Мы работали на совесть

Публикуем воспоминания Александра Анисимовича Лезина, ветерана труда, почти 50 лет своей жизни посвятившего работе на Кронштадтсаком Морском заводе.

В качестве делегата был на 26-м, последнем, съезде партии. Люди мне доверяли, и я благодарен

Родился в деревне Елагино Марфинского района Тамбовской области 15 июня 1939 года. Был двенадцатым ребёнком из тринадцати. Своих дедушек и бабушек не знал, мать росла сиротой, а сама воспитала 11 детей, двое из 13 умерли в младенчестве. Самый старший брат мой погиб ещё во время Финской войны.
Помню, как в 1943-м уходил на фронт отец. Снял валенки и поставил в них меня, чтобы я за ним не бежал. Старшие братья тоже ушли на фронт, а старшие сёстры – на ситцевую фабрику в Иваново. Мама осталась с пятью детьми от 14 лет до трёх месяцев. Когда наступила весна 1944 года, началась моя трудовая жизнь. Посадили на калеку-лошадку возить снопы и вязанки дров.
Война закончилась, а братья-сёстры не возвращались. Только в 1948 году семья вновь воссоединилась. Папа же пришёл только в 1949-м. Его призвали в армию в 52 года и как сапожника от бога отправили на сапожную фабрику.
Послевоенные годы вспоминаются как очень голодные. Всё, что мы выращивали, у нас забирали. И дети, и взрослые работали за трудодни. Детства без труда я не помню. В 11 лет наравне со взрослыми косил сено, убирал урожай. Даже учиться начинали не 1 сентября, а 1 ноября, когда заканчивались сельскохозяйственные работы.
После окончания семилетки начал работать в колхозе. Но когда через год открыли десятилетку, поступил в восьмой класс. Днём учился, ночью сторожил коровник.
В 1957 году закончил десятый класс. В тот год наш колхоз «Верный путь» соединили с совхозом «Виктория». Из колхозников мы превратились в рабочих, получили трудовые книжки и стали зарабатывать не трудодни, а деньги.
В 1958-м меня послали в Мичуринск учиться на агронома. Шестого августа отец проводил меня в город, где 18 августа я должен был сдавать экзамены, а 9 августа он умер. Учёба на агронома закончилась, не начавшись. Должны были призвать в армию, но дали отсрочку, потому что на моём иждивении были больная мама и младшая сестрёнка. Снова стал работать в совхозе и всё время винил себя за смерть отца, который не пережил третьего инфаркта. Мне казалось, что если бы я не поехал учиться, а был рядом и не разрешал ему работать, он бы ещё пожил. Мне очень его не хватало.
Хотя меня выбрали депутатом сельского совета, я подал заявление в военкомат и пошёл служить. Призвали на флот. С отличием окончил радиотехническую школу в учебном отряде города Ломоносова и в августе 1960 года прибыл в качестве радиометриста-наблюдателя на эскадренный миноносец «Статный». В 1961 году наш корабль пришёл в Кронштадт ремонтироваться на Кронштадтском Морском ордена Ленина заводе.
Служба на корабле проходила отлично. Был командиром отделения радиометристов-наблюдателей, старшиной команды и секретарём комитета комсомола корабля. За время прохождения службы неоднократно поощрялся командованием. Трижды ездил в отпуск — дважды в качестве поощрения за службу.
Во время ремонта мы работали вместе с рабочими завода, учились у них ремеслу. В один прекрасный день к нам в кубрик вошла девушка-изолировщица. Она красиво и ловко заизолировала трубу – мы познакомились, а 20 апреля 1963 года сыграли свадьбу. Живём вместе уже 50 лет.
Окончил службу главным старшиной, демобилизовался. При увольнении мне присвоили звание младшего лейтенанта запаса, а после переподготовки я дослужился до капитана-лейтенанта запаса.
Начав гражданскую жизнь, приехал на родину и устроился диспетчером по перевозке грузов на дерматиновую фабрику. Быть курьером мне не понравилось, вернулся в Кронштадт, где меня приняли в 14-й цех Морского завода автослесарем, так как у меня имелся диплом механизатора. Но и эта работа была мне не по душе – тянуло к кораблям. И вот 10 июня 1964 года я стал рабочим цеха № 10 – радиомеханик 1-го разряда. Начальником нашего участка РТЦ был Юрий Павлович Филатов, бригадиром — Зиновий Романович Рябоконь. Моими учителями стали Валентин Петрович Ухлин, Игорь Васильевич Кокарев и другие. Я не стеснялся обращаться с вопросами и за помощью – ведь участок был создан совсем недавно, в 1958 году, специалистов не хватало, и многие из нас осваивали новое для себя дело. Мы буквально учились друг у друга. Вскоре я сдал экзамен на 2-й разряд и стал бригадиром и работал вплоть до 2007 года. Закончил свою трудовую деятельность в цеху специалистом 6-го разряда.
Задача нашей бригады состояла в том, чтобы, получив цель от РЛС наблюдения, передать её на стрельбовые системы как в электронном, так и в синхронном виде для управления орудием поражения. Шла большая рационализаторская работа, только у меня одного рацпредложений более двадцати. Морской завод гремел на всю Россию. Но, начиная с 1989 года, стал хиреть. В 1989-1991 годах мы сдали всего два корабля – БПК «Дрозд» и «Зозуля». Так было обидно за державу! Недалёкие люди, борясь за власть, погубили Советский Союз. Началось растаскивание завода. И развал страны.
Во времена Советского Союза мы жили полной жизнью. Работали на совесть. У нас были идея и идеология. Я был членом Коммунистической партии с 1975 по 1991 год, депутатом Ленгорсовета, райсовета. Был делегатом 26, последнего, съезда партии. Люди мне доверяли, и я благодарен им за это.
Награждён двумя орденами Трудовой славы, медалью «Ветеран труда». Неоднократно побеждал в социалистическом соревновании, за что награждался медалью и грамотами. Имею медали «200 лет Министерству обороны», «300 лет российскому флоту», «300-летие Санкт-Петербурга», «140 лет Морскому заводу». Награждён двумя дипломами от ЦК профсоюзов. Имею также грамоты от ЦК профсоюзов, от Министерства обороны, от командования флотом за выполнение боевых задач в море, от райкома коммунистической партии, от исполкома, от командования Морского завода, от профсоюзного комитета завода, от командующих ремонтируемых кораблей – практически со всех мест моей работы. Даже из 422-й школы, где я работал по совместительству.
В 2007 году, когда Морской завод заканчивал своё существование, я уволился по собственному желанию. Мне было обидно, что нас выгоняют оттуда, где прошла вся наша жизнь.
Однако свою трудовую деятельность я не прекратил – стал работать в «Турбокроне», практически «дочке» Морского завода. И сегодня работаю здесь, на газотурбинном предприятии Морского завода. Таким образом, 23 марта 2014 года будет 50 лет моей трудовой деятельности на судоремонтном заводе.

Александр Анисимович Лезин

23 марта 2013 года исполнилось 49 лет трудовой деятельности на Кронштадтском судоремонтном заводе Александра Анисимовича Лезина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: