МОРСКАЯ СТРАНИЦА

«ДО ЛУНЫ И ОБРАТНО» НА ПЕРЕКОПЕ

Восемнадцатого ноября на Восточной Усть-Рогатке, где с Петровских времен дислоцируются корабли Российского флота, экипаж и ветераны учебного корабля I ранга «Перекоп» в 35-й раз провели ритуал торжественного подъёма Военно-морского флага, который проходит один раз в год — в день рождения военного корабля. На церемонию прибыли офицеры Военно-морского флота России четырех поколений, от молодого лейтенанта до убеленного сединами адмирала.
Всем им в разное время выпала судьба служить или проходить практику на «Перекопе».
Казалось бы, откуда такое внимание к 35-летнему кораблю Балтийского флота, оружие которого успело устареть за годы службы, а корпус и оборудование требуют капитального ремонта? Но УК «Перекоп» не просто боевая единица российского флота, а учебный корабль, в кубриках и на палубах которого вот уже 35 лет из 18-20 летних юношей готовят защитников морских рубежей Отечества. Для большинства из них «Перекоп» стал тем кораблём, на палубе которого они впервые в жизни вышли в открытое море.

Офицера Военно-морского флота невозможно подготовить на берегу. Какими бы отличными специалистами ни были преподаватели, какие бы современные ни стояли в аудиториях тренажёры — только в море выковывается офицерский характер и приобретаются практические навыки.

Стражи моря петровских времён

Известно, что современный облик русского флота вырос из ботика Петра I. Великий царь-реформатор, начав с прогулок под парусом меж берегов Переяславского озера в 1694 году, уже через 20 лет разгромил шведскую эскадру в Гангутском сражении. Однако молодой, стремительно развивающийся Балтийский флот испытывал тогда огромный кадровый голод. Адмиралов, командиров кораблей и офицеров нанимали в Европе за большие деньги.
С постройкой флота начали готовить и русских мореплавателей. В 1701 году по указу Петра в Москве была открыта «Школа математических и навигацких наук». К 1711 году в ней обучалось уже до 500 человек. Курс обучения состоял из трёх ступеней. Учащиеся высших классов проходили обязательную практику на морских кораблях «навигаторами». В 1716 году учреждается воинское звание «гардемарин» (от французского garde de marine — страж моря или морской гвардеец). Это звание заменило звание «навигатор» в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана.
Петровский Морской Устав 1720 года так определял корабельную практику гардемаринов Морской академии: «Оные повинны в науке своей, которую получили в школах, всегда обращаться, для чего определяется им время 4 часа в день, для разных наук…»
По окончании кампании гардемарины предъявляли командиру комплект корабельной документации, заполненной ими самостоятельно.
В свободное время гардемарины жили вместе с матросами и выполняли их обязанности. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина больше 20 лет.

В учебном отряде — устаревшие корабли

До конца XIX века морское военное образование в Российской Империи пережило немало преобразований. К 1891 году «Морской кадетский корпус», именно так стала именоваться кузница офицеров русского флота, состоял из 6 классов, в которых обучались 320 воспитанников. Три младших класса назывались общими, три старших — специальными. Учащиеся последнего класса имели воинское звание «гардемарин» и по выполнению ими необходимого плавательного ценза производились в «мичманы» — первое офицерское звание Императорского флота.
Учебная практика кадет и гардемарин проходила на кораблях «Отряда судов Морского Корпуса». Этот отряд формировался ежегодно из кораблей Балтийского флота на время «летней кампании» приказом по Морскому ведомству. В учебный отрядвходили устаревшие корабли, которые редко покидали пределы Балтийского моря. Перед выпуском из Корпуса гардемарины стажировались уже на кораблях «Практической эскадры Балтийского моря», составляющих ядро Балтийского Флота.

«Океанские» походы

Первым по настоящему учебным кораблем в России стал пароход «Океан». Построенный в Германии на основе пассажирского лайнера, «Океан» в 1902 году вошел в состав Балтфота в качестве учебного корабля. При водоизмещении почти в 12 тысяч тонн и дальности плавания до 7 тысяч миль он мог брать на борт до 600 пассажиров-практикантов. Характеристики корабля позволяли ему совершать океанские штурманские походы. Практику на «Океане» проходили не только будущие офицеры, но и «нижние чины», обучавшиеся в машинных, артиллерийских и минных школах.
«Океан» стал и первым учебным кораблем Советской России. Слушатели Военно-Морского Училища, именно так стал называться Морской Корпус после Октябрьской революции, в 1922 году совершили на нем дальний поход по маршруту Петроград-Киль-Петроград. В этом походе «Океан» был переименован в «Комсомолец». Первому учебному кораблю судьба отмерила почти 60 лет жизни. До Великой Отечественной войны он обеспечивал практику курсантов совместно с крейсером «Аврора» и учебным судном «Ленинградсовет». В 1956 году «Комсомолец» стал плавучей казармой, а в 61-м -выведен из состава ВМФ и разобран на металл.

«Михаил Кутузов» и «Бородино»

После войны начался стремительный рост боевого состава ВМФ. Флот становился океанским, требовалось много грамотных офицеров. Устаревшие учебные корабли и суда уже не могли удовлетворить требования современного учебного процесса. Основной упор в обеспечении корабельной практики лег на артиллерийские крейсера проекта 68-бис, такие как «Мурманск», «Михаил Кутузов» и другие. Частично практика курсантов проходила и на боевых кораблях других проектов. Однако современный боевой корабль, будь то крейсер, эсминец или сторожевик, не способен предоставить курсантам полноценные возможности для обучения, так как на нем отсутствуют необходимые для организации учебного процесса помещения, да и жилые помещения не позволяют разместить большое количество «пассажиров». Любой «лишний» человек на современном боевом корабле вынуждает тесниться экипаж, и так находящийся не в самых комфортных условиях.
Вопрос обеспечения учебной, в первую очередь штурманской, практики курсантов встал так остро, что уже в конце 60-х командование ВМФ приняло решение переделать в учебные корабли две плавбазы обеспечения подводных лодок — «Гангут» и «Бородино», строящиеся на верфях николаева. При полном водоизмещении около восьми тысяч тонн, учебный корабль проекта 1886У мог принимать на борт до 450 курсантов, при этом сохраняя специальное техническое оборудование, позволяющее ему действовать по первоначальному предназначению — как судну обеспечения и снабжения подводных лодок. Однако такая унификация отрицательно сказалась на обитаемости учебного корабля — плавбазы. Условия проживания курсантов были предельно аскетичны. Достаточно сказать, что система питания личного состава на этих кораблях была «бачковой», то есть на борту не было даже отдельного помещения для приема пищи. Да и учебное оснащение кораблей проекта 1866У оставляло желать лучшего.
Но, несмотря на недостатки, «Гангут» и «Бородино» успешно обеспечивали учебную практикукурсантов вплоть до середины 1990-х. Судьба их сложилась по-разному. «Бородино» в 1978 году был передан на Тихоокеанский Флот, где стал обеспечивать практику курсантов ТОВВ-МУ им. Макарова. В начале 90-х, в связи с плохим техническим состоянием, был поставлен в ремонт, а в 1996 году исключен из состава ВМФ. «Гангут», пройдя в 1992 году восстановительный ремонт в Югославии, продолжал обеспечивать практику курсантов до 1997 года. В 1997 году корабль передали пограничникам, которые планировали его использовать как штабной корабль, но поставленный к стенке Кронштадтского Морского завода на реконструкцию, он в итоге в 1998 году был списан и продан на металлолом.

Заложен идеальный УК

На основе полученного опыта эксплуатации кораблей проекта 1886У, в начале 1970-х командование ВМФ решило построить специализированные учебные корабли. В связи с большой загруженностью отечественных конструкторских бюро и верфей, проектирование и строительство учебных кораблей было поручено польским судостроителям. на основе технического задания, выданного ВМФ СССР, Щецинским судостроительным конструкторским бюро, был спроектирован учебный корабль проекта 887. Головной корабль был заложен в 1974 году и получил название «Смольный».
Конструкторам удалось создать практически идеальный для своего времени учебный корабль. На борту УК типа «Смольный» оборудованы более 10 специализированных учебных помещений. Два штурманских класса, оснащенных репетирами и индикаторами всех корабельных средств навигации, две учебные аудитории для теоретических занятий, артиллерийский класс, радио- технический класс, такелажный класс и другие. Восьмая палуба корабля спроектирована специально для астрономических наблюдений курсантов и оборудована штурманскими столиками с подсветкой. На полуютах размещены шесть учебных гребных шлюпок с возможностью установки парусного вооружения, на шлюпочных палубах — три учебных моторных баркаса.
Обитаемость корабля позволяет разместить на борту до 300 курсантов, по кубрикам вместимостью 30 человек каждый, и до 30 преподавателей в двухместных каютах. Корабль спроектирован так, что быт и учеба курсантов не мешают работе экипажа.
Всего учебных кораблей типа «Смольный» с разницей в один год было построено три — «Смольный», «Перекоп» и «Хасан». новые «учебники», вместе с ветераном «Гангутом», малым учебным кораблем «Луга» и учебными катерами, были организационно сведены в бригаду учебных кораблей, которая подчинялась напрямую командиру Ленинградской военно-морской базы. Достаточное количество кораблей и катеров, а также отдельная организация боевой подготовки этого соединения позволили командованию ВМФ выстроить идеальную систему круглогодичной подготовки курсантов и переподготовки офицеров всех корабельных специальностей. Служба на кораблях бригады учебных кораблей считалась одной из самых почётных на флоте, на офицерские должности назначались лучшие из лучших. В 70-е — 80-е годы прошлого века учебные корабли ВМФ СССР практически круглогодично находились в море, посещали с визитами порты дружественных Советскому Союзу государств, выполняя в том числе и политические задачи.
Судьба этих трёх учебных кораблей сложилась по-разному. Самого молодого из них «Хасана» уже не существует, был продан на металл в смутные 90-е. «Смольный», в те же 90-е годы, находясь не в самом лучше техническом состоянии, надолго оставался прикованным к пирсу, лишь изредка совершая небольшие походы по Балтийскому морю. И только «Перекопу», благодаря счастливому жребию, всегда доставались самые интересные походы.

Счастливец «Перекоп»

Его флаги расцвечивания видели на рейде жители практически всех крупных европейских портов, а также Бизерты, Гаваны и колумбийской Картахены. Всего же за 35 лет службы кораблем пройдено более 400 тысяч морских миль, что сопоставимо с полетом на Луну и возвращением обратно.
При строительстве «Смольного» и «Перекопа» польские корабелы заложили огромные возможности для модернизации, что позволило ему продолжать активную жизнь. Так, например, УК «Смольный», недавно завершив капитальный ремонт на судоремонтном заводе в Болгарии, сегодня готовится к возвращению из Черного моря в Кронштадт. Встать на капремонт предстоит и «Перекопу».
Будем надеяться, что ещё долгие годы жители Кронштадта и приморских городов Европы, Африки и Америки будут встречать на рейде порта легко узнаваемый силуэт, а в эфире Балтийского, Средиземного морей и Атлантического океана по-прежнему будет звучать: «Ай эм рашн трэйнин шип Перекоп».

Андрей КРАСНОБАЕВ,
член экипажа УК «Перекоп»
2007-2011

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: