«Глядите на нас и учитесь, народы»
Март – первый месяц весны… Март – один из самых трагических месяцев в истории России…
Март – месяц страшных событий в Кронштадте… Давайте вспомним их, роковые мартовские события…
Конец февраля – начало марта 1917 года (по юлианскому календарю) – митинги, демонстрации, стачки на промышленных предприятиях, недовольство и брожение среди многотысячного столичного гарнизона, присоединившегося к вышедшим на улицы революционным массам. 27 февраля (12 марта) 1917 года всеобщая забастовка перерастает в вооружённое восстание; войска, перешедшие на сторону восставших, занимают важнейшие пункты города, правительственные здания…
2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года Государя Николая Александровича вынуждают отречься от престола.
Именно в марте – отречение Императора Николая II, прекращение правления династии Романовых, формирование первого Временного правительства (под председательством князя Георгия Львова), соединившего законодательную и исполнительную власть, заменившего Царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинившего себе высшие учреждения (Сенат и Синод).
В своей Декларации Временное правительство объявило амнистию политическим заключённым, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.
Практически одновременно сформирован параллельный орган власти – Петроградский Совет – двоевластие. 1 (14) марта 1917 года новая власть была установлена в Москве, в течение марта — по всей стране. Таким образом именно в марте 1917 года в России были вызваны к жизни силы, с которыми она не смогла справиться.
«Тяжёлое время
всеобщей разрухи,
Как туча, нависло в стране;
И образ ужасный
кровавой старухи
Повсюду мерещится мне», – писал Сергей Бехтеев в 1917-м.
Власть – в руках Временного правительства. Сколько «умных» голов – не то, что при «ненавистном» самодержавии! А какие «мудрые» законы эти головы напридумывали! Вот, например, один из них – о наделении неимоверной властью матросских и солдатских комитетов. От последствий первых шагов новоиспечённого правительства страна вздрогнула уже в марте 1917-го. «Буря народного гнева», умело направляемая через матросские комитеты большевиками, уничтожила ключевые фигуры русских военно-морских сил.
Первой жертвой этой ненасытной злобы в Кронштадте 1 марта 1917 года пал адмирал Р. Н. Вирен. На следующий день, рано утром, был арестован и начальник штаба порта контр-адмирал А. Г. Бутаков. На двукратное предложение матросов признать новую власть адмирал, не задумываясь ни на одно мгновение, ответил: «Я присягал Государю, и ему никогда не изменю, не то что вы, негодяи!» Его расстреляли у памятника адмиралу Макарову. Зверски был убит командир 1 Балтийского флотского экипажа генерал-майор Н. В. Стронский. Командир учебного корабля «Император Александр II» капитан 1 ранга Н. И. Повалишин был убит на льду, когда он, видя, что ему неизбежно грозит смерть, хотел скрыться от преследователей. Его заметили и тут же расстреляли. Старшего лейтенанта Н. Н. Ивкова, плававшего на учебном судне «Африка», команда живым спустила под лёд. В числе убитых были капитаны 1 ранга К. И. Степанов и Г. П. Пекарский; капитаны 2 ранга А. М. Басов и В. И. Сохачевский; старшие лейтенанты В. В. Будкевич, В. К. Баллас и мичман Б. Д. Висковатов. Погибли фицеры по Адмиралтейству, подпоручики и прапорщики. Кроме того, было убито много кондукторов и сверхсрочнослужащих. Офицеры на кораблях (оставшиеся в живых) находились под арестом, у них было отобрано оружие и сорваны погоны. Жившие на берегу были заключены на гауптвахту, среди них – вице-адмиралы А. Д. Сапсай, А. П. Курош и контр-адмирал Н. Г. Рейн. Всех офицеров непрерывно допрашивали, предъявляя им самые нелепые обвинения. Часть из них была расстреляна на площади перед гауптвахтой. Когда вызвали адмирала Рейна, старого Георгиевского кавалера, он спокойно простился со всеми и сказал, что идёт на смерть. Через несколько минут его расстреляли.
В Гельсингфорсе озверевшие матросы расправились с А. И. Непе́ниным, вице-адмиралом, последним командующим Императорским Балтийским флотом, Георгиевским кавалером, основателем военно-морской службы разведки и связи.
В общей сложности с 1 по 4 марта 1917 года было убито и доведено до самоубийства на Балтийском флоте 95 офицеров, адмиралов, генералов флота, более 20 кондукторов; более 600 человек отсидели в тюрьмах до 1918 года, а затем были расстреляны или утоплены в баржах в Финском заливе как заложники во время «красного террора».
Первый расстрельный приговор (при официальной отмене в стране смертной казни) был вынесен начальнику морских сил Балтийского моря капитану 2 ранга А. М. Щастному лично Троцким за спасение Балтийского флота во время Ледового похода в марте-мае 1918 года из портов Финляндии в Кронштадт. 211 кораблей ушли из-под носа немцев, став впоследствии основой Краснознамённого Балтийского флота.
А потом был трагический март 1921 года. Кронштадтский мятеж…
1 марта 1921 года на Якорной площади Кронштадта состоялся 15-тысячный митинг под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!». 1 марта 1921 года в крепости был создан «Временный революционный комитет» (ВРК) во главе с матросом С. М. Петриченко. 7-18 марта – штурм восставшей крепости.
Штурмующие потеряли 527 человек убитыми и 3285 ранеными. При штурме были убиты более 1 000 мятежников, свыше 2 тыс. было «ранено и захвачено в плен с оружием в руках», более 2 тыс. – сдались в плен и около 8 тысяч – ушли в Финляндию. После 18 марта началась жестокая расправа не только над теми, кто держал в руках оружие, но и над населением Кронштадта, поскольку все жители мятежного города считались виновными. К высшей мере наказания были приговорены 2103 человека и к различным срокам наказания 6459 человек. А с весны 1922 года началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова.
«Глядите на нас и учитесь,
народы:
Мы яркий пример
воплощённой свободы,
Мы воли гримаса,
изнанка любви,
Мы храм Вельзевула
на русской крови»,–
писал Бехтеев в 1921 году.
Март может напомнить нам и о позорном Брестском мире, заключённом 3 марта 1918 года. Кстати, карта пангерманистов 1911 года полностью совпадает с нынешней картой расширения НАТО на Восток ( и тогда, и сейчас важная роль в этих планах отведена Украине).
В марте появился Международный женский день. Это сейчас он видоизменился и принял вполне человеческое содержание и форму. А когда-то…
Кроме вдохновительниц праздника 8 марта Клары Цеткин и Розы Люксембург, стоит вспомнить, наверное, и тех феминисток, что вышли «на свободу» из семейного «рабства» и стали равными с мужчинами во всём. В том числе — и в кровожадности. Таких, например, «фурий красного террора» (по словам Солженицына) как Роза Землячка в Крыму, «товарищ Роза» в Киеве, Ревекка Мейзель в Архангельске, Надежда Островская в Севастополе, Евгения Бош в Пензе.
В завершение хочется призвать всех быть внимательнее к урокам истории. Бисмарк в своё время предостерегал от пренебрежения к учителям. «Войны выигрывают школьные учителя и приходские священники», – утверждал железный канцлер.
И может быть, когда-нибудь уроки истории приведут нас к тому, что мы созреем для праведного решения и уберём наконец-то с улиц нашего города имена людей, ввергших Россию в братоубийственную резню. Месяц март – повод задуматься об этом снова и снова…
Марина ВОСКАНЬЯН
Написать комментарий: