От снаряжения Никонова до глубоководных водолазных комплексов XXI века

Профессиональный праздник «День водолаза» в России традиционно отмечается 5 мая. Именно в этот день в 1882 году император Александр III подписал указ о создании в Кронштадте первой российской водолазной школы.

копияВодолазВпрочем, сама профессия водолаза появилась в России гораздо раньше. Первые документальные упоминания о проведении подводных работ относятся ещё к началу 18 века. В 1708 г. по приказу Петра I был сделан перевод с голландского языка трактата под названием «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное». В этом своеобразном учебнике водолазного дела сообщалось о способе, как «послать человека в колоколе, слитом из руды, чтобы привязать товары и их из воды вытаскивать».
В 1718 г. Петр I получил челобитную от подмосковного крестьянина Ефима Никонова, работавшего плотником на судоверфи, о постройке «потаенного судна» (подводной лодки) для нанесения повреждений подводной части корпусов неприятельских кораблей. Из этого подводного судна водолаз должен был выходить в автономном водолазном скафандре. Ефим Никонов так описывал свой скафандр:
«А для ходу в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из юхотных кож по два камзола со штанами, да на голову по обшитому или по обивному деревянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и обить свинцом скважины и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для грузу к спине по пропорции свинец или песок и когда оное исправлено будет, то для действия по проверке и зажиганию кораблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись».
В 1829 году русский механик Гаузен, служивший на флоте в Кронштадте, изобрел водолазное снаряжение, представляющее собой видоизменённый водолазный колокол. Голова водолаза находилась в уменьшенном колоколе с застеклёнными окнами, к которому крепилась широкая металлическая шина, изогнутая дугой. Излишки воздуха, подаваемому с поверхности по гибкому шлангу выходили из-под края шлема, что не позволяло совершать водолазу наклонные движения, из-за опасности проникновения воды внутрь шлема. Водолаз в водонепроницаемой одежде фактически сидел на этой шине. Из военно-морских архивов 19 века известно, что в 1848 г. будущий адмирал П. С. Нахимов использовал труд водолазов для подъёма военного корабля «Струя», затонувшего в районе Новороссийской бухты на глубине более 20 м. Но до 1882 года в России организованного водолазного дела не существовало. В крупных морских и речных портах имелись так называемые «вольные водолазы» — самоучки, усвоившие навыки по водолазным работам от иностранных водолазов, которых периодически приглашали для выполнения подводных работ. Водолазы-самоучки могли спускаться лишь на малые глубины и производить на грунте только самые простые работы.
5 мая 1882 года в Кронштадте была основана первая в России и мире профессиональная водолазная школа. Указ императора Александра III от 23 апреля 1882 года гласил: «Моим указом для приготовления опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ учреждается в Кронштадте Водолазная школа».
Первым начальником школы стал капитан-лейтенант Леонтьев, а врачом — Храбростин. Преподавателями школы были строевые офицеры и врачи флота, хорошо подготовленные по водолазному делу. Благодаря их деятельности к 1887 году русский флот полностью перешел на снабжение отечественными образцами водолазного снаряжения. В ту пору появилось знаменитое «трёхболтовое» водолазное снаряжение, ставшее неофициальным символом профессии. Кронштадтская водолазная школа сразу же стала главным научным центром водолазного дела в стране. В 1889 году кронштадтец мичман Е. В. Колбасьев изобрел водолазную помпу, которая оказалась лучше заграничных образцов, электрический подводный светильник и схему телефонной связи с водолазом под водой. Капитан 2 ранга М. К. Шульц создал подводный миноискатель, а также совместно с изобретателем радио А. С. Поповым разработал телефонную водолазную станцию.
Ученики школы уже в 1894 году отрабатывали практические задачи по поиску затонувших объектов на глубинах до 55 м, а водолаз А. И. Коротовский в этом же году впервые в мире достиг глубины 64 метра.
В начале XX века водолазный специалист броненосца «Император Александр III» лейтенант Арцибашев писал: «Я имел возможность ознакомиться с состоянием водолазного дела на императорских судах. Из этих наблюдений я составил одно общее мнение, что водолазное дело на наших русских судах стоит гораздо правильнее, чем у иностранцев. Предельная глубина, на которую опускаются иностранные водолазы, есть 20-23 м, в редких случаях 27 сажен. Приятно сознавать, что рекорд глубоководных спусков побит все-таки нами, русскими, у которых глубина водолазных спусков уже достигла 30 сажен. Я уверен, что русские водолазы не остановятся на этой глубине».
В 20 веке в развитии водолазного дела в нашей стране большую роль сыграла Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), созданная в декабре 1923 г. для поисков затонувшего английского фрегата «Черный принц». ЭПРОН объединил всё водолазное дело в стране, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазной техники. На базе ЭПРОНа были развернуты исследования и экспериментальные работы в области водолазного дела, совершенствовались и создавались новые образцы водолазной техники. В 1937 году советские водолазы Медведев, Чертан и Спаи впервые покорили глубину 137 м.

В годы Великой Отечественной войны советские водолазы воевали на Балтийском, Черноморском и Северном флотах, восстанавливали мосты и переправы, прокладывали через Ладогу подводную «Дорогу жизни», по которой в блокадный Ленинград поступало жидкое топливо. История знает сотни примеров мужества и героизма военных водолазов, проводивших в условиях обстрела и бомбометания оказание помощи поврежденным кораблям, подъём ценных грузов и продуктов питания.
С началом войны в водолазном деле появилась новая, теперь уже сугубо военная профессия – «водолаз-разведчик». 11 августа 1941 года при разведотделе Балтийского флота была сформирована «Рота особого назначения» (РОН) в составе 146 человек. Командиром роты был назначен профессиональный водолаз лейтенант Иван Васильевич Прохватилов. Особенно эффективными операциями РОН были Ладожский десант, подрыв построенной немцами пристани в Петергофе, уничтожение итальянских катеров флотилии Decima Flottiglia MAS в районе Стрельны, подъём секретных материалов с немецкой подводной лодки U-250, операция на заводе «Пишмаш». Военные водолазы с боями дошли до Берлина, где работали на реке Шпрее, на разминировании фарватеров, наведении переправ и подъёме со дна ценных грузов.
После окончания Великой Отечественной войны советская водолазная научная школа стала одной из ведущих в мире. Наши водолазы первыми в мире шагнули в Каспийском море за глубину свыше 300 метров, в стране появились глубоководные водолазные комплексы – сложные научно-технические сооружения, позволяющие опускаться на глубины свыше 500 метров.
Сегодня архивные документы и экспонаты, посвященные становлению и развитию в России водолазного дела, бережно хранят сотрудники Кронштадтского Морском музея. В экспозиции музея – водолазное снаряжение, от шлема Никонова до современных образцов, ручные помпы, водолазные ножи, боты и многое другое. Самый ценный экспонат нашего музея – водолазный шлем старшины 1 статьи Никиты Мышляевского, героически погибшего в 1944 году в Финском заливе при выполнении боевого задания. Останки водолаза Мышляевского были найдены в 2013 году в ходе подводно-поисковых работ и перезахоронены в Кронштадте при активном содействии Кронштадтского Морского музея.
За два года существования Кронштадтский Морской музей принял более 20 тысяч посетителей и сегодня является одним из главных центров военно-патриотического воспитания Кронштадта.

Андрей КРАСНОБАЕВ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: