МОРСКОЙ ЗАВОД: история длиною в 155 лет

«С 1723 года Котлин представлял собой удобную гавань; собственно же порт со всеми мастерскими находился в Петербурге, куда отводили на камелях корабли в случае важных исправлений». Решение о постройке Пароходного завода в Кронштадте было принято только в начале 40-х годов XIX века. Мысль о создании такого предприятия принадлежала начальнику Главного морского штаба адмиралу Меншикову. Прежде, чем приступить к его строительству, в 1844 году для ознакомления с устройством подобных предприятий в Англию и Францию был отправлен контр-адмирал Путятин. Затем в Англию для снятия планов судовых мастерских и вспомогательных помещений направили корабельных инженеров Соколова и Евдокимова. Побывавшие в Англии и Голландии в январе 1846 года инженер В. П. Лебедев и архитектор А. С. Кудинов и стали авторами проекта кронштадтского Пароходного завода. К созданию завода были привлечены совсем молодые силы: инженеры подполковники Модрак и Швабе, инженер- механик штабс-капитан Соколов, коллежский асессор Путилов, инженер-механик прапорщик Федоров и подпоручик Юрьев. Главным строителем был назначен В. П. Лебедев, его помощником — инженер Биллио. После смерти В. П. Лебедева в конце 1848 года главным строителем стал инженер А. В. Модрак.
Первоначально завод предполагалось строить в Средней гавани. Церемония закладки завода состоялась 11 февраля 1847 года. Потом нашли это место неудобным, и строительство перенесли в Лесную гавань, в район шлюпочных сараев. Предстояло отвоевать у моря довольно значительный участок. К концу следующего года были забиты «…сваи под стены набережной кругом завода, вынута и погружена в перемычку глина, устроены водоотливные машины, отлита вода из пространства, окруженного перемычкой, вырыта земля между сваями, которою были заполнены места, не занятые фундаментами. <…> возведены плитные фундаменты и сведена часть оборотных арок…» Многие работы выполнили адмиралтейские Ижорские заводы. Гранит привозили из Финляндии. Кирпич и известь готовили на месте. Строительство велось при ограниченом количестве не всегда во время поступающих отпускаемых правительством средств, иногда приостанавливалось.

В эти же годы (1853-56) шла Крымская война, показавшая необходимость перехода от парусного флота к паровому. В 1852-54 годах началось строительство канонерских лодок для Балтийского флота. Перед строящимся заводом была поставлена задача их ремонта, а это требовало возведения специальных мастерских и эллингов. Так сама жизнь изменила профиль завода. Если, приступая к строительству, на нём предполагали строить суда, то к моменту открытия он уже стал ремонтным предприятием.Наиболее видным деятелем по созданию нового предприятия являлся инженер-механик А. И. Соколов, который и оставался долгое время его начальником. Открытие завода состоялось 3 марта 1858 года, но и после открытия его достройка и установка оборудования продолжались.
С Кронштадтским заводом связана судьба одного из ярких российских предпринимателей Николая Ивановича Путилова. Будучи чиновником по особым поручениям кораблестроительного департамента Морского Министерства, он был удостоен чести зажечь первый огонь в печах и пустить в ход первый станок этого предприятия.
«Первыми работами по открытии Пароходного завода были: выделка 1/4 чугунных кильблоков для южного дока имени Петра I. На кораблях «Синоп», «Цесаревич» и фрегате «Олег» устанавливались 800-сильные машины». Много работ было выполнено для возрождения Черноморского флота по окончании Крымской войны. Здесь были построены шесть винтовых корветов: «Удав», «Рысь», «Зубр», «Волк», «Вепрь» и «Буйвол». Большая заслуга в этом принадлежала Николаю Ивановичу Путилову.
Высокое техническое мастерство руководителей и рабочих позволяло не только производить ремонт корабельной техники любой сложности, но и заниматься изготовлением новых машин, котлов, холодильников, камбузов и многого другого. Завод, регулярно участвуя в различных выставках, как в России, так и за рубежом, получал много наград за свои изделия, которые отличались тщательностью изготовления и особой прочностью. Так на Всемирной выставке 1862 года в Лондоне ему были вручены медали:
1. за пушечный лафет по чертежу полковника Постича;
2. за блоки и чугунные юферсы — ему же;
3. за чертежи военных кораблей — модельной мастерской;
4. за пелькомпас с осветительным прибором и лот — мастерской мореходных инструментов.
Отмечен почётным отзывом опреснительный снаряд. На Московской политехнической выставке 1872 года заводу была присуждена Большая золотая медаль за изготовление водоопреснительного аппарата судового самовара и камбуза.

Изделия шлюпочной мастерской составляли предмет особой гордости наших моряков в заграничных плаваниях. На выставках в Петербурге, Москве, Вене паровые катера, построенные и оснащённые машинами в Кронштадте, могли поспорить с лучшими иностранными образцами. В 1883 году (в канун 25-летия завода) отмечалось, что за эти годы от причалов предприятия ушло шесть катеров для императора, несколько паровых катеров для наследника, генерал-адмирала и великого князя, для короля эллинов, для датского короля и черногорского князя.
Все они отличались совершенством, красотой и прочностью своей постройки и превосходной отделкой. Этому мастерская была обязана двум адмиралам: И. И. фон Шанцу и главному командиру порта Ф. М. Новосильскому.
Отмечалась работа и котельной мастерской. За один только тот юбилейный год ею были изготовлены котлы на яхту императора «Царевна», для катеров императора, великого князя, главного командира порта, основной и вспомогательный котлы для корвета «Витязь», многое другое.
Хорошо зарекомендовали себя слесарная и сборочная мастерские, чертежная завода.
Производство расширялось. Один за другим стали строиться доки. К доку имени Петра Великого, вступившему в строй в 1752 году, в 1844 году добавился Николаевский (ныне «Имени товарища Сургина»). В 1861-76 годах был построен Константиновский («Памяти трех эсминцев»), а в 1892-96 годах — Александровский («Имени Митрофанова») док. Последним вступил в строй в 1911-13 годах один из крупнейших доков в мире док имени Цесаревича Алексея Николаевича («Имени товарища Велещинского»). В него и сегодня могут вставать самые крупные современные корабли.
В начале 90-х годов основную массу завода уже составляли кадровые рабочие.
Во время русско-японской войны 1904-05 годов на его долю выпала огромная работа по подготовке к отправке первой и второй эскадр на Дальний Восток. Пятьсот его тружеников на Дальний Восток взял с собой адмирал С. О. Макаров, заявивший, что он везёт с собой золотой фонд. К 1908 году (в канун 50-летия предприятия) число работающих составило 1 416 человек. В мастерских было 126 учеников. Начался перевод оборудования с паровой на электрическую тягу.
Весной 1910 года в Морском собрании капитан 1 ранга К. К. Нехаев прочёл лекцию о настоящем и будущем Кронштадтского порта. Он указал на то, что при своём создании порт вполне удовлетворял потребностям существовавшего тогда деревянного парусного флота, но по мере развития флота устаревало не только оборудование мастерских, не удовлетворяло уже их расположение — огромная территория при отсутствии единого подчинения. Для хранения имущества у доков имени Петра Великого и Пароходного завода существовали два адмиралтейства. Адмиралтейство у доков имени Петра Великого носило название «Доковое» (с 1913 года — «Адмиралтейство Императора Петра I»), а у Пароходного завода и гавани — «Новое адмиралтейство». К Новому адмиралтейству относились: малярная, столярная, две шлюпочные, две такелажные мастерские, пильный завод и парилка леса, а также мастерские, расположенные в старых зданиях шлюпочных сараев и вновь построенных мастерских в юго-восточной и южной частях Лесной гавани. Реорганизация, указывал лектор, должна привести «к совместному производству работ, чего ныне нет, уничтожатся маленькие мастерские, не будет передач из одного порта в другой для ремонта различных вещей, исчезнет переписка многих документов и сократится срок выполнения работ и их удешевление…». Однако этого до революции сделать не успели.
Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны привели завод в упадок.
Весной-летом 1922 года произошла реорганизация предприятия. Завод, наконец, объединил 17 мастерских, доки, эллинг. В это время на нем работало 980 человек. К 1929 году, являясь единственным на Балтике судоремонтным предприятием страны, он выполнял работы по peмонту всех типов боевых и вспомогательных судов. В тот год он стал называться «Морским». Однако сам завод уже давно не подвергался реконструкции, а его оборудование было устаревшим и сильно изношенным. На 1933-35 годы был принят план переоборудования предприятия, но выделяемых в 1933-34 годах средств на это было явно недостаточно. Только с 1935 года цеха стали пополняться новым оборудованием, стал производиться ремонт и самих цехов.

Перед войной, когда вновь строившиеся суда стали оснащаться самой передовой техникой, потребовалось повышение квалификации как рабочих, так и инженерно-технического персонала. Всем пришлось учиться.
С первых дней Великой Отечественной войны люди стали рваться в бой. 10 июля 1941 года состоялись проводы первого отряда добровольцев народного ополчения (186 человек). Через четыре дня провожали второй отряд (105 человек). С 14 сентября, начались обстрелы острова, а затем и налёты авиации. Самые значительные из них пришлись на 21-27 сентября 1941 года. От них завод сильно пострадал, но работы не прекращались. Предприятие не только продолжало ремонтировать корабли, но и изготавливало оружие для фронта (здесь делали мины, миномёты и другое вооружение).
В условиях блокады хлебный паёк рабочего составлял 250 граммов, служащие получали вдвое меньше. Прекратилось поступление с материка топлива и электроэнергии. Перестал действовать водопровод. К тому же на редкость холодной оказалась зима 1941/42 годов. На почве истощения резко упала производительность труда, увеличились заболеваемость и смертность. Положение осложнялось интенсивными непрекращающимися обстрелами. Это заставило целое и ремонтно-пригодное оборудование рассредоточить по всему городу в менее обстреливаемых районах острова. Но главное дело завода — ремонт кораблей — не прекращался.
За годы войны в ряды армии было призвано 367 человек, 395 ушло в народное ополчение, 620 эвакуировано. Много людей погибло от бомбёжек, голода, холода и болезней.
Начиная с 1944 года, после снятия блокады, завод приступил к восстановлению и капитальному ремонту своих зданий и сооружений. И в дальнейшем, на протяжении многих лет велась модернизация и обновление оборудования, строились современные корпуса цехов. Это позволяло ремонтировать самые современные корабли и суда всех классов. Ни один крупный корабль, построенный на верфях Ленинграда, не миновал достроечных работ на этом предприятии.
Здесь готовили к полярным испытаниям первый в мире атомный ледокол «Ленин», многие научно-исследовательские суда. Заводу поручались ответственные правительственные задания по переоборудованию судов для работы с космическими объектами. Среди них «Космонавт Комаров», «Юрий Гагарин». Для научно-исследовательских работ Академии наук и Министерства обороны на нём произведена постройка первых отечественных глубоководных аппаратов. Получили второе рождение самые крупные в мире парусники «Крузенштерн» и «Седов», велись достроечные работы на флагмане современного российского флота тяжелом атомном ракетном крейсере «Пётр Великий». Переходный период к новым экономическим отношениям не мог не сказаться на деятельности завода. Являясь военным предприятием, в основном, он выполнял военные заказы. В связи с новой военной доктриной у него не стало заказов. Из-за невыплат зарплат стали уходить специалисты. Дело доходило до забастовок. Только с появлением заказов в 1999 году начала оживляться и его деятельность. Одно время на заводе обучали навыкам военно-морского дела и управлению морской техникой специалистов из Алжира, Вьетнама, Индии, Ирана, Ирака, Китая, Кубы, Ливии и Сирии…

Александр СОКОЛОВ
Из книги «Кронштадт.
История длиной в 300 лет», основанной
на материалах газеты
«Кронштадтский вестник»

Созданное в начале эры индустриализации России ведущее промышленное предприятие Кронштадта всегда с честью выполняло задачи по ремонту кораблей и судов отечественного флота.

Символ Кронштадта

Здесь ремонтировались первые российские броненосные суда, апробировались новейшие технологии, проводились смелые научно-технические эксперименты. Завод был центром новаторской мысли и квалифицированных кадров. Здесь работали известные русские кораблестроители П. А. Титов,
В. И. Афанасьев. Именно здесь разрабатывались уникальные постановщики мин и минных защитников, совершенствовались конструкции противоминных тралов, создавались уникальные технологии быстрого ремонта и введения в строй военных кораблей и судов.
К началу второй мировой войны Краснознамённый Балтфлот представлял собою мощную силу. Вместе с моряками труженики Морского завода осваивали новую боевую технику и широко внедряли её в жизнь обновлённого Военно-морского флота. Нерушимой стеной, огневым щитом Ленинграда стал Кронштадт в Великой Отечественной. Заводчане, вместе с другими кронштадтцами и защитниками города, насмерть стояли у его стен. Величайшие испытания выпали на их долю в дни блокады, но ничто не могло сломить силу духа. Деятельность Морского завода в войну не прекращалась ни на минуту. Ремонтировались катера, подлодки и корабли с их боевой техникой, изготовлялось оружие, необходимое фронту. 31 мая 1944 года Кронштадтский Морской завод был отмечен высокой государственной наградой — Орденом Ленина. Тысячи тружеников были награждены о рденами и медалями за честный труд на благо Родины. Завод был гордостью нашего Флота и Кронштадта.
Послевоенные годы — время расцвета флотского предприятия, когда с ним была связана практически каждая кронштадтская семья. В его цехах осуществлена полная реконструкция, установлены новые станки и оборудование. Каждое судно, спущенное со стапелей судостроительных заводов, обязательно проходило через золотые руки морзаводовцев, мастерство которых славилось от арктических до южных морей и от Балтики до Тихого океана…
Не забудем мы и те чёрные годы, когда завод бросили в пучину кризиса. Сотни квалифицированных специалистов были уволены без зарплаты и пособий. Стараниями Президента и Правительства России, Губернатора Петербурга удалось фактически возродить уникальное флотское предприятие, найти ему нишу в судоремонте. Не все проблемы решены, но уже можно сказать: завод встал на «ровный киль». Портфель заказов весит больше миллиарда рублей. Всё больше и больше кронштадтцев отмечают: завод — один из символов Кронштадта — продолжит свою работу на благо флота и страны.
В юбилей уникального предприятия, 4 марта, в Кронштадте, во Дворце молодежи, состоялось торжественное собрание заводчан и ветеранов. Их поздравили руководство Кронштадта, командование ВМ Ф и ЛенВМ Б, гости коллектива, самодеятельные и профессиональные артисты.

Николай КОМАРОВ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: