ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. Коньки

Уважаемый читатель! Публикацией этого материала мы продолжаем серию рассказов о спорте давно минувших дней. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и всероссийского, и даже мирового спорта.

(Начало в № 3, № 5)

Первые соревнования

Для разрешения этой парадоксальной ситуации, попробуем. Известно ли вам, что англичане считают: бег на коньках стал спортом тогда, когда были проведены первые официально зафиксированные соревнования. По имеющимся в Международном союзе конькобежцев материалам, такие соревнования были проведены в Великобритании в январе 1763 года. Тогда на дистанции 15 миль (24140 м) вышли на старт два человека. Вот как это описывает журнал «Бритиш мэгезин»: «Соревнования были выиграны мистером Лэмбом, который пробежал это расстояние за 46 минут».
Опираясь на международный опыт, мы приходим к выводу, что конькобежный спорт в России родился 17 февраля 1874 году, когда на катке Юсупова сада были проведены первые состязания «в скорости бега на коньках». Программа, составленная членами Речного Яхт-Клуба Михельсоном и Лоренцом, сегодня, быть может, вызовет улыбку: «Бег скорости, от эстрады вокруг острова», «Бег на скорость со стульями, служащими для обучения новичков», «Парный бег», который партнеры должны были пройти так называемым «голландским шагом». И, тем не менее, это были настоящие состязания со всеми его атрибутами: промеренной дистанцией, программой, с оговорёнными условиями соревнования, независимым судейством и награждением победителей.
В тот день, как читаем в журнале «Яхта» №3 за 1874 год, при звуках хора военных трубачей на катке празднично украшенного Юсупова сада на старт вышли пять лиц, из которых Николай Бенуа (1-й) прошёл дистанцию «от эстрады два рейса вокруг островов» за 1 мин. 38 сек. и получил приз — серебряный портсигар.
В этот же день на льду катка Юсупова сада родилось и фигурное катание или, как тогда его называли «состязание в искусстве катания на коньках». По условиям программы нужно было показать умение в исполнении «голландского шага», «двойной петли», «буквы «S» «проехаться вперёд и задом», «исполнить вальс под музыку» и ещё семь непростых фигур.
Соревновались двое. Первым был признан г. Стаммер, который получил серебряный портсигар и брошку с изображением конька. Второй приз — серебряный портсигар — вручили г. Стефаницу. Оба победителя были членами Санкт-Петербургского Речного Яхт-Клуба, яхтсмены.
С этого дня состязания «в беге на скорость» и «искусстве катания на коньках» Речной Яхт-Клуб начинает проводить ежегодно. Вплоть до закрытия своего катка на прудах Юсупова сада в 1877. Для любознательных напомним, что в 1875 и 1876 годах чемпионом в скоростном беге Речного Яхт-Клуба был М. Пфеффер, в «исполнении разных фигур» — г. Гессен, в 1877 году — г. Н. Бенуа, а вот в «исполнении фигур» конкуренты (В. Срезневский, Н. Штамер Э. Стефаниц) между собой «состязаться не пожелали».
Так что авторы фундаментального труда «Отечественная история фигурного катания» А. Н. Мишин, Ю. В. Якимчук и К. З. Гуляев заблуждаются, ссылаясь на журнал «Всемирная иллюстрация» (1878, №481), что первое состязание в скорости бега на коньках состоялось в Санкт-Петербурге… лишь 5 марта 1878 года.

Из Кронштадта
в Петербург и обратно.
На коньках

Увлечение коньками в столице, конечно, не могло остаться незамеченным в Кронштадте, тем более, что Санкт-Петербургский Речной Яхт-Клуб имел прекрасные отношения с военными моряками. Кроме того, в целях укрепления связи с военным флотом при посещении морскими офицерами катка Речного Яхт-Клуба в Юсуповом саду, с них брали за сезон всего 5 рублей, что было ниже цены, объявленной для других посетителей.
Первое упоминание о кронштадтском катке мы нашли в «Кронштадтской газете» за 18 февраля 1859 года: «Итак, к делу! Давайте людей с лопатами, метлами, скребками. Давайте их больше. Двадцать, сорок, пятьдесят, даже сто. И велите расчистить им катки. Посылайте туда музыку, давайте коньки, кресла. И сами являйтесь сюда с царицами, законодательницами, украшением наших балов. Каток! Каток! Скорее каток, господа!»
Был ли услышан его призыв по оборудованию катка, сказать трудно, но то, что в Кронштадте того времени уже были энтузиасты катания на коньках, подтверждено документально. 16 ноября 1862 года «Кронштадтский Вестник» засвидетельствовал, что «один любитель прокатился из Кронштадта в Петербург и обратно на коньках».
Как оказалось, этот храбрец оставил Кронштадт в час по полудни при довольно свежем ветре. Но при входе в Елагинский фарватер «был вынужден снять коньки, темнота делала дальнейшее путешествие по льду неблагоразумным. Совершенно измученный, он добрался пешком до зданий Васильевского острова, где и заночевал. На другой день в 11 часов утра наш скороход снова вышел на лёд недалеко от Васильевского острова. Погода была прекрасная, ветер попутный, так что, несмотря на некоторые неровности льда и необходимость обходить полыньи, одинокий путник, прибыл в Кронштадт в 1 час 34 минут дня, сделав весь переход за 2 часа 23 минуты».
Неплохое время, если учесть, что бежал он свою дистанцию, длиною в двадцать пять километров не на идеальной ледовой дорожке современного стадиона и не на беговых коньках фирмы Viking, а по незнакомой пересечённой местности, в лучшем случае, на стареньких «яхтклубских коньках». Интересно, а где же тренировался наш путешественник? Первое, что приходит в голову, это, конечно, кронштадтский прославленный каток на Итальянском пруду. Но нет! Каток на Итальянском пруду откроется только в 1867 году.

Борис БРИЛЬ

(Продолжение следует)

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: