Адаптация ребёнка в новой семье

Уважаемые кронштадтцы! Если рядом с вами проживают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, оставшиеся без попечения родителей или подвергающиеся жестокому отношению со стороны родителей, просим сообщить о них в отдел опеки и попечительства города Кронштадта. Мы ждём вашу информацию о детях, которым нужна наша с вами помощь. Звоните! Приходите! Пишите! Наш адрес: Кронштадт, ул. Зосимова, д. 11, Местная Администрация, каб. №№ 1, 2, тел. 311-25-41 – специалисты отдела опеки и попечительства.

75Дорогие читатели, в этом номере мы продолжаем разговор о процедуре приёма ребёнка в семью и подробнее остановимся на такой важной и болезненной теме, как адаптация приёмного ребёнка. Первая встреча позади. Вы забрали ребёнка к себе домой. Что дальше?

Психологи и социологи определяют социальную адаптацию как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Следовательно, процесс адаптации всегда инициирован столкновением со средой и поиском путей комфортного существования в ней.
Конечно, очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно безболезненнее. Это зависит от нескольких факторов: времени, которое ребёнок провёл в доме ребёнка или детском доме; возраста, в котором он попал в семью; его навыков, привычек, опыта взаимодействия с окружающими. И конечно же, от того, как себя поведут родители, как они будут реагировать, смогут ли помочь ребёнку как можно безболезненнее пережить адаптацию, понимая, что это временное и естественное явление. Самые главные принципы поведения родителей в это время – понимание, терпение, выдержка и вера в то, что всё будет хорошо.
Ребёнку предстоит привыкнуть к родителям, жизненному укладу и обстановке. А семье, в свою очередь, – привыкнуть к ребёнку. Детские психологи утверждают, что даже младенцы, которым всего несколько месяцев, могут испытывать трудности с адаптацией. В то время как старшие дети, как правило, реагируют на перемены поведением, младенцы отзываются на них соматически: обычно возникают проблемы со сном и питанием. Малыш с трудом засыпает, мало и нерегулярно спит, может плакать сутки напролёт без видимой причины, у него возникает общая раздражительность. Родителям следует понять, не вызвано ли это медицинскими причинами, но если врач их не обнаружит, это означает, что таким образом малыш реагирует на перемены. Следует всячески поддерживать малыша: чаще брать его на руки, укачивать его, гладить и целовать.
Несмотря на различия в поведении детей, можно отметить некоторые общие закономерности. Условно путь к доверию и любви можно разделить на следующие этапы.

Этап первый

Родителям хочется обогреть ребёнка, отдать ему всю свою любовь, а ребёнок испытывает радость от своего нового положения. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Многие дети сразу же начинают называть взрослых «мамой» и «папой». Но это совсем не означает, что они уже полюбили: они только хотят полюбить. Некоторые дети могут испытывать и радость, и тревогу одновременно, находиться в возбужденно-лихорадочном состоянии.
Чтобы ребёнку было легче, постарайтесь учесть несколько рекомендаций. Не приглашайте никого в гости, не меняйте тот распорядок дня, к которому привык ребёнок, не покупайте ему много игрушек и ворох одежды, не ходите с ребёнком в те места, где многолюдно, не начинайте сразу же внедрять какие-либо образовательные или развивающие методики. И ещё: если ребёнок плачет, не оставляйте его одного в комнате, особенно ночью.
Очень важно, чтобы в первые дни родители помогли своему ребёнку сделать окружающий мир как можно более понятным. Ведь он не сталкивался со многими вещами и ситуациями и поэтому их не понимает. Лучше всего это сделать, играя вместе. Например, отправьтесь в путешествие по квартире, так ребёнок лучше сможет запомнить незнакомые ему предметы, понять их назначение и научиться ими пользоваться. Таким же образом можно рассказать и показать, как вести себя в магазине, пользоваться подземным переходом и автобусом.
Это же относится и к навыкам. Большинство детей умеют гораздо больше, чем их домашние сверстники. Правда, это касается навыков самообслуживания – например, застелить постель, одеться без помощи взрослых. С другой стороны, они могут не знать самых элементарных вещей: как зажечь газовую плиту, разговаривать по телефону или пользоваться деньгами.
Минимален у таких детей и опыт социального общения: он ограничен стенами детского учреждения. Ребёнку важно знать, какие порядки в том месте, куда он попал. Поэтому подробно расскажите ему о других членах вашей семьи, покажите ребёнку его комнату, его кровать, шкаф, куда он может сложить личные вещи. Сперва он может растеряться на новом месте. Поэтому постарайтесь обсуждать и планировать совместные дела. Если у него что-то не получается, поддерживайте его: «мы справимся», «это трудно только поначалу, потом всё будет легко».
Отмечайте и хвалите малыша за малейшие достижения. Многие дети поначалу отказываются пользоваться ванной – они просто к ней не привыкли. Попробуйте предложить вместе помыть любимую игрушку, которая испачкалась. Постепенно новый член вашей семьи поймёт, какое это удовольствие – душистое мыло, пузырьки пены, мягкое полотенце.

Этап второй

Но вот первые впечатления схлынули, установился определённый порядок, начинается кропотливый и длительный процесс привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Привыкнув к новым условиям, ребёнок начинает искать свою линию поведения, пробует себя вести иначе, присматривается, что нравится, а что не нравится окружающим. Этот поиск не всегда бывает удачен. Например, чтобы привлечь к себе внимание, ребёнок может изменить поведение неожиданным образом: весёлый, активный малыш вдруг становится капризным, а угрюмый, замкнутый – необычайно активным.
В эти месяцы может обнаружиться несовместимость темпераментов, черт характера, привычек ребёнка и семьи. Некоторые родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился не такой ребёнок, какого они себе представляли. Это же может происходить и с ребёнком, у которого тоже есть свое представление о семье, маме и папе. С этим образом связывается ожидание праздника, прогулок, игр… А взрослые, решив, что ребёнок уже вполне освоился дома, занимаются своими делами, либо чрезмерно опекают ребёнка, контролируя каждый его шаг.
Как отмечают психологи, на этом этапе адаптации у детей можетт быть повышенная чувствительность, необъяснимые припадки злобы или плача, усталость, тревога и даже признаки депрессии. Возвращаются энурез и вредные привычки. Иногда поведение ребёнка может не соответствовать его возрасту, он как бы возвращается в младенчество: перестаёт самостоятельно одеваться, пользоваться горшком, предпочитает играть с детьми младшего возраста. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращёнными в детский дом, поэтому отказываются покидать дом, боятся остаться одни, без родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, опасаясь, что они уйдут и не вернутся. Или же ребёнок, наоборот, может потребовать, чтобы его отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью различных чувств. Это и боязнь полной зависимости от людей, к которым он ещё полностью не привык. Это может быть и просто тоска по нянечкам и воспитателям, которые заботились о нём, по своим друзьям в детском учреждение. Можно уточнить у ребёнка, хочет ли он съездить в гости или «насовсем», потом предложить подумать до утра, а утром сказать: «Теперь твой дом здесь. Мы хотим, чтобы ты жил с нами, но удерживать насильно тебя не станем». Если ребёнок маленький, достаточно просто сказать: «Ты теперь живёшь с нами, и мы тебя никуда не отдадим. А в детский дом мы съездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии».

Этап третий

Чем больше ребёнок будет доверять родителям, ощущать контакт с ними, взаимное понимание, тем быстрее у него исчезнут страх и тревога. Эта третья стадия адаптации, когда и у ребёнка, и у родителей появляется ощущение постоянства отношений. Они становятся близкими людьми.
Об успешной адаптации свидетельствует изменение облика ребёнка. Исчезает напряжённое выражение лица, проходят многие аллергические реакции. Ребёнок прибавляет в весе, расцветает, становится оживлённым и отзывчивым, принимает активное участие в делах семьи, без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни, начинает шутить и обсуждать с родителями свои проблемы и трудности. Он чувствует себя свободно, становится более независимым, самостоятельным. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает своё плохое поведение, сочувствует и сопереживает родителям. Начинается обычная семейная жизнь.
По материалам, предоставленным отделом опеки и попечительства подготовила

Серафима БЕЛЕВИЧ

Если вас заинтересовала наша информация, обратитесь в отдел опеки и попечительства Местной Администрации города Кронштадта по адресу: Кронштадт, ул. Зосимова, д. 11, каб. 1, 2 или позвоните по телефону: 311-25-41 — специалисты отдела опеки и попечительства Елена Анатольевна Паршина и Любовь Вячеславовна Комарова ответят на все интересующие вас вопросы.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: