Всплытие длиною в 69 лет

копияводолазы3Останки найденного этим летом водолаза будут захоронены в Кронштадте. Погибшим оказался старший сержант Никита Сергеевич Мышляевский 1913 года рождения, 25 августа 1944 года выполнявший работы по поднятию шумопеленгаторной станции в районе Шепелевского маяка… Погиб во время подрыва килектора ККО-2 торпедой, выпущенной немецкой подводнойлодкой. По словам президента НП «Ассоциация водолазов» Александра Демидова, это первый в новейшей истории случай обнаружения под водой останков советского военного водолаза, погибшего в ходе выполнения боевого задания в годы Великой Отечественной войны.

Из воспоминаний участника Великой Отечественой войны, выпускника ВММА 1944 года, полковника медицинской службы в отставке, врача высшей категории Владимира Ивановича Тюрина. 30 ОПТР, где я был начальником медицинской службы, было поручено поднять неисправную шумопеленгаторную станцию, расположенную в районе Сескарского плёса. Туда должны были направиться водолазный бот «Дельфин» под командованием старшины 1 ст. Склянкина и две водолазные станции старшин Козича и Виноградова. От СНИС было выделено кабельное судно «Килектор», на котором кроме экипажа из двух мичманов и 25 юнг был офицер службы наблюдения и связи. Глубина на месте работы была 25 метров, и поэтому я решил, что буду проводить медицинское обеспечение водолазных спусков. Но главный инженер отряда подполковник М. Г. Королюк решил, что я должен всех готовить к походу на Таллин, а на объект он послал фельдшера А.Д. Трухина. Работа по подъёму шумопеленгаторной станции подходила к концу. Погода была прекрасной, когда неожиданно грянул мощный взрыв, и «Килектор» взлетел на воздух. Катер «Дельфин» тонул медленно, и по его палубе полз к носу старшина водолазной станции Виноградов, который при падении на палубу сломал обе ноги. Фельдшер Трухин, водолаз Дютюков и моторист Шалаев упали в воду и после всплытия с глубины плавали на обломках взорвавшегося судна.

С «Килектора» спаслись только оба мичмана, которые удержались на плаву благодаря катушке от размотавшегося кабеля.
К месту взрыва почти полтора часа никто не подходил. Наконец, один из катеров, находившихся в пределах видимости, подошёл к месту гибели «Килектора» и водолазного бота «Дельфин» и поднял державшихся на поверхности моряков. Всех пятерых спасённых доставили в Ижорский военно-морской госпиталь. Подробно о произошедшем мы узнали, когда вместе с командиром 30 ОПТР А. А. Говоровым приехали в Ижорский госпиталь навестить чудом спасшихся пятерых моряков.
Вот что рассказал нам мой лекарский помощник Александр Дмитриевич Трухин: «Когда водолаз Ника Мышляевский сообщил по телефону, что присоединил гак «Килектора» к остропленной им шумопеленгаторной станции, я дал ему команду перейти на беседку для последующей декомпрессии. Старшина водолазной станции Виноградов передал на «Килектор», что можно поднимать объект. Прозвучала команда — Вира! — и со страшным грохотом заработала мощная лебедка на «Килекторе». Буквально через 2-3 минуты раздался мощный взрыв. Неожиданно под страшный грохот я взлетел вверх. Успел увидеть, что «Килектора» уже нет, и потерял сознание.

Очнулся на глубине, вероятно, от холодной воды, и всплыл. На моё счастье недалеко плавала деревянная дверь, на которую я взобрался. С бота «Дельфин» спаслись водолаз В. Дютюков, который, так же, как и я, упал в воду, и моторист Шалаев, который упал на палубу у борта, сломал ногу и перевалился за борт, где В. Дютюков помог ему схватиться за плавающие деревянные обломки от «Килектора».
Старшина водолазной станции Виноградов упал на палубу и сломал обе ноги. «Дельфин» медленно кормой вниз уходил под воду, а Виноградов молча полз по палубе к носу бота, надеясь, что подойдёт помощь, но никто не подходил, хотя катера вдали виднелись. Никто из членов команды катера и водолазов из кают не вышел, и бот «Дельфин» погрузился на дно.
С «Килектора» взрывом за борт была выброшена катушка из-под кабеля. Держась за неё, плавали два мичмана. Все 25 юнг и представитель СНИС, капитан 2 ранга, погибли. У нас, пятерых подобранных из воды, были, несмотря на лето, явные признаки переохлаждения».

Александр КОРОЛЁВ

Просим откликнуться родственников Н. С. Мышляевского или людей, которые что-либо знают о его семье.

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Виктор Терёшкин | 14.10.2013 в 18:28

Спасибо Александру Королёву за честный материал. Самое страшное, не то, что погибли люди, все они защищали Родину, исполнили свой воинский долг. Страшно вот что: «К месту взрыва почти полтора часа никто не подходил. Наконец, один из катеров, находившихся в пределах видимости, подошёл к месту гибели «Килектора» и водолазного бота «Дельфин» и поднял державшихся на поверхности моряков». Вот это — как объяснить? Быть в пределах видимости и не подойти к месту, где гибнут свои братья? Надо, непременно надо обнародовать название катеров. Страна должна знать своих героев!
С уважением,
Виктор Терёшкин

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: