Морская династия Рыковых на службе России.
Кронштадт в судьбе моряков Рыковых
Кронштадтская крепость, заложенная Петром I, сыграла выдающуюся роль в истории России. Она на протяжении трёх веков стоит непреодолимым препятствием на пути врагов России. Она обеспечила условия для рождения флота России и, в первую очередь, Балтийского флота. Выпускники Петербургского Морского корпуса, как правило, начинали службу на Балтийском флоте. Так и моряки морской династии Рыковых начинали службу на Балтике. При Петре I Рыковы служили матросами, строителями кораблей, литейными мастерами пушек, а с 19-го века в роду появились офицеры и адмиралы.
(Начало в «КВ» № 46 («КММ» № 11) за 2013)
Павел Иванович Рыков — старший помощник командира
Петербургского порта
Родился в 1839 году. В 1857-м окончил Морской кадетский корпус, произведён в мичманы, служил на кораблях Балтийского флота. С 1859 по 1861 год находился в заграничном плавании на винтовом фрегате «Генерал-адмирал». 30 сентября 1863 года согласно приказу по Морскому ведомству: «переводится Павел Рыков в Сибирскую флотилию вместо лейтенанта Николая Рыкова». За проявленное воинское мужество при охране порученных ему рубежей России Павел Иванович Рыков был удостоен ордена Св. Анны 3 степени с мечами и бантом!
В 1874 году Павел Рыков, вслед за братом Василием, вернулся на Балтику и был откомандирован в распоряжение министра путей сообщения. Павел Иванович за многолетнюю службу получил «Амурскую пенсию». На Дальнем Востоке из Рыковых остаётся служить Сергей Иванович, самый младший брат.
Павел Иванович Рыков служил на Ладожских каналах, которые были открыты 16 июня 1883 года. Ему было объявлено благоволение императора Александра III за порядок на каналах. Затем Павел Иванович назначается старшим помощником директора маяков и лоций Балтийского моря. В чине капитана второго ранга он назначается командиром Ревельского порта. С 1894 года служит в чине генерал-майора по Адмиралтейству и становится старшим помощником командира Санкт-Петербургского порта.
В 1895 году на церемонии, связанной с восшествием на престол Николая II, Павел Иванович простудился (16 мая), заболел в те «беспеннициллиновые времена» воспалением лёгких и скоропостижно скончался, не успев получить ни очередного чина, ни генеральского ордена.
Сергей Иванович Рыков семнадцать лет
служил на Дальнем Востоке
Родился 11 сентября 1841 года. После окончания Морского кадетского корпуса в 1865 году он был произведён в мичманы, служил на кораблях Балтийского флота. С 1869 года в Сибирской флотилии командовал многими кораблями. Только в 1886 году, после семнадцатилетней дальневосточной службы, с одним лишь отпуском в Петербург для женитьбы, старший офицер клипера «Опричник», капитан 2-го ранга Сергей Иванович Рыков, обойдя «кругом света» сокращённым путём через недавно прорытый Суэцкий канал, вместе со всем своим многочисленным семейством вернётся на Балтику. Здесь он примет командование над таможенной шхуной «Страж».
Он был награждён орденами: Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени. Последние годы, как и все его братья, Сергей Иванович жил в Петербурге, где и упокоился 24 мая 1911 года в семейном захоронении на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге рядом с отцом и братьями.
Александр Николаевич Рыков
был награждён одиннадцатью орденами и расстрелян
Сын Николая Ивановича Рыкова родился в 1874 году. Он стал шестым генералом российского флота в роду Смоленских дворян Рыковых (третье поколение моряков). Окончил Морской корпус вместе с
А. В. Колчаком. 15 сентября 1894 года согласно высочайшему приказу № 758 были произведены в мичманы «гардемарины Морского кадетского корпуса: фельдфебель Александр Колчак, унтер-офицер Александр Рыков…». Как в начале служебной карьеры, так и в конце жизни их трагические судьбы оказались схожими!
После производства в мичманы, Рыков был зачислен в 33-й флотский экипаж Черноморского флота. В 1897 году окончил офицерскую стрелковую школу в Ораниенбауме, затем служил артиллерийским офицером на кораблях Черноморского флота: «Дунае» и «Запорожце». Во время службы на броненосце «Двенадцать Апостолов» за блестящее выполнение своих обязанностей получил в награду от Государя золотые часы с Государственным гербом. Осенью 1901 года Александр Николаевич получил назначение на Тихий океан. Служил на эскадренном броненосце «Полтава» старшим артиллерийским офицером. В ночь на 27 января 1904 года, когда японские миноносцы внезапно напали на русскую эскадру, «Полтава» была атакована в числе первых. Так состоялось боевое крещение Александра Николаевича Рыкова.
После боя 28 июля 1904 года с японской эскадрой, после попытки прорвать блокаду Порт-Артура, «Полтава» в числе немногих кораблей смогла вернуться обратно в гавань. «Полтава» вошла в гавань в полной темноте. На судне было много раненых, которых нужно было спускать на сушу для отправки в госпиталь. Александр Николаевич Рыков тоже был ранен, но, превозмогая боль, активно участвовал в спуске на сушу раненых.
Далее был госпиталь. У него оказались проникающая рана колена левой ноги и рана мягких частей правого бедра. Ему была наложена повязка, и Рыков был отправлен во временный морской госпиталь. Но время было упущено, поэтому левую ногу выше колена пришлось ампутировать.
Порт-Артур пал. Накануне сдачи крепости, моряки взрывали и топили то, что ещё оставалось на плаву. «Полтаву» топить не было нужды. От взрыва крюйт-камеры у броненосца разнесло всю корму. Прежде чем покинуть судно, команда прощалась с кораблём. В напряжённой тишине спустили Андреевский флаг.
Офицеры и матросы по очереди подходили, опускались на колено, целовали жёсткую шерсть полотнища. Потом отделили флаг от фала. Разрезали на куски. И каждый унёс с собой в плен частицу Родины. Получил свою долю флага и Рыков. Вместе с владельцем частица флага «Полтавы» перенёсла госпиталь, плен и вернулась в Россию. Эту святыню Александр Николаевич Рыков хранил до конца жизни.
Сначала Александр Николаевич находился в госпитале Порт-Артура. Затем он был переведён в Шанхайский госпиталь. Летом 1905 года пленные стали возвращаться на Родину. Из Шанхая на госпитальном пароходе «Jelinda» он был отправлен в Севастополь, куда прибыл 21 мая 1905 года.
После отпуска Рыкова прикомандировали к Главному морскому штабу. Через год пожаловали чином капитана второго ранга. Затем он был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. В мае 1910 года Александр Николаевич был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени и вскоре произведён в капитаны первого ранга.
Началась Первая мировая война. По состоянию здоровья Александр Николаевич не мог рассчитывать на службу в действующем флоте и полностью отдался работе в Главном морском штабе, где пригодился его боевой опыт. В декабре 1914 года Александр Николаевич Рыков получил чин генерал-майора флота. За верность воинскому долгу был также награждён орденом Св. Владимира с мечами и бантом, а летом 1915 года за отличное проведение мобилизации награждён генеральским орденом Св. Станислава 1-й степени. Ещё никому из Смоленского рода Рыковых не довелось быть награждённым 11 орденами.
С годами у Александра Николаевича Рыкова начали сказываться последствия тяжёлого ранения. Весной 1917 года по состоянию здоровья Рыкову предложили более спокойную должность директора «Инвалидного дома имени Императора Павла», находившегося на Каменноостровском проспекте. Тем временем исторические события в России приближались к трагическому моменту. Император России ещё не отрёкся от престола, и ещё не существовало Временного правительства, а по военной мощи России изнутри был нанесён первый удар. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов 1 марта 1917 года издал приказ № 1. Основа, на которой держалась военная мощь России – дисциплина, была подорвана. Спусковой крючок репрессий по отношению к офицерам и генералам, был спущен. 3 декабря 1917 года бывший унтер-офицер нарком Дыбенко уволил генерала Рыкова со службы.
Осенью 1917 года семью генерала выгнали из генеральской квартиры и переселили в небольшую квартиру на Кронверкском проспекте, в доме 67. Имущество разграбили. Протесты никто не слушал. Источник доходов прервался, и семья голодала. А 24 октября 1918 года Александра Николаевича арестовали.
6 декабря 1918 года он был расстрелян, как «социально-чуждый элемент».
По-разному сложились жизни членов семьи Рыковых. Судьбу Александра Николаевича разделил и его двоюродный брат Михаил Павлович Рыков (1880-1918), утоплен на Севере в барже вместе с другими «золотопогонниками». Покинул Крым с врангелевскими войсками другой двоюродный брат – Георгий (Юрий) Павлович Рыков (1882-1952). В Бизерту вместе с Русской эскадрой ушёл с семьёй его двоюродный брат капитан второго ранга Иван Сергеевич Рыков (1883-1954). В дальнейшем судьба семьи Александра Николаевича Рыкова была трагична. В 1935 году его жену Юлию Сергеевну сослали в Северный Казахстан, где в возрасте 63 лет она и закончила свои дни. И какой-то чеченец, тоже ссыльный, из милости согласился отвезти на своих дровнях прах внучки русского генерала, дочери русского генерала и вдовы русского генерала на далёкое и чужое кладбище. За дровнями шёл только один человек – её дочь, Ксения Александровна.
В 1993 году Военная прокуратура Ленинградского военного округа приняла решение о реабилитации Александра Николаевича Рыкова. К этому времени был принят Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 №1761-1. Но дело Александра Николаевича на этом не завершилось. В 1989 году, а затем в 2007 году на территории Петропавловской крепости в результате археологических работ были обнаружены останки людей, причиной смерти которых, по ряду признаков, был расстрел. Археологам стало ясно, что в самом центре города на Заячьем острове существует намеренно забытое массовое захоронение. После обследования только одного квадратного километра у левого фасада Головкина бастиона были обнаружены семь могильных ям. В них было похоронено 112 человек. Самому молодому из убитых было всего 16 лет, самому старшему – 60 лет. По личным вещам, извлечённым вместе с телами из-под земли, эксперты определили, что большинство жертв – офицеры, юнкера, военные моряки.
В группе из 16 казнённых людей, обнаруженных зимой 2009 года археологами в районе Головкина бастиона, был мужчина без ноги. А согласно спискам расстрелянных, публиковавшимся в ту пору в «Петроградской правде», в декабре 1918 года были казнены пятнадцать мужчин, одним из расстрелянных числился генерал-майор флота Александр Рыков, потерявший ногу во время обороны Порт-Артура. С помощью генетической экспертизы было установлено, что найденные останки принадлежали генерал-майору Александру Николаевичу Рыкову. 11 ноября 2011 года, спустя 93 года, состоялись похороны останков героя Русско-Японской войны в семейном захоронении «Моряки-первопроходцы».
Валентин Константинович ПОЛИКАРПОВ
(Продолжение следует)
1 комментарий
За статьи спасибо. Но хочу внести маленькую поправку. Юлии Сергеевне Рыковой не могло быть в 1935 году 63 года. Она родилась во Владивостоке в семье капитан-лейтенанта Сергея Ивановича Рыкова. В марте 1883 там проводилась первая перепись населения. Юлии на момент переписи было 7 месяцев. Данные взяты с сайта Российского исторического архива Дальнего Востока.