Подвиг подводников «К-8»
12 апреля 2015 года исполняется 45 лет со дня гибели атомной подводной лодки «К-8». Это была первая крупная катастрофа в истории отечественного атомного подводного флота…
Третья атомная подводная лодка (АПЛ) Военно-Морского Флота СССР «К-8» была построена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске и вошла в состав Северного Флота 31 декабря 1959 года.
В 1960-1961 годы АПЛ отрабатывала задачи боевой подготовки в море, осваивала ещё мало известные в то время тактические приёмы использования ПЛ этого класса, участвовала в натурных испытаниях отдельных видов вооружения и технических средств, планируемых в дальнейшем к использованию на серийных АПЛ. Из-за недостаточной надёжности парогенераторов ядерной энергетической установки на АПЛ «К-8» произошли две крупные радиационные аварии, в результате которых многие члены экипажа, получив значительные дозы облучения, были или демобилизованы, или отправлены для дальнейшей службы на берег, а также во вновь формируемые экипажи строящихся АПЛ.
После устранения последствий аварий и частичного обновления экипажа подводная лодка продолжала отрабатывать задачи боевой подготовки, участвовала в учениях, интенсивно проводимых в то время командованием флота. Несмотря на трудности, подводники-атомщики в те годы прекрасно осознавали, что на их глазах вершится настоящая революция превращения подводных лодок из ныряющих в действительно подводные корабли. В 1962 году наша первая атомная подводная лодка «К-3» (впоследствии «Ленинский комсомол») впервые всплыла в районе Северного полюса. Были и другие значительные победы, позволившие всему миру признать, что в Советском Союзе создан атомный подводный флот…
После заводского ремонта, связанного с заменой парогенераторов, в 1964-1966 годах подводная лодка «К-8» интенсивно эксплуатируется в море. Начинают сказываться и другие (кроме парогенераторов) технические недостатки, которые, естественно, были на атомоходах первого поколения.
В частности, большие проблемы постоянно возникали с надёжностью электроэнергетической системы корабля. Так, в 1965 году во время проведения торпедных стрельб не сработало реле максимальной защиты в системе управления турбогенератором левого борта, и появился круговой огонь на его коллекторе. Седьмой (электротехнический) отсек вмиг заполнился дымом, дым просочился и на пульт управления ЯЭУ. Была объявлена аварийная тревога, и только благодаря тому, что личный состав быстро включился в изолирующие противогазы, а подводная лодка всплыла в надводное положение, и началась интенсивная вентиляция кормовых отсеков, серьёзных последствий в этот раз избежать удалось. Кто бы мог подумать, что в общем не столь значительный эпизод в практике эксплуатации ПЛ, на самом деле окажется предвестником катастрофы, которая случится с «К-8» в апреле 1970 года.
Автономный поход на боевую службу, начатый 17 февраля 1970 года, для подводной лодки «К-8» оказался роковым. Подводная лодка успешно выполнила все задачи, поставленные ей на боевую службу (проникновение в Средиземное море, слежение за авианосцами ВМС США «Мидуэй» и «Саратога», обеспечение скрытности от надводных кораблей вероятного противника и так далее) и 1 апреля, прикрываясь акустическим шумом большого ракетного корабля (БРК) «Бойкий», форсировала Гибралтар и направилась в родную базу. Однако 6 апреля был получен новый приказ – следовать в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в манёврах «Океан».
8 апреля 1970 года, на 51-е сутки похода, в Бискайском заливе на глубине 120 метров на лодке возник пожар в седьмом (электротехническом) отсеке в районе турбогенератора левого борта (вспомним случай в 1965 году) и почти одновременно – в рубке гидроакустики в третьем (центральном) отсеке. Была объявлена аварийная тревога, и подводная лодка всплыла в надводное положение. По воспоминаниям очевидцев, пожар в седьмом отсеке быстро принял катастрофические размеры, горели патроны регенерации (надо сказать, что всегда запас патронов регенерации размещался в свободные объёмы, одним из которых была ниша за турбогенератором левого борта в седьмом отсеке). Пожар потушить не удалось, поэтому вышла из строя силовая электросеть и сработала аварийная защита ядерных реакторов обоих бортов. Находившиеся по боевой тревоге на пульте управления ЯЭУ капитан 3 ранга В. Хаславский, капитан-лейтенант А. Чудинов, старший лейтенант Г. Чугунов, старший лейтенант Г. Шостаковский, а также в реакторном отсеке спецтрюмный матрос Ю. Печерских обеспечили полной «глушение» ядерных реакторов, предотвратив возможность их теплового взрыва и развития в последующем радиационной катастрофы у берегов Испании, Франции и Великобритании. Эти подводники погибли одними из первых, до конца выполнив свой долг.
Из-за неисправностей в электросети не удалось принять нагрузку на аварийные дизель-генераторы, и подводная лодка полностью лишилась электроэнергии, а, значит, хода, средств связи, возможностей борьбы за живучесть корабля (в первую очередь, пополнения запасов воздуха высокого давления для продувания цистерн главного балласта и пуска насосов для осушения кормовых отсеков, обеспечения вентиляции отсеков корабля).
Большинство отсеков были поражены продуктами горения, и жизнедеятельность в них без изолирующих аппаратов была практически невозможна. Уже к утру 9 апреля выяснилось, что от огня и дыма погибло 30 человек. Тем не менее продолжалась борьба за сохранение жизни подводников и обеспечение живучести подводной лодки. Весь личный состав действовал героически, вплоть до самопожертвования. Вот несколько примеров.
Корабельный врач капитан медицинской службы А. Соловей отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Ю. Ильченко, которому он во время этого похода сделал операцию по удалению аппендицита. Ю. Ильченко был спасён, а врач погиб (кстати, впоследствии Ю. Ильченко будет усыновлён отцом А. Соловья). Командиру восьмого отсека капитан-лейтенанту Г. Симакову удалось спасти девятнадцать подводников, хотя у него было на всех лишь восемь изолирующих аппаратов. Мичман С. Посохин несколько часов в одиночку боролся с пожаром в трюме третьего (центрального) отсека и остался жив.
Из-за отсутствия электропитания не удавалось связаться с Москвой. Положение ПЛ серьёзно усугубил разыгравшийся шторм. Появившееся на горизонте к 14.00 9 апреля судно оказалось канадским сухогрузом «Глоу де ор», который, несмотря на сигнал «SOS» пятью красными ракетами, помощи не оказал и ушёл своим курсом. Только через 30 часов лодку обнаружило болгарское судно «Авиор», через радиостанцию которого и ушло сообщение о произошедшем. Командованием ВМФ были посланы на спасение «К-8» корабли ВМФ и суда Морского Флота.
В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского Флота, но из-за шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава АПЛ (73 человека) была переправлена на судно «Касимов», а на борту «К-8» осталось 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля, в 6.30, в результате потери запаса плавучести
и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4125 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. Погибло 52 члена экипажа…
Командиру подводной лодки «К-8» капитану второго ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых также были удостоены государственных наград. В посёлке Островной (Гремиха), откуда подводная лодка ушла в свой последний поход, установлен памятник с именами всех погибших на «К-8» подводников. На памятнике высечены слова: «Морякам-подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой». Две улицы военного городка названы именами командира Бессонова и капитана Соловья. Увековечен подвиг подводников «К-8» также на памятнике и мемориальных досках с именами героев-подводников в церкви Петра и Павла (Сестрорецк).
Ежегодно 12 апреля в посёлке Островной у обелиска погибшим подводникам АПЛ «К-8» проводятся торжественные траурные мероприятия. В этот же день, в 12.00, в Николо-Богоявленский Морской Собор Санкт-Петербурга, где открыта мемориальная доска в память погибших моряков-подводников «К-8», приходят оставшиеся в живых члены экипажа, бывшие сослуживцы, вдовы и родственники погибших, чтобы помянуть тех, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством.
Капитан 1 ранга в отставке
Борис Константинов,
член первого экипажа
АПЛ «К-8»
Написать комментарий: