Николай Петрович Чикер Контр-адмирал-инженер
Николай Петрович родился 9 августа 1910 года на станции Сиверская Гатчинского района Ленинградской области в семье фельдшера. Русский. Отец – Пётр Иванович Чикер (1875 – 1954) до 1902 года служил солдатом. С 1902 года безвыездно проживал на станции Сиверская (улица Федоровская, дом 20) до выхода на пенсию по старости. Работал фельдшером на железнодорожной станции, в волостном исполкоме, в совхозе, в детских садах и школе. Мать – Зинаида Васильевна Чикер (урождённая Ананьева) (1889 – 1936). Русская. Домохозяйка.
Годы учёбы
Николай Петрович в 1929 году закончил 9 классов Сиверской школы-колонии, где одновременно изучал токарное и слесарное мастерство. В 1930 – 1931 годах обучался на вечернем Рабфаке при Ленинградском институте путей сообщения (ЛИИПС).
По окончании Рабфака поступил в 1931 году на I курс ЛИИПС. С 1932-го учебного года перевёлся на вечернее отделение Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ). В 1935 году в связи с окончанием теоретического курса вечернего отделения ЛКИ переведён на дневное отделение, зачислен на стипендию. В январе 1936 года успешно защитил диплом с оценкой «отлично» и был выпущен из ЛКИ с присвоением квалификации инженера-кораблестроителя.
Начало трудовой деятельности
Самостоятельную трудовую жизнь начал с 1929 года. В 1929 и 1930 годах работал грузчиком в артели «Север» в Ленинграде. Затем по разнарядке биржи труда был направлен на работу слесарем, а затем токарем в Ленинградский Институт Металлов, где проработал до 1931 года. По окончании Рабфака в 1931 году поступил на работу на судостроительный завод «Судомех» в Ленинграде, где работал до 1933 года заведующим планового бюро корпусного цеха, а в последующем – заведующим столом заказов завода. В 1933 году переведён на судоремонтный завод треста «Ленводпуть» в Ленинграде, где работал до 1934 года начальником ППО. Затем перешёл на Балтийский завод в Ленинграде, где в качестве руководителя корпусной группы бюро нормирования производственного отдела проработал до середины 1935 года.
В ноябре 1931 года женился на Новиковой Надежде Андреевне 1912 года рождения, уроженке Ленинграда. С 1931 по 1934 год она училась в Ленинградском химико-технологическом институте на спецфаке. С рождением сына Юрия в 1934 году бросила учёбу. В различные периоды работала на заводах судостроительной промышленности в Ленинграде. В 1946 году закончила в Москве курсы иностранных языков. В 1949 – 1951 годах работала в ПСБ НИИ ACС ВМФ в Ленинграде – в должности техника. После этого не работала. Сын Николая Петровича – Юрий Николаевич Чикер – закончил ЛКИ. Работал в ЦНИИ им. А. Н. Крылова. Умер в 1975 году.
На службе в ЭПРОНе
Николай Петрович (по окончании ЛКИ) добровольно вступил в марте 1936 года в кадры ВМС с присвоением ему воинского звания командир РККФ категории 7-Т (с 1939 года – военинженер 3 ранга) и был направлен для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОН в должности корабельного инженера – начальника технической части. Во второй половине 1938 года Николай Петрович Чикер проходит службу в этой же должности уже в Балтийской экспедиции ЭПРОН – до сентября 1939 года.
В период службы в ЭПРОНе Чикер успешно руководил выполнением ряда аварийно-спасательных и судоподъёмных работ. Подъём танкера «Советская Армения» в открытом море на траверзе города Махач-Кала в 1937 году; парохода «Пушкин» в открытом море в районе острова Обливной в 1938 году. В обоих случаях Николай Петрович был командиром спасательной группы-руководителем работ и автором проектов подъёма. Там же, на Каспии, под его руководством были выполнены работы по спасению (снятие с камней) ледокола «Молодец» в районе Махач-Калы (1936 год), танкера «Рабочий» в судоходном канале Махач-Калы (зима 1936 – 1937 годов), танкера «Луначарский» (зима 1936 – 1937 годов) и ряд других работ. Во время командировки на Северный Флот (в 1937 году) руководил переводом аварийного английского траулера из Мурманска в Норвегию.
Уникальная операция – подъём транспорта «Челюскинец»
На Балтике Николай Петрович руководил подъёмом крейсера «Олег» (1938 – 1939 годы); снятием с камней разломившегося в результате шторма на две части транспорта «Челюскинец» (с грузом станков и металла общим весом 6132 тонны). Носовая часть транспорта была снята с банки Таллинамадал (Ревельстейн), а кормовая, оставшаяся на плаву и во время дрейфа по штормовому морю выброшенная на камни, была снята с банки Усмадалик (в 5 милях от Таллинамадал). Работы выполнялись в условиях жестокого шторма в открытом море. Для снятия с камней носовой части кроме разгрузки и заделки пробоин требовалось соорудить сборную древесно-металлическую переборку в трюме, способную выдержать удары 9-балльных волн. Николай Петрович был начальником и главным инженером (и автором проекта работ) экспедиции по спасению транспорта. Экспедиция вышла к месту катастрофы на ледоколах «Трувор» и «Октябрь» 27 марта 1939 года.Для разгрузки тяжеловесов и доставки их в Ленинград в помощь экспедиции были даны плавбаза «Трефолев», транспорты «Пинега» и «Луга», пароход «Диксон». Обе части транспорта «Челюскинец» были отбуксированы в Кронштадт, где в доке на Морском заводе и были соединены. Транспорт после восстановления ещё много лет плавал в различных районах Мирового океана. Эта уникальная операция вызвала чувство восхищения не только у советских, но и иностранных специалистов. На Балтике Николай Петрович руководил также спасением подводной лодки М-90 с личным составом (в том же 1939 году).
Служба в АСУ во время войны
В сентябре 1939 года по рекомендации академика А. Н. Крылова (члена научно-технического совета ЭПРОНа) Николай Петрович без вступительных экзаменов был зачислен слушателем Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова, которую успешно закончил в декабре 1941 года. Диплом защитил на «отлично». Будучи слушателем академии, в октябре-ноябре по приказу Наркома ВМС был временно отозван из ВМА и руководил проводкой нескольких подводных лодок на понтонах и в доках по Волге из района Сталинграда до Астраханского рейда на Каспии.
С января 1942 года несколько месяцев Чикер служил в отделе плавсредств и гаваней ВМС в должности старшего корабельного инженера, а затем был переведён в АСУ ВМФ на должность начальника I отделения 2 отдела (аварийно-спасательных и судоподъёмных работ). С марта 1943-го по июль 1948-го Николай Петрович – начальник 2 отдела АСУ ВМФ.
Во время службы в АСУ ВМФ с середины 1942 года до конца Великой Отечественной войны в различные периоды, по заданиям начальника АСУ ВМФ, оказывал помощь АСС Черноморского Флота по аварийно-спасательному обеспечению десантных операций (Геленджик – Новоросийск, Чушка – Керчь, Тамань – Эльтиген), по подъёму затопленных боевых кораблей и судов: эсминца «Бдительный», танкера «Ваньян-Кутюрье» и трофейного 5000 тонного дока. По роду деятельности контролировал организацию аварийно-спасательной службы и судоподъёма в период войны и в первые послевоенные годы на всех флотах и флотилиях. Также занимался обеспечением выполнения судоподъёмных работ на Каспийской Флотилии (подъём нефтеналивного флота на Астраханском рейде), ряда кораблей и судов на Балтике, на реке Кубань, Азовском море. После капитуляции Румынии и Болгарии по приказу Наркома ВМФ организовывал подъём затонувших кораблей и судов немецкого флота в водах этих стран.
В 1942 году при непосредственном участии Николая Петровича ВМФ организовал изготовление новой спасательной и судоподъёмной и водолазной техники на своём заводе в Москве и в ряде других городов. В Управлении АСУ было создано научно-исследовательское подразделение. Организован систематический выпуск «Сборника АСС ВМФ» для обмена опытом ведения аварийно-спасательных и судоподъёмных работ.
Для решении кадровой проблемы в сентябре 1942 года в Москве были организованы краткосрочные курсы по подготовке специалистов аварийно-спасательного и судоподъёмного дела, получившие в подразделениях АСС на флотах наименование «Академия Чикера».На них зачислялись офицеры-инженеры с кораблей и частей флотов, пожелавшие перейти в АСС. За годы войны на курсах были подготовлены десятки отличных специалистов, успешно проявивших себя на боевой и практической работе.
В 1942 году Николай Петрович стал членом КПСС. В 1945 году Воениздатом была издана созданная коллективом АСУ при непосредственном участии и в значительной степени под его руководством «Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъёмному и водолазному делу» в трёх томах. Этот труд почти двадцать лет служил ведущим руководством для флотских спасателей-судоподъёмщиков.
По мере освобождения аннулированных немцами портов и военно-морских баз АСС ВМФ организовало учёт и обследование затонувших кораблей и судов, разрушенных гидротехнических сооружений. Николай Петрович Чикер участвовал в работе комиссий Государственного Комитета обороны по установлению объёмов мероприятий, связанных с восстановлением освобождаемых портов и военно-морских баз. В этот период Николай Петрович, наделённый полномочиями Главкома ВМФ, при непосредственном своём участии и руководстве, организовал работу по созданию новых подразделений АСС на флотах, их материально-техническому обеспечению, определению мест дислокации, укомплектованию кадрами, осуществлял подбору командного и инженерно-технического состава и других специалистов на Балтийском и Черноморском флотах.
Восстановление АСС ВМФ
В июне 1948 года Николай Петрович был назначен заместителем Начальника НИИ АСС ВМФ по научно-исследовательской работе. В этой должности он прослужил до августа 1949 года, а затем (после перерыва на выполнение специального задания в Германии) с января 1950 года по январь 1956 года. На должности заместителя Начальника НИИ АСС ВМФ по НИР Николай Петрович многое сделал для становления Института и превращение его в полноценное научно-исследовательское подразделение ВМФ. Занимался организацией научно-исследовательской работы, планированием и проведением НИР и ОКР, оснащением лабораторий, опытных мастерских, оснащением отрядов кораблей Института в Ленинграде и в Поти, испытательной группы на Ладоге, организацией работы научно-технического Совета Института, редакционно-издательского подразделения, научно-технической библиотеки, укомплектованием Института подготовленными специалистами,организацией взаимодействия и сотрудничества с другими Институтами ВМФ и Министерства обороны СССР, Академии наук СССР, а также с институтами и предприятиями промышленности, научно-техническим Комитетом ВМФ, ПУ ВМФ и Министерствами.
Капитан 1 ранга
К. А. Цыбин
(Продолжение следует)
1 комментарий
Очень горжусь т.к. Николай Петрович является двоюродным братом моей мамы Моисеенко (Чикер)
Марии Филипповны, Филипп Иванович родной брат Петра Ивановича отца Николай Петровича. Хотелось бы что то знать о своих корнях.