Ворота в моря и океаны (Обязательно сохраните чугунные ворота на Флотской улице)

Уникальный ансамбль офицерских и служительских флигелей — один из многочисленных памятников военного зодчества  XVIII века, находящихся на территории Кронштадта. Шесть служительских флигелей, по инициативе главного командира Кронштадтского порта адмирала С. К. Грейга, построены в 1785-1788 годах по проекту архитектора М. Н. Ветошникова. Южной стороной они выходят на улицу, называвшуюся тогда Большой Екатерининской, а ныне Советской. С северной стороны ансамбль ограничен Павловской, ныне Флотской, улицей.

В 1805 году флигели были перепланированы архитектором Ч. Камероном. Окончил работы архитектор А. Д. Захаров. При адмирале С. О. Макарове старые казармы надстраиваются и приобретают современный вид. Такими они и сохранились до наших дней.

К каждому флигелю, согласно плану, примыкали строевые плацы и хозяйственные постройки, замыкающиеся со стороны Павловской улицы строгой чугунной оградой, установленной на полуметровой отштукатуренной кирпичной кладке. Ограду украшали массивные ворота художественной отливки, созданные архитектором Виндельбантом. В 20 веке, когдя уничтожили часть Летнего сада при строительстве бассейна, ворота были перенесены на Флотскую.

За оградой можно было увидеть памятники — бюсты И. Д. Сладкова, А. Г. Железнякова, А. С. Попова. Все они — работы скульптора В. С. Чеботарёва, установлены в 1941 году. В 1975 году на этой же территории был воздвигнут памятник морякам — участникам Петергофского десанта, который теперь, к счастью, перенесен на Ленинградскую пристань.

В каком состоянии оставшиеся бюсты? Что касается ограды, то к первому десятилетию XXI века обнаружилось, что некоторые ее участки бесследно исчезли. Оставшиеся чугунные ворота вызывают тревогу. Как они переживут реконструкцию флигелей, которая была начата два года назад, и что с ними будет потом?

Вспомнилось, что в августе 2010 года «Кронштадтский вестник» со ссылкой на отдел морской инженерной службы ЛенВМБ сообщал: «Реконструкция, которая идет сейчас, касается только внутренних помещений. Все внешние элементы: фасад, стена, ограждения, в том числе и массивные чугунные ворота с якорями, — будут сохранены в прежнем виде. Но прежний вид им сначала нужно вернуть…»

Беда в том, что ворота, на то время бывшие в удовлетворительном состоянии, на сегодняшний момент пребывают в катастрофическом виде. Это следствие безответственного отношения строителей, которые, возможно, не знают о ценности реконструируемого памятника и целостности его архитектурного ансамбля. Кто спросит с них за сохранность исторических ворот?

А ведь через них сотни тысяч моряков, молодых специалистов, подготовленных для нужд флота, выходили в моря и океаны защищать нашу Родину.

Пока есть время, уже сегодня необходимо проработать проект памятника «Ворота в моря и океаны». Существующие ворота — уже готовый памятник воспитанникам почти трех веков российского флота. Остается сделать ограждение, например, как у памятника Пахтусову, и поребрик из гранита у основания ворот. Рядом, на углу здания № 6 по Флотской улице, установить мемориальную доску.

Убедительная просьба к представителям военного ведомства, по воле случая оказавшимся хозяевами памятника, военного возведенного в XVIII веке, — восстановите ограду между служительскими флигелями, окажите посильное содействие в создании памятника «Ворота в моря и океаны», который в будущем, я уверен, город возьмет под свою охрану. Давайте вместе сделаем всё, чтобы туристы воочию убедились, что Кронштадт — город воинской славы и одновременно музей под открытым небом.

Если промедлим, то потом будет поздно.

Д. Герман

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: