Александр ШЕИН: «Несколько слов о власти…»

Об истоках  местного самоуправления в России, об его исторических корнях и традициях — серия материалов депутата Муниципального Совета Александра ШЕИНА. 

Если государственная власть в России как один раз установилась, так и не прекращалась, менялись только ее формы, то местное самоуправление то исчезало, то снова появлялось. Оно возрождалось в форме вече, земства, советов, а в 1998 году возникло как муниципальные образования. Тогда 8 февраля прошли первые выборы в муниципальные советы Санкт-Петербурга и были сформированы первые муниципальные органы. Тогда от них многого ждали, поскольку еще была свежа память о деятельности районных советов. Но далеко не все надежды оправдались, поскольку полномочия новой власти оказались сильно ограниченными.
Но, несмотря на скудный бюджет и всякие другие трудности, местное самоуправление крепло, развивалось и набиралось опыта. История этого пути детально отражена на газетных страницах, поэтому я буду писать о другом. О том, чего бы хотелось.
Недавно из самого верхнего эшелона власти прозвучали слова о назревшей политической реформе, в том числе и на уровне местного самоуправления. Предвосхищаю будущие разговоры о расширении полномочий, о повышении ответственности, о перераспределении бюджетов. Это все правильные и очень важные темы, но есть один момент, к которому уже все привыкли, и воспринимают его как данность, хотя до 1993 года все было совсем по-другому. Это отделение местного самоуправления от государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти — это записано в Конституции. Но так было не всегда. До 1993 года местные советы были органами государственной власти и успешно справлялись со своими обязанностями. О деятельности Кронштадтского совета до сих пор вспоминают с уважением, и здесь Кронштадту есть чем гордиться.
Сейчас же в Кронштадте двоевластие: государственная власть в лице районной администрации и местное самоуправление в лице муниципального совета и Местной Администрации. И хотя эти две власти дружат и живут в согласии, но это два совершенно различных мира. Их разделяет не только законодательная база, у каждой власти свой пафос, свое мировоззрение, своя мотивация действий. Одна власть тяготеет к людям, другая воплощает волю губернатора.
Может, я и ошибаюсь, но, тем не менее, убежден, что в России должна быть одна власть, хорошо управляемая сверху и крепко контролируемая снизу. Для этого местное самоуправление должно входить в систему органов государственной власти. Инициативы снизу должны двигаться вверх по вертикали власти, а не оставаться на местном уровне. Тогда местное самоуправление действительно станет школой управленческих кадров, как это и было раньше. Депутатом это прибавит ответственности, государственным служащим уважения к населению, а в целом придаст устойчивость всему государству.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: