий. С 16 сентября пошли атаки авиации.

В «Марат» попали две бомбы и шесть снарядов, линкор ушёл в Кронштадт исправлять повреждения. На следующий день пострадал крейсер «Максим Горький». Эти удачи обрадовали фашистов. Они решили нанести по Кронштадту массированные удары, пустить на дно самые грозные корабли Балтийского флота.

Первый налёт враг совершил 19 сентября. 15 «юнкерсов» сбросили бомбы в Средней гавани, в районе Морского завода и госпиталя. Повреждения были незначительными, зенитчики и истребители быстро отогнали фашистские бомбардировщики. Но этот налёт, по замыслу врага, был только репетицией.

21, 22 и 23 сентября 1941 года немецкая авиация совершила три массированных коварнейших «звёздных» налёта на Кронштадт, на форты и корабли, располагавшиеся у пристаней Кронштадта и вокруг острова Котлин. Перестроившись в боевые порядки для выполнения налёта на корабли, находящиеся в базе, вражеские самолёты в качестве главных целей имели, конечно, линкоры. Несмотря на интенсивный огонь всех зенитных огневых средств кораблей и базы, уже в первой атаке противник достиг двух прямых попаданий в «Марат». Обе бомбы, предположительно весом по 500 кг, разорвались с интервалом в доли секунды – одна попала в нос, а другая в корму от фок-мачты – и вызвали детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. В результате сама башня, «подпрыгнув», упала в образовавшийся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми с оглушительным лязгом и грохотом приподнялась и завалилась на правый борт, рухнув в воду. Туда же улетела носовая дымовая труба вместе с кожухами броневых колосников. Смертью храбрых погибли на своих командных пунктах и боевых постах командир корабля капитан 2 ранга П. К. Иванов, старший помощник капитан 3 ранга В. С. Чуфистов и ещё 324 человека. В командование кораблём вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев. Собственно, в тот момент линейного корабля «Марат», как боевой единицы, уже не существовало.

Командование сделало серьёзные выводы из анализа потерь, понесённых флотом и Кронштадтом. На Котлин срочно перебазировали полк истребителей ПВО и зенитный полк. Это сразу же сказалось на результатах боёв. При очередном налёте воздушные пираты встретили сильный отпор.

С 29 сентября массовые налёты на Кронштадт прекратились. Операция фашистов, в которой в общей сложности участвовало около 400 самолётов, успеха не имела. Бессмертной славой покрыли себя лётчики, зенитчики, команды кораблей, морские пехотинцы.

Редколлегия
Кронштадтского Морского музея

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: