КРОНШТАДТСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД : НАЗАД — В БУДУЩЕЕ
Уникальное российское предприятие отечественного судостроения и судоремонта отмечает свой очередной юбилей. За весь прошлый и начало нынешнего веков о легендарном городе Кронштадте написано и издано немало книг, брошюр, статей, в которых так или иначе авторы упоминали о градообразующем предприятии. Но вот что удивительно и печально: никто, никогда не сделал попытки воссоздать наиболее полную и объективную историческую картину строительства, развития и жизни Морского завода. Не написал книгу, которая содержала бы в себе не только этапы, факты, названия объектов, судов, вышедших в разное время из доков предприятия, но — имена тех, кто своими головами, руками, неимоверными порой усилиями, жизнями, наконец, вносил огромную лепту в создание российского судостроения и судоремонта, тех, чьи судьбы были и до сих пор связаны с нашим славным предприятием. Да, были попытки вспомнить, рассказать… И вот пришло известие: к 155-летию завода подготовлена и запущена в печать книга о КМОЛЗ. Что ж, как говорится, будем ждать подарка и в своё время сообщим о нём нашим читателям. А пока вспомним историю…
Истоки
В книгах известного специалиста по истории военно-морского флота В. Я. Крестьянинова «Кронштадт. Крепость. Город. Порт», историка-краеведа М. А. Шлендовой «Город морской славы» и в других изданиях о Кронштадте авторы довольно основательно прослеживают историю создания Морского порта и Морского завода.
Разумеется, созданию Пароходного завода предшествовало немало событий государственного масштаба стратегического и экономического характера. Вот что пишет по этому поводу составитель сборника по истории Кронштадта М. Шлендова: «Появление бердовских пароходов, успехи нового вида водного транспорта…, применения за рубежом в качестве главного двигателя паровых машин на военных кораблях послужило толчком к внедрению и на отечественном военно-морском флоте этого двигателя… Возникла необходимость в создании предприятия по выпуску двигателей. В 1844 году… решено было построить такой завод в Кронштадте. Тому были свои причины. Важным обстоятельством в пользу выбора выдвигалось то, что в Кронштадте базировался Балтийский флот, здесь уже действовали ремонтные мастерские с сухими и плавающими доками. Здесь же происходила и достройка новых судов. Главным строителем Пароходного завода был назначен инженер-майор Лебедев, а его помощником инженер-капитан Биялко. Место для постройки завода было выбрано царем Николаем I».
История строительства предприятия, как и всего значительного, что в те времена создавалось и возводилось в России и особенно в её столице, трагична. Механизмы использовались самые примитивные, преобладал сугубо ручной труд, средств катастрофически не хватало. Из-за этого строительство, начатое 11 февраля 1847 года, 13 ноября было приостановлено. Далее ввод в строй частей завода задерживался из-за Крымской войны. И всё-таки предприятие строилось. «С работой спешили, нанимая много людей. В начале 1847 года работало 6454 человека. Огромных усилий потребовали работы от простых тружеников, чьи имена не найдёшь в царских отчётах. Труд вольнонаёмных рабочих и казённых крепостных был преобладающе ручным. Надрываясь от тяжёлого труда, умирая от голода и болезней, эти люди проклинали остров, на котором их век был так короток… Надрывающиеся от непосильного труда в Кронштадте, рабочие сложили песню:
«Расскажи, крещёный люд,
Отчего народы мрут,
С Покрову до Покрову
На проклятом острову»
…В октябре 1857 года строительство завода перешло в руки управляющего Пароходным заводом, которым был назначен инженер-механик капитан А. И. Соколов. 17 января были пущены в действие станки для изготовления заклёпок и производства гаек. В том же месяце завод приступил к ремонту главной машины парохода-фрегата «Скорый».
В конце февраля основные работы по строительству завода были закончены. А 4 марта 1858 года после торжественной церемонии завод был принят в число действующих предприятий. Эта дата является днём рождения Морского завода.
…Практически ни один корабль Балтийского флота не миновал Морского завода. Здесь рабочие руки прикасались к металлу первых русских броненосцев, лучшего в мире эсминца «Новик». Здесь готовили корабли к ледовым походам, когда нужно было срочно оказать помощь челюскинцам, экспедиции Нобиле, снять со льдины героев-папанинцев, ледоколы «Ермак», «Красин». На заводе проходил докование первый в мире атомоход «Ленин», здесь ремонтировались дизель-электроходы «Лена», «Обь», «Михаил Сомов», которые доставляли на материк безмолвия — Антарктиду — советские научные экспедиции. В доках завода проходили ремонт такие известные научно-исследовательские судна как «Иван Крузенштерн» и «Космонавт Юрий Гагарин»…
Война
Великая Отечественная стала для предприятия таким же суровым испытанием как и для фронта, как и для всей страны. В. Я. Крестьянинов в своей книге пишет:
«С началом войны Морской завод был переведён на двухсменную работу с 12-часовым рабочим днём, установлено дежурство, создана местная противовоздушная оборона, усилена охрана доков и других важных объектов, ужесточён пропускной режим. 345 рабочих и служащих ушло в народное ополчение, более 300 мобилизовано в армию и на флот. Места ушедших на фронт мужчин у станков занимали женщины и подростки. Люди работали с огромным энтузиазмом, многие просили отправить их на фронт. Уже в первые дни войны благодаря усиленному графику работ и ударному труду был закончен ремонт сторожевых кораблей «Туча» и «Снег», канонерской лодки «Пионер» и ряда других кораблей и судов. В июле и августе 1941 г. из 26 кораблей, находившихся в ремонте, 14 были введены в строй. Огромный объём работ выполнен на заводе по переоборудованию и довооружению боевых кораблей зенитными средствами… С начала войны и до 20 марта 1944 г. в Кронштадте отремонтировано 615 кораблей и вспомогательных судов, из них докование прошли 322…»
В мае 1944-го за успешное выполнение боевых заданий командования по ремонту и вводу в строй кораблей Краснознаменного Балтийского флота завод был награждён Орденом Ленина.
После окончания Великой Отечественной «завод, как и город, быстро залечил свои раны — военно-морскому флоту требовалась ремонтная база, уникальный доковый комплекс, сохранивший свое значение до настоящего времени. Завод выполнял и мирные заказы. В Кронштадте проходил докование, подготовку к ходовым испытаниям и первому арктическому походу первый в мире атомный ледокол «Ленин». В течение многих лет специально в док имени Велещинского приходила плавучая база китобойной флотилии «Юрий Долгорукий». На заводе было капитально отремонтировано одно из самых больших в мире парусных судов «Седов». Ремонтировали кронштадтцы и второй такой же гигант «Крузенштерн». Проходили ремонт и известные полярные суда — турбоэлектроход «Лена», научно-исследовательское судно «Михаил Сомов». Гостями Кронштадтского завода были не только корабли и подводные лодки Балтийского флота, но и Северного, и Черноморского флотов. Как и в старину через Кронштадт проходили все построенные на ленинградских заводах крупные надводные корабли. Атомный крейсер «Киров» с 28 мая по 14 июля 1980 г. стоял в доке имени Велещинского».
На взлёте
В 70- 80-е годы Кронштадтский Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени Морской завод был, без преувеличения, на взлёте. Предприятие стало поистине градообразующим. Здесь трудилось более 7000 кронштадтцев! Апогей развития завода проявился буквально во всех направлениях его деятельности. За эти славные годы осуществлялось и было осуществлено колоссальное техническое перевооружение и широкая реконструкция производства, освоен ремонт кораблей новых проектов. Введены в строй центральная котельная на газе, компрессорная, целый блок цехов. Среди них — цех радиоэлектроники. Создана автоматизированная система управления производством. Построены и оборудованы более тридцати объектов социальной инфраструктуры: общежития для работников, жилые дома, медсанчасть, пионерский лагерь «Зеленый Мыс», спорткомплекс «Маяк», стадион; широкое развитие получили базы отдыха «Янтарный берег», «Пятигорск», «Лазаревское». Да разве всё перечислишь… Руководил заводом в это время, без преувеличения, выдающийся человек, орденоносец, гражданин Александр Фёдорович Ушаков (думается, заслуги этого руководителя, да и не только его, будут оценены в ближайшем будущем).
Разумеется, «нейтронная бомба» периода перестройки и особенно постперестройки, бездарных реформ впрямую отразилась на делах Морского завода, а значит, и всего Кронштадта. Началась эпоха безвременья. Насколько нам известно, сегодняшнее руководство предприятия пытается поставить его на ноги, однако после развала, раздела и прочего сделать это непросто, даже при наличии оборонных и иных заказов. Но — лиха беда начало! Уверена: будет ещё праздник на улице этого уникальнейшего в России предприятия. В последнем нашем разговоре с Ушаковым Александр Фёдорович спросил: «Правда, хорошо мы работали?». Тогда не знала, что ответить, а теперь ответила бы: «Отлично! Самоотверженно, честно, красиво!» И ничего не пропадает просто так, без следа. И мы ещё вернёмся. Из прошлого — в будущее.
Имена
«Пришли иные времена, взошли иные имена…», — написал поэт. Сколько лет прошло, а не взошли. Поэтому сегодня, в преддверии юбилея, вспомним тех, кто стоял у самых истоков, кто руководил, трудился во славу нашего замечательного предприятия. Конечно, нельзя объять необъятного, поэтому пусть не обижаются те, кого мы сегодня не упомянули. Лицом к лицу всех не увидать. Но всё — впереди.
Морским заводом руководили:
1846 — начало строительства — В. П. Лебедев; 1857-1878 — А. И. Соколов; 1878-1886 — П. И. Суйковский; 1886-1888 — А. А. Поликарпов; 1888-1896 — В. И. Афанасьев; 1896-1899 — Е. М. Заозерский; 1899-1905 — А. П. Нонтьев, 1905-1908 — Загуляев; 1908-1913 — Г. И. Евгеньев; 1914-1917 — П. И. Онищенко; 1917-1920 — Ф. К. Хлестов; 1920-1930 — И. А. Ягунов; 1930-1934 — И. М. Есиков; 1934-1937 — Колпаков; 1937-1938 — Крачковский; 1938-1943 — Б. М. Волосатов; 1943-1947 — А. А. Бурлаков; 1947-1951 — П. Я. Киршенин; 1951-1953 — А. В. Куницын; 1953-1958 — А. С. Кудрин; 1958-1960 — М. В. Куликов; 1960-1964 — В. А. Волков; 1964-1968 — А. М. Геворков; 1968-1972 — Ю. М. Васильев; 1972-1992 — А. Ф. Ушаков; 1992-1998 — В. И. Кучерявенко; 1998-2000 — В. М. Шорохов; 2000-2006 — Н. И. Шокало.
Среди ведущих специалистов:
В. Н. Турьев; Д. С. Локшин; М. М. Чернявский; Н. А. Тихомиров; А. М. Фоменко; Н. А. Петров; М. Г. Николаев; З. Р. Рябоконь; Ю. Н. Филин; Е. А. Листратов; В. Н. Кусков; Е. В. Коломир; В. Г. Гальченко; В. Ф. Миронов; Ф. Ф. Улиткин; Л. М. Нотович; Г. Н. Мухамедзянов; Е. Л. Емельянов, А. А. Лезин; В. В. Лукша и многие другие.
Руководители городского уровня, выходцы из Морского завода:
Ю. П. Филатов; М. Ф. Петрук; Б. П. Тарбаев; Ф. В. Кармазинов; К. А. Гладышев; Л. Е. Щербакова; В. М. Никитин; А. В.Турикин; Г. П. Филин; В. Г. Бутенко; С. Л. Шихова; Н. И. Жуков и другие.
Дорогие заводчане, все, кто был и остаётся связанным с нашим замечательным предприятием, с юбилеем вас, с праздником!
Подготовила
Лидия КУЛИКОВА
Написать комментарий: